Толкования на Чис. 23:8

Свт. Григорий Нисский

Как прокляну я? Бог не проклинает его. Как изреку зло? Господь не изрекает на него зла

Да посрамится, как говорит апостол, противный, ничто же имея глаголати (Тит.2:8). Поэтому и голос призванного для проклятия произносит: Что проклену, его же не кленет Господь? - т.е. как буду злословить не давшего пищи злословию? У него, поскольку взор обращен к Богу, то и жизнь не уязвима пороком.

О жизни Моисея законодателя.

Блаж. Феодорит Кирский

Ст. 8-10 Как прокляну я? Бог не проклинает его. Как изреку зло? Господь не изрекает на него зла. С вершины скал вижу я его, и с холмов смотрю на него: вот, народ живет отдельно и между народами не числится. Кто исчислит песок Иакова и число четвертой части Израиля? Да умрет душа моя смертью праведников, и да будет кончина моя, как их

Какую силу имело бы проклятие волхва без Божия на то соизволения? Оно не имело бы никакой силы; потому что ложно было господствовавшее о сем мнение. Но поелику народ израильский, часто впадая в беззакония, терпел ниспосылаемые от Бога казни; то Владыка Бог, по немощи их, устроил бывшее с Валаамом. Чтобы, наказываемые Богом, не подумали, будто бы подвергаются бедствиям от проклятий волхва, не попустил волхву проклинать, отъемля чрез это у неразумных повод к ложной мысли. Да если бы проклятия волхва и имели какую-либо силу, то Создавшему все нетрудно было бы соделать их недействительными; как это явно для изучивших божественное. Ибо сказано: «Господь разоряет советы языков, отметает же мысли людей, и отметает советы князей: совет же Господень во век пребывает» (Пс.32:10–11). Впрочем Валаам, и дознав попечение Божие об Израильтянах, покушается преклонить Бога жертвами, полагая, что и Он есть один из богов лжеименных, которых служители их именовали изменчивыми. Сказанное же: «иде прямо» (Чис.23:4) показывает, что действительно хотел он дознать, что ему делать. Посему-то нечистые уста приемлют в себя силу Всесвятого Духа, и изрекают, чего не хотели бы изречь, и взывают: «что проклену, егоже не кленет Господь? или что зло реку, егоже не злословит Бог?» (Чис.23:8) а также предрекают будущее: «се людие едини населятся, и се языки не вменятся. Кто изследит семя Иаковле? и кто изочтет сонмы Израиля» (Чис.23:9–10)? Потом Валаам просит, чтобы и ему иметь общение с Израильтянами: «да умрет душа моя в душах праведных, и буди семя мое, якоже семя их» (Чис.23:10). Поелику же Валак вознегодовал, и думая, что Валаам, видя множество Евреев, произнес благословение, отводит его на другое место, с которого можно было видеть только часть народа: то Всесвятый Дух снова говорит чрез Валаама: «не яко человек Бог колеблется, ниже яко сын человеческий изменяется: Той глаголаше, не сотворит ли? речет, и не пребудет ли?» (Чис.23:19). Естество Божие, Валак, непреложно и неизменяемо. Воля Божия не пременяется, подобно человеческой. «Се благословяяти приведен есмь: благословлю, и не отвращу» (Чис.23:20).

Толкование на книгу Чисел.