Толкования на Чис. 24:6

Свт. Филарет (Дроздов)

расстилаются они как долины, как сады при реке, как алойные дерева, насажденные Господом, как кедры при водах

См. Толкование на Чис. 24:5

Еп. Виссарион (Нечаев)

II. Паримия на вечерне праздника Рождества Христова (Числ. 24:2–3, 5-9, 17–18). В сей паримии излагается благословение Валаама Израильтянам и пророчество его о Звезде от Иакова.

Яко дубравы осеняющие, яко садие при реках, и яко кущы, яже водрузи Господь, и яко кедри на водах

Яко дубравы осеняющие. Сравнение кущей Израильских с дубравами тенистыми имеет тот смысл, что народ Божий, среди окружающего его со всех сторон мира языческого, представляет такое же отрадное зрелище, как оазис среди окружающих его песков и скал, покрытый лесною тенистою чащею. Счастлив путешественник, достигший этого оазиса он найдет здесь прохладу, освежение и покой. Счастлив каждый член избранного народа в среде его, под осенением благословения Божия, он находит все средства для удовлетворения духовных и телесных потребностей. В среде этого же народа скрывается залог благословения Божия для всех народов, из этой среды возникнет некогда ветвь от корени Иессеева, которая тению своею покроет весь мир и даст покой под этою тению всем труждающимся и обремененным стражникам земли. – Яко садие при реках. Благословение Божие, почивающее на избранном народе, делает его подобным цветущим и плодоносным садам, напояемым обильною влагою из прилежащих к ним речных потоков. «Дерево, посаженное при потоках вод, приносит плод свой во время свое, и лист его не вянет» (Пс 1:3). Подобно сему народ, осеняемый благословением Божиим, радует Господа обилием духовных плодов веры и правды, в лице избранных личностей, и ради их наслаждается цветущим внешним состоянием. – Для дерева при потоках вод не страшны ни засухи, ни бури, запас вбираемой им влаги поддерживает в нем движение соков и силу сопротивления буре, – оно гнется от бури, но же сокрушается ею, как сухие деревья. Подобно сему народ Божий будет испытывать много бед и напастей, часто будет прогневлять Господа своими грехами, но по милости Божией благополучно будет переживать беды и напасти, не утратит никогда святого семени и ради этого семени превзойдет другие народы своею живучестью. – Яко кущы, яже водрузи Господь. Кущи водруженные Самим Господом, это небеса. «Он раскинул их, как шатер для жилья» (Ис. 40:22). «В солнце Он положил селение Свое» (Пс. 18:5). Тверды и вековечны эти кущи, ибо пребудут до окончания века. Подобная сему твердость и вековечность свойственна Церкви Божией, насажденной в народе избранном, она сохранится в нем до предопределенного времени, т.е. до явления в мир Христа Спасителя, и преобразится потом в новозаветную Церковь, о которой Основатель ее дал обетование: «созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ее» (Мф. 16:18). – И яко кедри при водах. Кедры поражают вышиною и неблекнущею зеленью и потому служат выразительным образом Церкви Божией, насажденной в народе избранном. Ей суждено высотою Боговедения превзойти все царства человеческие. Великий упадок по внутреннему и внешнему состоянию она будет испытывать пред временем явления в мир Христа Спасителя, но с явлением Его она обновится и станет тою высокою горою, к которой потекут все народы для научения истинному Боговедению (Ис. 2:2–3).

Толкование на паремии из книги Числ