Толкования на Еккл. 2:11

Свт. Григорий Нисский

И призрех на вся творения моя, яже сотвориста руце мои, и на труд, имже трудихся творити: и се вся суета, и произволение духа, и несть изобилие под солнцем

Ибо вся сила и действенность чувств имеет пределом жизнь под солнцем; преступить этот предел и постигнуть разумением блага превысшие естество чувственное не в состоянии. Посему, обозрев все это и подобное сему, обучает не смотреть в жизни ни на что здешнее, ни на богатство, ни на любочестие, ни на начальство над подчиненными, ни на увеселения, забавы и пиршества, и если что иное признается драгоценным; но видеть, что один конец всему подобному — суета, в которой не обретается напоследок обилия. Ибо как пишущие на воде, хотя производят рукою писмена, начертывая на влаге изображения букв, но ни одно из начертаний не остается в своем виде, старание же написать ограничивается одним действием писания; потому что за пишущею рукою следует всегда поверхность воды, сглаживающая начертанное; так все старание о наслаждении и вся деятельность обнаруживаются в том, что делается это. А с прекращением действия и наслаждение изглаждается, и не сберегается ничего на последующее время, и в усладившихся не остается никакого следа веселия, или остатка в удовольствии прошедшей деятельности. Сие-то означает слово изрекшее: «несть изобилие под солнцем» трудящимся о чем либо таком, чему предел суета. Чуждыми сего да будем и мы по благодати Господа нашего Иисуса Христа! Ему слава и держава во веки веков! Аминь.

На Книгу Екклесиаста.

Сщмч. Дионисий Александрийский

И оглянулся я на все дела мои, которые сделали руки мои, и на труд, которым трудился я, делая их: и вот, все - суета и томление духа, и нет от них пользы под солнцем

См. Толкование на Еккл. 2:4

Блж. Иероним Стридонский

И оглянулся я на все дела мои, которые сделали руки мои, и на труд, которым трудился я, делая их: и вот, все - суета и томление духа, и нет от них пользы под солнцем

И оглянулся я на все дела мои, какие сделали руки мои, и на труд, каким я трудился, делая. Кто все делает тщательно и с осторожностью, тот может сказать это: «И вот все суета и томление духа. И нет изобилия под солнцем». Все, что есть под солнцем, Он снова, как и в других случаях, признал ничтожным и, по различию стремлений людских, противоречивым. И нет изобилия под солнцем. Христос в солнце положил селение Свое (Пс. 18:5). Следовательно, кто еще не достиг до света, порядка и постоянства солнечных, в том Христос не может ни обитать, ни изобиловать.

Толкование на книгу Екклезиаст.

См. также Толкование на Еккл. 2:4

Беда Достопочтенный

И оглянулся я на все дела мои, которые сделали руки мои, и на труд, которым трудился я, делая их: и вот, все - суета и томление духа, и нет от них пользы под солнцем

Люди напитывают свои сердца в роскоши и в соответствии с этим наставлением Екклесиаста не возбраняют сердцу, чтобы удовлетворялось каждое желание его и радовалось оно в трудах их, и называют это своей долей, поскольку сами пользуются плодами трудов своих, никак - ни пищей, ни добрым словом - не поддерживая нищего.

На Послание Иакова.

Дидим Слепец

И оглянулся я на все дела мои, которые сделали руки мои, и на труд, которым трудился я, делая их: и вот, все - суета и томление духа, и нет от них пользы под солнцем

Итак, этот труд следует отвергнуть, ибо он - суета; равным образом, напрасно то, что [сделано руками] большинства людей. К ним же он и себя сопричисляет, поскольку и сам - человек. И сказал, что не слушают того, кто, будучи бедным, обличает богатого, но следует, чтобы тот, кто таковое говорит, изведал все человеческое. Стало быть, тогда учение достигнет своей цели и приведет к добру, когда преподающий его знаком с тем, что отвергает, показывая, что сам пользуется этим правильно.

…Мы можем сказать, что тот, кого освещает Солнце правды, не под Ним, но в Нем пребывает. Ибо сказано: Праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их (Мф. 13:43), но не «под солнцем». Если же кто-либо, называющий себя христианином и просвещенным истинным светом, Солнцем правды, творит дела человеческие и усердствует в них, каковы ныне многие из нас, - тот под солнцем. Тот, кто в этом смысле под солнцем, ничего замечательного не добивается: если и тысячи примеров выскажет из Писаний, но по ним не поступает, ничего не добьется.

Комментарии на Екклесиаста.

Лопухин А.П.

И оглянулся я на все дела мои, которые сделали руки мои, и на труд, которым трудился я, делая их: и вот, все - суета и томление духа, и нет от них пользы под солнцем

Надежда Екклезиаста не сбылась. Радости труда не удовлетворили его стремление к счастью. Он увидел, что нет полного счастья (Ithron) на земле.

Толковая Библия.