Толкования на Еккл. 5:1

Свт. Григорий Нисский

Не торопись языком твоим, и сердце твое да не спешит произнести слово пред Богом; потому что Бог на небе, а ты на земле; поэтому слова твои да будут немноги

Послушай совет Екклесиаста, который не произносит слово перед лицем Божиим, потому что Бог на небе, говорит он, а ты на земле (Еккл. 5:1). Сопоставлением этих частей мира, или лучше сказать, их разведением, по моему мнению, он показывает, сколь сильно Божье естество выше мудрости человеческих рассуждений. Ибо насколько звезды выше возможности прикоснуться к ним пальцами, столь же, или лучше, во много раз более естество, превосходящее всякий ум, выше земных умствований. Итак, узнав, сколь велико различие по естеству, будем спокойно пребывать в своих границах. Ибо и безопаснее, и благочестивее веровать, что величие Божье выше разумения, нежели определяя границы славы Его какими-нибудь другими предположениями, думать, что не существует ничего выше постигаемого разумом.

Против Евномия.

Прп. Феодор Освященный

Не торопись языком твоим, и сердце твое да не спешит произнести слово пред Богом; потому что Бог на небе, а ты на земле; поэтому слова твои да будут немноги

Истинно, если блюдет человек уста свои и обретает смирение, ангелы будут ему друзьями уже здесь, на земле; душа его будет благовониями разлитыми; ангелы будут приносить поминовения его пред лицом Бога день и ночь, будь он монах или мирянин. Что до меня, то я знаю многих, кто стяжал великое смирение и старался, чтобы ни о ком не говорить дурно; напротив того, они постоянно уничижали себя и превозносили других, говоря: «В Божьей власти то, чтобы обрести нам малое место на небесах».

Фрагмент.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 1-2 Не торопись языком твоим, и сердце твое да не спешит произнести слово пред Богом; потому что Бог на небе, а ты на земле; поэтому слова твои да будут немноги. Ибо, как сновидения бывают при множестве забот, так голос глупого познается при множестве слов

Не торопись устами твоими, и сердце твое да не спешит произнести слово пред лицом Божиим, потому что Бог на небе, а ты на земле. Посему пусть не многи будут слова твои. Поелику придет сновидение во множестве заботы, и голос неразумного во множестве слов. Многие думают, что в настоящем месте внушается то, чтобы мы не обещали чего-нибудь пред Богом опрометчиво, и не взвесив своих сил, не давали таких обетов, которых не можем исполнить. Ибо при нас присутствует Бог, и хотя Он, по-видимому, на небе, а мы на земле, однако слышит, что мы говорим, и из множества слов обличается наше неразумие. Другие же, объясняя лучше, утверждают, что этим внушается то, чтобы мы ни словом, ни мыслью не размышляли о Боге больше, чем сколько можно, но сознавали слабость свою, – что насколько отстоит небо от земли, настолько наша мысль далека от естества Его, и что поэтому слова наши должны быть сдержанны. Ибо, как занятый многими заботами часто как в бреду представляет то, о чем думает: так желающий размышлять о Божестве слишком много, впадает в неразумие. Или так: слова наши потому должны быть не многочисленны, что и то, что мы, по нашему мнению, знаем, мы видим как бы чрез тусклое стекло, гадательно, и то, в чем уверены, представляем как в сновидении. Когда выскажем слишком многое, то для нас будет ясно, что конец нашего рассуждения – неразумие. Ибо от многоглаголания не избежим греха.

Толкование на книгу Екклезиаст.

Ориген

Не торопись языком твоим, и сердце твое да не спешит произнести слово пред Богом; потому что Бог на небе, а ты на земле; поэтому слова твои да будут немноги

Если же кто слишком поспешно предаст себя этим занятиям, не постигнув таинств Премудрости Божьей и Слова, Которое в начале у Бога (Ин. 1:1), и Самого Бога Сущего, и того, что, следуя Слову и Богу, и Премудрости Его, именно это следует искать и обретать, то таковой необходимо впадает в мифотворчество, словоблудие и лживые фантазии, ввергая себя в опасность нечестия. Потому следует помнить, что сказал Соломон о таковых в Екклесиасте: Не торопись произнести слово пред Богом; потому что Бог на небе, а ты на земле; поэтому слова твои да будут немноги (Еккл. 5:1).

На Книгу Иеремии.


Если же говорится в Книге Екклесиаста: не торопись языком твоим… произнести слово пред Богом; потому что Бог на небе, а ты на земле (Еккл. 5:1), то хочет этим [Писание] указать на различие между теми, кто находятся в уничиженном теле, и Божеством, живущем среди ангелов, возвышенных точно так же через Сына Божия, и среди святых сил, или же и во Христе Самом. Не невероятно, что Христос, собственно, и служит троном Отца; ведь в более широком, аллегорическом смысле называется Он и небом, а Его Церковь, называемая землей, служит подножием ног Его (Ис. 66:1).

О молитве.

Евагрий Понтийский

Ст. 1-2 Не торопись языком твоим, и сердце твое да не спешит произнести слово пред Богом; потому что Бог на небе, а ты на земле; поэтому слова твои да будут немноги. Ибо, как сновидения бывают при множестве забот, так голос глупого познается при множестве слов

Ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно (Рим 8:26). Соломон не столько хочет здесь сказать именно об этом, сколько предписывает не богословствовать безрассудно, ибо невозможно беспрепятственно высказывать о Боге, пребывающем на небесах и избегающем всякого чувственного определения, то, что относится к чувственно воспринимаемому и делать из этого воспринимаемые суждения. Почему и сказано: …слова твои да будут немноги (Еккл. 5:1), иначе говоря, истинны и взвешенны; поскольку, как мне кажется, нечто таковое обозначают следующие слова: Малое у праведника - лучше богатства многих нечестивых (Пс. 36:16); и лучше малое получение с правдою (Притч. 15:29; LXX). Потому что для тех, кто этого не бережет, сказано: Ибо, как сновидения бывают при множестве забот, так голос глупого познается при множестве слов (Еккл. 5:2). Говорит он и о голосе глупого, проявляющемся в лживых словах и вводящем душу в заблуждение; и это - от голоса поносителя и клеветника (Пс. 43:17). Годится для голоса глупого и следующее: … при многословии не миновать греха (Притч. 10:19).

Схолии на Екклесиаста.

Лопухин А.П.

Не торопись языком твоим, и сердце твое да не спешит произнести слово пред Богом; потому что Бог на небе, а ты на земле; поэтому слова твои да будут немноги

С Богослужением неразрывны молитва и обеты. Екклезиаст дает наставления и по этим предметам. Он предостерегает читателя от торопливой и многоречивой молитвы. Сознание величия Бога, живущего на небе, и ничтожности человека, живущего на земле, должно побуждать последнего взвешивать каждое свое слово, говорить от глубины сердца, с смирением и благоговением. И в Новом Завете Спаситель предостерегает от многословной и неблагоговейной молитвы (Мф. 6:7–8).

Толковая Библия.