Толкования на Еккл. 9:11

Блж. Иероним Стридонский

И обратился я, и видел под солнцем, что не проворным достается успешный бег, не храбрым - победа, не мудрым - хлеб, и не у разумных - богатство, и не искусным - благорасположение, но время и случай для всех их

Обратился я и видел под солнцем, что не у проворных бег, не у сильных борьба, не у мудрых хлеб, не у умных богатство, не у сведущих благодать; но что время и случай встретится всем им. Кто связан железными узами и обременён тяжелыми свинцовыми кандалами – ибо «неправда сидит на таланте свинцовом» (Зах. 5:7) и в псалме говорит: «яко бремя тяжкое отяготеша на мне» (Пс. 37:5), – тот не способен к тому бегу, о котором говорится: «течение скончах, веру соблюдох» (2 Тим. 4:7). И тот кто лёгок и душа которого не обременена, тем не менее и он не может достигнуть до конца без Бога. Также когда и будет борьба с противными силами, о которой написано: «освятите войну» (Иер. 6:4), хотя бы он был и силен, не сможет однако победить собственными силами. И совершенный в сынах человеческих и мудрый не будет в состоянии иметь живой хлеб и небесный иначе, как чрез премудрость, увещевающую: «приидите, ядите мой хлеб». И так как есть богатство, о котором апостол сказал: «богатитеся в делах добрых» (1 Тим. 6:18) и в другом месте: «обогатистеся во всяком разуме» (1 Кор. 1:5): то следует знать, что муж мудрый может собирать это богатство не иначе как получив его от Господа, Которому принадлежит это богатство. О нем и в другом месте сказано: «искупление души мужа свое ему богатство» (Притч. 13:8). И благодати хотя бы и образованный муж обрести не сможет, если она не будет сопровождаться ведением и не будет дана от Бога. И Павел, зная это, сказал: «паче всех их потрудихся: не аз же, но благодать Божия, яже со мною» (1 Кор. 15:10) и еще: «и благодать его, яже во мне, не тща бысть». И, в заключение, неведомо для человека, когда придёт время, в которое последует различный исход и конец для всех. Это по смыслу таинственному (secundum αναγωγήν).

В более же простом смысле, этому месту соответствует послание к Римлянам: «ни хотящаго, ни текущаго, но милующаго Бога» (Рим. 9:16). А сказанное: «не у мудрых хлеб» ежедневно доказывается примером многих, которые, будучи весьма умными, нуждаются в необходимом. «Нe у сведущих благодать». Ибо можно видеть, что в церкви процветают некоторые самые невежественные люди: они, приобретши себе самоуверенную осанку и бойкость языка, говоря не думавши, считают себя умными и образованными, особенно если получат благосклонность толпы, которая более услаждается и увлекается легкими фразами. И наоборот муж образованный скрывается в неизвестности, терпит преследования и не только не имеет благорасположения в народе, но чахнет от нужды и бедности. А это бывает потому, что все вращается в положении непрочном и в настоящем нет воздаяния заслугам, а в будущем.

Толкование на книгу Екклезиаст.

См. также Толкование на Еккл. 9:7

Дидим Слепец

И обратился я, и видел под солнцем, что не проворным достается успешный бег, не храбрым - победа, не мудрым - хлеб, и не у разумных - богатство, и не искусным - благорасположение, но время и случай для всех их

Те, кто верят, что дела человеческие ведомы провидением, ничего из совершенного людьми не приписывают их собственному усилию. Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж (Пс. 126:1). Ибо не говорится: «Никто да не строит и не охраняет город», но что должно иметь в виду: если Господь не дарует успеха тому, на что были потрачены усилия, то и сами усилия, и те, кто их прилагал, останутся бесплодны. Нам надлежит положить начало - Бог же дарует успех. Мы приступаем к возведению - Бог содействует и усовершает возводимое; мы учреждаем в городе охрану для себя и неусыпно ее несем - Бог же сохраняет его нерушимым и необоримым против нашествия. Это говорится и в Притчах: Больше всего хранимого храни сердце твое (Притч. 4:23). Но если и больше всего хранимого ты хранишь свое сердце, [все равно] говори Богу: «Ты, Господи, оборони и сохрани нас». Несомненно, эту мысль и Павел подтверждает, когда говорит: Итак, [помилование зависит] не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего (Рим. 9:16). Не от того он отговаривает, чтобы подвизаться в нем и желать его, но чтобы не мнить, будто то, к чему прилагаются усилия, обретет успех его стараниями. Стало быть, изобличается бесплодность многих, кто так выставляет себя - и их самих, и того, над чем они усердствуют. Итак, видел под солнцем (Еккл. 9:11)- суету. Многие резвы в беге - под бегом же он подразумевает активность в делах, - но нисколько не достигают цели, ибо если не примут Бога как помощника, не обретут силу, то не поспеют к конечной цели бега. <…> Не непременно сильные побеждают в войне. Могучим был Голиаф, и не добром для него сложился поединок, но был он заклан, словно безоружный, словно негодный полководец и неопытный воин. А для Давида поединок вышел удачным, и он не полагался на многоразличное оружие, ибо во имя Господа (1 Цар. 17:45) он одержал верх над столь мощным великаном. Тот же, сильно о себе возомнивший, не победил в сражении мощью.

Комментарии на Екклесиаста.

Лопухин А.П.

Ст. 11-12 И обратился я, и видел под солнцем, что не проворным достается успешный бег, не храбрым - победа, не мудрым - хлеб, и не у разумных - богатство, и не искусным - благорасположение, но время и случай для всех их. Ибо человек не знает своего времени. Как рыбы попадаются в пагубную сеть, и как птицы запутываются в силках, так сыны человеческие уловляются в бедственное время, когда оно неожиданно находит на них

Но взирая радостными глазами на жизнь, человек ни на одну минуту не должен забывать о своей зависимости от времени и случая; он должен приготовиться ко всякой случайности, так как обыкновенно случается, что внешний успех не соответствует внутреннему достоинству человека. Благодаря полной неизвестности будущего человек не в состоянии бывает предупредить печальное для него стечение обстоятельств.

Толковая Библия.