Толкования на Еккл. 10:8

Свт. Афанасий Великий

Кто копает яму, тот упадет в нее, и кто разрушает ограду, того ужалит змей

Иудеи хотя знали это, однако умыслили поступить с Господом бесчестно, забыв таким образом, что они сами на себя навлекают гнев Божий; и потому со скорбью взывает о них Божественное определение: Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное? (Пс. 2:1), ибо тщетно было намерение иудеев, поскольку они дали смертный приговор Жизни, и безумие замышляли против Слова Отчего. Ибо кто, видя рассеяние их и запустение града их, погрешит, если скажет: Горе им, ибо умыслили совет лукавый между собой, сказав: свяжем Праведного, ибо непотребен Он нам (Ис. 3:9-10; LXX), - и, конечно, вполне справедливо, братия мои! Ибо, поскольку они заблуждались относительно Писания, то не уразумели и того, что кто роет яму ближнему, тот упадет в нее (Притч. 26:27; LXX), и что кто разрушает ограду, того ужалит змей (Еккл. 10:8). И если бы они не отвратили лица своего от Господа, то имели бы страх пред тем, что еще прежде написано было в божественной книге хвалений: Обрушились народы в яму, которую выкопали; в сети, которую скрыли они, запуталась нога их (Пс. 9:16).

Пасхальные послания.

Прп. Викентий Леринский

Кто копает яму, тот упадет в нее, и кто разрушает ограду, того ужалит змей

Когда они начнут эти божественные речения не только упоминать, но и по своему излагать, и не только швыряться цитатами, но даже и толковать, то тогда станет понятно, что эти люди суть горечь, что они суть бедствие, что они подобны бешеным. Тогда прольется яд новых учений. Тогда явятся простонародные новшества. Тогда сперва увидишь разрушенную ограду (ср. Еккл. 10:8). Тогда передвинутся межи отцов (ср.Притч. 22:28), тогда устранится кафолическая вера, тогда церковная догма будет повреждена.

Памятные записки.

Блж. Августин

Кто копает яму, тот упадет в нее, и кто разрушает ограду, того ужалит змей

Поскольку есть особенная высота, которую вообще не должно исследовать, изыскателя, посягающего на ограду, как предупреждает Писание, ужалит змей (Еккл. 10:8).

Письма.

Блж. Иероним Стридонский

Кто копает яму, тот упадет в нее, и кто разрушает ограду, того ужалит змей

Кто копает яму, тот впадет в нее; и кто разрушает ограду, того ужалит змей. Смысл отчасти простой и отчасти таинственный. И в другом месте сам Соломон 1) сказал: «ископоваяй ров впадется в онь и распростираяй сеть увязнет в ней» (Сир. 27:29), и в Псалме седьмом: «ров изры и ископа и, и падет в яму, юже содела» (Пс. 7:16). А разрушение ограды или стены – это церковные догматы и постановление (institutio), основанное апостолами и пророками; кто разрушит их и захочет обойти, тот в том самом, чем он пренебрегает, поражается змеем, о котором и у Амоса написано: «если сойдет в ад, я повелю змею, и ужалит его» (Ам. 9:3).

Толкование на книгу Екклезиаст.

Лопухин А.П.

Ст. 8-10 Кто копает яму, тот упадет в нее, и кто разрушает ограду, того ужалит змей. Кто передвигает камни, тот может надсадить себя, и кто колет дрова, тот может подвергнуться опасности от них. Если притупится топор, и если лезвие его не будет отточено, то надобно будет напрягать силы; мудрость умеет это исправить

Связь этих стихов с предшествующими понимается различно. Одни находят здесь изображение тех интриг, путем которых добивались высокого положения низшие и глупые люди. Другие видят в этих стихах продолжение характеристики мудрого и глупого. Кто неосторожно берется за рискованные и опасные предприятия, к своей ли выгоде или ко вреду другим, тот легко может повредить себе. Мудрость же научит человека соразмерять желания со своими силами, не расточать непроизводительно своей энергии. Она заранее сознает всю опасность и всю трудность каждого предприятия и умеет во время устранить их. Мудрость умеет это исправить; точнее с еврейского: «преимущество успешного действия — мудрость».

Толковая Библия.

1) По-видимому и бл. Иероним, сообразно с мнением многих как греческих, так и латинских отцов, признает здесь самого Соломона автором книги Премудрости Иисуса сына Сирахова. Предисловие к толкованию на Екклезиаст, где он исчисляет все книги Соломона, но не говорит о принадлежности ему этой книги, противоречит однако же такому мнению.