Толкования на Быт. 4:14

Свт. Иоанн Златоуст

вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня

Смотри, какие трогательные слова, но, сказанные неуместно и неблаговременно, не возымели никакой силы (пред Богом). «И рече: аще изгоняеши мя днесь от лица земли, и от лица твоего скрыюся, и буду стеня и трясыйся на земли: и будет, всяк обретаяй мя, убиет мя». Если Ты, говорит, сделал меня проклятым землею, если сам Ты отвратился от меня и подверг меня такому наказанию, чтобы мне стенать и трястись, то ничто уже не помешает, кому бы то ни было, убить (меня) находящегося в таком состоянии и лишенного Твоего благословения. Я буду беззащитен против всякого, кто ни захочет убить меня, потому что сам не могу защищаться своими расслабленными дрожащими членами; притом, когда узнают, что я лишен Твоего покровительства, то всякий, кто только захочет, смело уже умертвит меня.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 19.

Свт. Кирилл Александрийский

вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня

См. Толкование на Быт. 4:1

Свт. Кирилл Иерусалимский

вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня

См. Толкование на Быт. 4:11

Свт. Амвросий Медиоланский

вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня

См. Толкование на Быт. 4:11

Свт. Филарет (Дроздов)

вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня

Продолжая рассматривать свое состояние, Каин открывает в своем осуждении особенные поражающие его черты: изгнание от лица земли, то есть удаление от страны отеческой, и сокрытие от лица Божия, то есть отчуждение от Церкви, в которой Бог являет благодатное Свое присутствие, и от отеческого Его попечения и защиты. От безутешной скорби он переходит к мысли о смерти: и будет, что всякий, кто встретится со мною, убьет меня. Сии слова изъявляют или желание смерти: «если я лишаюсь и выгод общежития, и защиты Промысла, то пусть лучше первый, кто со мною встретится, прекратит сию бедственную жизнь»; или опасение: «если я буду скитаться как отверженный Богом и человеками, то каждый ненаказанно может умертвить меня». Сие последнее чувствование наипаче согласуется с расположениями Каина, который не покусился бы и на жизнь другого, если бы не ценил дорого временных выгод собственных. Оно есть глас возбудившейся совести, повелевающей ему ожидать от других того, что сделал другому, но все еще прорекаемый страстью, им обладающею. Таков грешник, когда, взирая на свое греховное и бедственное состояние, не обращает взоров к Богу и Его милосердию.

Толкование на Книгу Бытия.

Прп. Ефрем Сирин

вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня

См. Толкование на Быт. 4:13

Еп. Виссарион (Нечаев)

Аще изгониши [ вот ты изгоняешь] мя днесь от лица земли, и от лица Твоего скрыюся, и буду стеня и трясыйся [буду изгнанником и скитальцем] на земли, и будет, всяк обретаяй мя убиет мя

Сими словами выражается малодушие Каина. Отчаяв­шись в милосердии Божием, он не ждет себе пощады и от людей и боится быть убитым от первого встречного: «всяк обретаяй убиет мя». Но каких людей он мог бояться? Без сомнения, не отца и матери, а их потомков. Каин совершил братоубийство около 229 года со времени сотворения Адама и Евы (Быт. 4:25; 5:3); а в такой продолжительный промежуток времени они могли иметь у себя не только многих сынов и дщерей, но и многих внуков, особенно по силе действенного благословения Божия, данного им вдруг по сотворении их: «раститеся и множитеся и наполните землю» (Быт. 1:28). Каин мог опасаться мщения за пролитую кровь со стороны не только современных преступлению потомков Адама, но и тех, которые вновь имели народить­ся. Преступление его, которое он сначала скрывал даже от Бога, огласилось, вероятно, вскоре по совершении его и возбуждало во всех ужас и отвращение от убийцы. Опасе­ние Каина было несправедливо: Бог осудил его не на смерт­ную казнь, а на скитание по земле. Но Каину показалось, что в самом этом осуждении заключается смертный при­говор ему, что он оставлен на жертву людской мести имен­но вследствие того, что Господь «изгоняет его от земли», т. е. от Едемской страны, в которой он доселе обитал с родителями и родными. С удалением от их общества, он чувствует себя лишенным участия в благоволении Божием, которым пользуется это общество: «И от лица Твоего я сокроюсь». Отверженного таким образом от людей, Богом хранимых, и от самого Бога, бесприютного скитальца, «может убить меня, – говорит Каин, – всяк, кто встре­тится со мною». Каин думает, что никто и за грех не почтет убить его, поступить с ним так же самоуправно, как он поступил с Авелем.

Толкование на паремии из книги Бытия.

Лопухин А.П.

вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня

«вот, Ты теперь изгоняешь меня с лица земли…» Под лицом земли в еврейском тексте (hadama - населенная людьми и культивированная) понимается, очевидно, страна Едем, бывшая первообиталищем человечества: Адам изгонялся из рая или сада земли Едем, Каин же изгоняется и из всей этой земли. Этим, конечно, не исключается возможность видеть здесь и сравнение с прахом, возметаемым ветром с лица земли (Пс. 1:4; Ос. 8:3).

«и от лица Твоего я скроюсь…» Это параллель той же самой мысли об изгнании из Эдема, как страны, освященной особым благодатным присутствием Бога и ознаменованной дарованными Им обетованиями.

«и всякий, кто встретится со мной, убьет меня…» «Так всякий, вносящий грех в мир, инстинктивно чувствует, что он подлежит тому же злу по закону возмездия, какое он внес в общество» (Властов). Кого же боялся Каин? Самым разумным и правдоподобным ответом на это будет то предположение, что он боялся мщения со стороны всей вообще фамилии своего отца, как настоящей, так и будущей. Возможно допустить, что даже и ко времени братоубийства Каина, семья их не исчерпывалась только двумя этими, названными в Библии, сыновьями, а состояла и из других сынов и дочерей (Быт. 5:4).