И познал Адам еще [Еву,] жену свою, и она родила сына, и нарекла ему имя: Сиф, потому что, [говорила она,] Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин
Доведши родословие до Ламеха, божественное Писание снова возвращается к Адаму и жене его, и говорит: «позна же Адам Еву жену свою, и заченши роди сына; и именова имя ему Сив, глаголющи: воскреси бо ми Бог семя другое вместо Авеля, егоже уби Каин. Роди, – говорит, – сына и именова имя ему Сив». Не удовольствовавшись наречением имени сыну, мать говорит: «воскреси бо ми Бог семя другое вместо Авеля, егоже уби Каин». Смотри, как и мать названием новорожденного сына увековечивает память о злом том деле, и, чтобы и последующие роды могли знать о преступлении Каина, говорит: «вместо Авеля, егоже уби Каин». Это слова души скорбящей, возмущаемой воспоминанием о совершившемся злодеянии и в тоже время приносящей благодарность за родившегося и в имени его, как бы на столбе, изображающей преступление Каина. И подлинно, он причинил родителям не малую скорбь, поднял руку свою на брата, и этого любезного и дорогого им сына дал им увидеть поверженным на землю, мертвым и бездыханным. Если Адам уже получил себе приговор: «земля еси и в землю отыдеши», и: «в оньже аще день снесте от него смертию умрете», то этот приговор пока выражался только словами, и (первые люди) еще не знали, что такое смерть. Но этот, по ненависти к брату и снедаемый внутреннею злобою, решился умертвить Авеля и – первый представил родителям ужасное зрелище (смерти). Вот почему мать, лишь только несколько ободрилась и нашла облегчение своей невыносимой печали в новорожденном сыне, приносит благодарение Господу и увековечивает поступок братоубийцы, налагая и сама на него величайшее наказание тем, что предает вечной памяти его поступок. Видите, сколь великое зло грех? В какой стыд и бесславие повергает он тех, кто сделает его? Видите, как за него (Каин) лишился небесной милости и сделался позорищем для всех? Видите, как он за свое злое дело стал ненавистным даже родителям, побуждаемым самою природою любить своих детей?
См. также Толкование на Быт. 5:3
Беседы на книгу Бытия. Беседа 20.
И познал Адам еще [Еву,] жену свою, и она родила сына, и нарекла ему имя: Сиф, потому что, [говорила она,] Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин
Мы согласны с тем, что невоздержание и блуд - дьявольские страсти, тогда как гармония благоразумного брака занимает срединное положение: через воздержание он ведет к молитве, а через почтенное брачное соединение - к деторождению. Во всяком случае, время, подходящее для деторождения, называется в Писании знанием - там, где сказано: И познал Адам Еву, жену свою, и она родила сына, и нарекла ему имя: Сиф; потому что, говорила она, Бог положил мне другое семя вместо Авеля.
Строматы.
И познал Адам еще жену свою, и она родила сына, и нарекла ему имя: Сиф, потому что, говорила она, Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин
От племени Каина Моисей переходит к новой линии потомства Адамова, в кратком описании которой не видно ничего более, как примеры благочестия. Из сего видно, что, изобразив семя змия, он теперь указует на семя жены.
И нарекла ему имя Сиф. Имя сие, по производству от слова שית положить, может значить основание. Давая сие имя своему сыну, Ева предполагает и надеется, что он будет основанием нового племени, несмотря на то, что в то же время имеет в мыслях Авеля, коего пример доказывает, по–видимому, неизвестность таковой надежды. Она утверждает что сие основание нового племени полагает сам Бог и что Сиф не будет подобен Каину, а будет вместо Авеля, коего цену если не при рождении его, то в жизни и смерти, она, конечно, узнала. Все сие показывает, что в Сифе надеется она восстановления и сохранения благословенного семени и нарекает ему имя в духе веры и прозрения в будущее.
Толкование на Книгу Бытия.
И познал Адам еще [Еву,] жену свою, и она родила сына, и нарекла ему имя: Сиф, потому что, [говорила она,] Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин
Когда родился Сиф, Адам по Божественному внушению вполне мог сказать: Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин. [Но сказано это] потому, что Сифу предстояло заменить Авеля по святости своей жизни, а не потому, что он родился первым по порядку после Авеля.
О граде Божием.
И познал Адам еще жену свою, и она родила сына, и нарекла ему имя: Сиф, потому что, говорила она, Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин
Seth (שֱ֑ת) означает, собственно, θέσιϛ, то есть «полагание». Таким образом, поскольку Бог «положил» его вместо Авеля, по этой причине он получает имя Seth («полагание»). Вот и в переводе Акилы сказано: «И назвала его именем Сиф, говоря: “Потому что Бог положил мне другое семя”».
Еврейские вопросы на Книгу Бытия.
Позна же Адам Еву жену свою: и заченши роди сына, и именова имя ему Сиф, глаголющи: воскреси бо ми Бог семя другое, вместо Авеля, егоже уби Каин
Для продолжения благословенного племени Бог дает прародителям вместо Авеля другого сына. Мать называет его Сифом, что значит «замена», и сама объясняет смысл этого имени: «воскреси бо, т. е. восставил, ми Бог семя другое вместо Авеля».
Толкование на паремии из книги Бытия.
И познал Адам еще жену свою, и она родила сына, и нарекла ему имя: Сиф, потому что, говорила она, Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин
Рождение Сифа
«И познал Адам еще жену свою… и она родила сына и нарекла имя ему: Сиф…» На место двух старших детей Адама и Евы, из коих один не оправдал возлагавшихся на него надежд (Каин), другой - безвременно погиб (Авель), хранителем истинной веры и благочестия Бог дарует им третьего сына - по имени Сифа. Значение его имени объяснено в самом тексте, в смысле «утверждения, основания» истинной веры, или «подстановки, возмещения» той утраты, которая нанесена была погибелью Авеля. «Все сие показывает, что в Сифе Ева надеется на восстановление и сохранение благословенного Семени и нарекает ему имя в духе веры и прозрения в будущее» (Филарет). И действительно, будучи родоначальником благочестивых патриархов допотопного периода (сифитов), Сиф явился тем столпом, на котором стояла и утверждалась первобытная религия и церковь. В этом отношении Сиф как бы является прототипом самого Господа нашего Иисуса Христа (1 Кор. 3:11).
Толковая Библия.