Толкования на Быт. 5:23

Свт. Иоанн Златоуст

Всех же дней Еноха было триста шестьдесят пять лет

См. Толкование на Быт. 5:21 и Быт. 5:22

Свт. Григорий Богослов

Всех же дней Еноха было триста шестьдесят пять лет

См. Толкование на Быт. 5:21

Свт. Амвросий Медиоланский

Всех же дней Еноха было триста шестьдесят пять лет

См. Толкование на Быт. 5:21

Сщмч. Киприан Карфагенский

Всех же дней Еноха было триста шестьдесят пять лет

См. Толкование на Быт. 5:21

Блаж. Августин

Всех же дней Еноха было триста шестьдесят пять лет

См. Толкование на Быт. 5:21

Еп. Виссарион (Нечаев)

И Быша вси дние Еноховы лет триста шестьдесят пять

См. Толкование на Быт. 5:4

Тертуллиан

Всех же дней Еноха было триста шестьдесят пять лет

См. Толкование на Быт. 5:21

Лопухин А.П.

Ст. 23-24 Всех же дней Еноха было триста шестьдесят пять лет. И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его

Благочестие Еноха и взятие его живым на небо.

«и не стало его, потому что Бог взял его…» «И не обреташеся» (LXX, славян.) - Енох, т. е. он не абсолютно уничтожился, а таинственно исчез из среды людей. Уже это одно отступление библейского автора от обычного у него образа выражения о смерти патриархов показывает, что конец земной жизни Еноха не походил на смерть остальных патриархов, не был, следовательно, обычным. Дальнейшие слова текста «потому что Бог взял его» и раскрывают именно эту самую мысль, хотя быть может тоже недостаточно подробно и ясно, обращаясь за выяснением этой фразы к библейским параллелям, мы находим, что они буквально повторены еще раз относительно пророка Илии (4 Цар. 2 гл.), из истории которого положительно известно, что он чудесным образом был взят живым на небо. То же самое, по толкованию Апостола Павла, произошло еще раньше с Енохом (Евр. 11:5; ср. Сир. 49:16).

Посему-то, вероятно, и в Священном Писании Илия и Енох выставляются вместе, в качестве предтеч страшного второго пришествия Господа на землю (Откр. 11:5, ср. Мф. 17:11; Мк. 9:.12; Лк. 9:8). Такое понимание кончины Еноха вполне, наконец, отвечает и контексту, где эта кончина выставляется наградой праведнику за его благочестие; так как смерть есть «оброк греха» (Рим. 6:23), а Енох своим «хождением пред Богом» достаточно искупил свою вину, то он и переселяется в загробную жизнь, не видя истления плоти (Пс. 15:10), которая подверглась мгновенному преобразованию по подобию того, что ожидает, согласно обетованию апостола, и тела верующих - современников второго славного пришествия Господня (1 Кор. 15:20-23; 2 Кор. 5:4; 1 Сол. 4:17).