Толкования на Быт. 6:10

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 10-11 Ной родил трех сынов: Сима, Хама и Иафета. Но земля растлилась пред лицем Божиим, и наполнилась земля злодеяниями

Не без причины божественное Писание указало нам и время и число сыновей праведника; нет, и в этом оно хотело показать нам, хоть и не прямо, необыкновенное величие его добродетели. Выше оно сказало, что «бе Ное лет пяти сот», и тут же присовокупило: «и роди сына три» (Быт.5:32), научая нас, как необычайно велико было его воздержание, и притом в такое время, когда все тогдашние люди преданы были такой невоздержности и такому разврату, и всякий, так сказать, возраст, устремился на зло. Вы ведь слышали, как божественное Писание говорит: «видев же Господь, яко умножишася злобы человеков на земли, и всяк помышляет злая прилежно в сердце своем» от юности (Быт.6:5), и этим ясно показывает нам, что и юноши старались превзойти (в нечестии) старших по возрасту, и старцы безумствовали не менее юношей, и что даже самый невинный возраст сильно увлекался к пороку.

Итак, чтобы мы знали, как, не смотря на то, что все эти люди предавались такому неистовству и разврату, праведник один подвизался, при других добродетелях, в целомудрии до пятисотлетнего возраста, Писание, сказав: «бе Ное лет пяти сот», говорит уже: «и роди Ное сына три». Видишь, возлюбленный, необычайное воздержание праведника? Не пробежим же этого без внимания, но, размыслив и о том времени, и о нечестии, разлившемся по всему роду человеческому от великой его беспечности, подумаем, какая доблесть и боголюбивая воля требовалась для того, чтобы в течение столь долгого времени, обуздывать порывы похоти, идти наперекор всем другим, и воздержаться не только от беззаконного совокупления, но и от законного и невинного. «И роди, – сказано, – Ное сына три, Сима, Хама, Иафета. Растлеся же земля пред Богом, и наполнися земля неправды». Мне кажется, что этот праведник и теперь разрешил свое воздержание и родил этих сыновей, повинуясь Божию домостроительству. Так как вследствие увеличившегося разврата и крайне усилившегося нечестия, вселенной угрожала совершенная погибель, то человеколюбец Бог благоволил оставить этого праведника, как некий корень и закваску, чтобы он, по истреблении тех (нечестивых современников), был начатком будущих поколений. По этой-то причине он, родив после пятисот лет этих трех сыновей, на них и останавливается, показывая самым делом, что он поступил таким образом, повинуясь Божией благости, имеющей открыться по отношению к роду человеческому. И чтобы увериться тебе, что это говорю я не по одной догадке, посмотри на точность в словах Писания. Сказав, что праведник «роди сыны три», оно тут же присовокупило: «растлися же земля пред Богом, и наполнися земля неправды». Видишь, какое великое и невыразимое различие в одной и той же природе? О праведнике Писание сказало: «Ное человек праведен, совершен в роде своем», а о всех прочих говорит: «растлися же земля пред Богом, и наполнися земля неправды». Именем земли оно называет всю совокупность людей. Так как все дела их были земные, то Писание именем земли означает их унижение и крайнюю степень нечестия. Как о первом человеке, когда он преступил заповедь и лишился славы, прежде облекавшей его, Бог, подвергнув его наказанию смертию, сказал: «земля еси, и в землю отыдеши» (Быт.3:19), так и здесь, когда весьма усилилось зло. Писание говорит: «растлеся земля». Да и не просто сказало: «растлеся земля, но – пред Богом, и наполнися земля неправды». Словом «растлеся» оно означило все пороки их, потому что нельзя сказать, чтобы они были виновны в одном, или двух грехах; нет, они совершали все беззакония в великом множестве. Поэтому Писание и присовокупило: «наполнися земля неправды». Не просто и не случайно они предавались нечестию; нет, они делали каждый грех с великим напряжением. И смотри, как Писание уже не хочет удостоить их и простого наименования, но называет их просто землей, показывая и чрезмерность разврата их, и великость гнева Божия. «Растлеся же, – говорит, – земля пред Богом», то есть, они все делали вопреки повелений Божиих, попирая заповеди Божии, и отвергнув, по своей беспечности, вложенного в природу человеческую наставника (совесть). «И наполнися, – говорит, – земля неправды». Видишь, возлюбленный, какое зло грех, – как он делает людей недостойными и самого имени – человек?

Беседы на книгу Бытия. Беседа 24.

Свт. Филарет (Дроздов)

Ной родил трех сынов: Сима, Хама и Иафета

Род Ноя Моисей показал прежде для непрерывности родословия Патриархов, а теперь показывает снова, дабы дать понятие о числе спасаемых от потопа.

Толкование на Книгу Бытия.

Еп. Виссарион (Нечаев)

11 Паремия, положенная на вечерне в понедельник третьей седмицы Великого поста (Быт 6:9–22). В сей паремии идет речь об избрании и приготовлении Ноя для сохранения во время предстоящего потопа чело­веческого рода и других тварей.

Роди же Ное три сыны, Сима, Хама, Иафета

О сих сыновьях Ноя, родившихся у него спустя 500 лет его жизни, бытописатель упоминал в родословии допотоп­ных патриархов (Быт. 5:32). Теперь он снова упоминает о них, как о предназначенных к спасению от потопа вместе с отцом.

Толкование на паремии из книги Бытия.

Лопухин А.П.

Ст. 10-13 Ной родил трех сынов: Сима, Хама и Иафета. Но земля растлилась пред лицем Божиим, и наполнилась земля злодеяниями. И воззрел Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле. И сказал Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли

Заключающиеся и в этом разделе четыре стиха представляют почти буквальное повторение вышесказанного в стихах (Быт. 5:32; Быт. 6:5-7). Но это никого не должно смущать: так как в (9 ст) этой главы, как мы отметили, началась новая история - история Ноя и потопа, которая первоначально составляла особое и независимое повествование, то такое повторение более, чем естественно; и удивительное совпадение в содержании является лишь новым доказательством истинности самых событий, служащих предметом рассматриваемых повествований.

«конец всякой плоти пришел пред лице…» Многие комментаторы не без основания предполагают, что здесь речь идет о конце того сто двадцатилетнего периода, который назначен был Богом для покаяния людей и в течение которого Он тщетно ожидал их исправления (1 Петр. 3:19-20; 2 Петр. 3:9-15).

Толковая Библия.