Вот житие Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом
«Ное человек праведен, совершен сый в роде своем: Богу угоди Ное». Необыкновенный способ родословия. Сказав: «сия же роды Ноевы» и возбудив наше внимание, намереваясь как будто рассказывать родословную Ноя – кто был его отец, откуда он вел свой род, как явился на свет, и все прочее, о чем обыкновенно повествуют излагающие родословные, божественное Писание оставляет все это и, вопреки обычаю, говорит: «Ное человек праведен, совершен сый в роде своем: Богу угоди Ное». Видел ты чудное родословие? – «Ное, – говорит, – человек». Смотри, и общее имя природы обращается в похвалу праведнику. В то время, как другие, погрузившись в плотские удовольствия, перестали даже быть людьми, Ной, сказано, среди такого множества (развращенных) сохранил образ человека, потому что именно человек тот, кто упражняется в добродетели. Не то, что мы имеем вид человеческий – и глаза, и нос, и уста, и ланиты, и прочие члены, не это отличает человека: это члены телесные. Человеком мы назовем того, кто сохраняет образ человека. В чем же состоит образ человека? В том, чтобы быть разумным. Что же, скажут, разве те не были разумными? Но и этого мало: чтоб быть человеком, надобно еще быть добродетельным, убегать пороков, побеждать нечистые страсти, и исполнять заповеди Господни.
А чтобы тебе увериться, что Писание преданных нечестию и нерадящих о добродетели обыкновенно не удостаивает и имени человека, послушай тех слов Божиих, о которых мы вчера сказали: «не имать Дух мой пребывати в человецех сих…: зане суть плоть» (Быт.6:3). Я, говорит (Бог), дал им, вместе с плотию, и власть (или: существо) души; а они, как бы обложенные только плотию, так вознерадели о доблести души, что сделались наконец совершенно плотию. Видишь, как Бог называет их за нечестие плотию, а не человеками!
Вот и другой весьма важный вид похвалы: «праведен». Этим наименованием (Писание) означает все вообще добродетели Ноя; имя «праведник» мы обыкновенно даем тем людям, которые упражняются во всякой добродетели. Потом, дабы ты знал, что Ной достиг самой высоты добродетели, что и тогда требовалось от нашего естества. Писание говорит: «праведен, совершен сый в роде своем». Все, говорит, исполнил, что следовало выполнить человеку добродетельному (это и значит «совершен»), ничего не опустив, ни в чем не преткнувшись. Не то, чтобы одно исполнил, а в другом погрешил; но во всякой добродетели был совершен; это и надлежало ему выполнить. Далее, чтобы представить нам праведника еще в большем свете указанием на время и чрез сравнение с другими, Писание говорит: «совершен сый в роде своем», в то время, в развращенном роде своем, который предался такому нечестию и не хотел показать и следа добродетели. В таком-то роде, в такие-то времена праведник этот не только явил добродетель, но и достиг самой высоты добродетелей, явился совершенным и без всякого недостатка. Как я и прежде сказал, жить добродетельно между восстающими на добродетель и выказывать постоянную ревность о ней среди препятствующих тому, это всегда свидетельствует об особенном достоинстве добродетели. Потому и этот праведник удостаивается особенных похвал. Но божественное Писание и здесь не останавливается в прославлении его, но показывая нам превосходство его добродетели и то, что он получил одобрение свыше, после слов: «совершен сый в роде своем, – говорит: Богу угоди Ное». Так велика была его добродетель, что он заслужил похвалу от Бога. «Богу, – говорит, – угоди Ное»; это значит, что он одобрен был Богом, своими богоугодными делами угодил тому недремлющему Оку, своею жизнию привлек к себе Его благоволение, так что (Господь) не только избавил его от имевшего над всеми разразиться гнева, но и сделал заступником других. «Богу, – говорит, – угоди Ное». Кто может быть блаженнее человека, который возмог выказать такую добродетель, что его похвалил Господь всяческих?
Беседы на книгу Бытия. Беседа 23.
Вот житие Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом
Похвала, которую он приписывает Ною по нравственному и духовному состоянию, — праведный, непорочный, ходил с Богом — поставляет его наряду с Енохом.
Иероним (In trad. Hebr.) замечает, что сия похвала ослабляется приложением знаменательных слов в свои времена, так как бы Ной казался совершенным только в сравнении с своими современниками. Напротив того, не больше ли открывается его достоинство тем, что он был совершен в свои времена, то есть во времена всеобщего развращения?
Толкование на Книгу Бытия.
Вот житие Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом
См. Толкование на Быт. 6:8
Вот житие Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом
Точно сказано: «в поколении своём», чтобы показать, что он был праведен не в смысле совершенной праведности, а в смысле праведности для своего поколения. И такое понимание совпадает с тем, что говорится в еврейском тексте: «Ной был праведным, совершенным мужем среди современных ему поколений. Ной ходил с Богом», то есть следовал по Его стопам.
Еврейские вопросы на Книгу Бытия.
11 Паремия, положенная на вечерне в понедельник третьей седмицы Великого поста (Быт 6:9–22). В сей паремии идет речь об избрании и приготовлении Ноя для сохранения во время предстоящего потопа человеческого рода и других тварей.
Ное человек праведен, совершен сый в роде своем, Богу угоди Ное
Перед сим Бытописатель говорил о всеобщем нравственном растлении людей, об угрозе Божией истребить их и о том, что один Ной обрел благодать пред Богом (Быт. 6:1-7). Теперь же замечается, чем Ной заслужил эту благодать, это благоволение Божие. Он был праведен, т. е. благочестив и добродетелен. Он был «совершен в роде своем», т. е. в нравственном отношении был образцом совершенства между людьми современного ему поколения, нечестивыми и развращенными. «Богу угоди Ное». Его благочестие и добродетель тем выше были в очах Божиих, чем труднее было сохранить их тому, кто, живя среди общества людей нечестивых, на каждом шагу встречал искушения и соблазны.
Толкование на паремии из книги Бытия.
Вот житие Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом
«Вот житие Ноя…» Это начало нового библейского раздела - история праведного Ноя и всемирного потопа (Быт. 6:9 - Быт. 9:29).
«Ной был человек праведный и непорочный в роде своем…», т. е. он был нравственно чистым и цельным (tamim - по еврейски), выделявшимся из среды своих порочных современников, неприглядную нравственную характеристику которых дают нам сам Иисус Христос и апостолы (Мф. 24:37-38 и паралл., ср. 1 Пет. 3:20). Самый же отзыв о Ное, почти дословно повторяется в друг. местах Писания (Иез. 14:19-20; Сир. 44:16; Евр. 11:7).
«Ной ходил пред Богом…» Заключением характеристики Ноя служит черта, уже знакомая нам из истории Еноха (Быт. 5:24). На священном языке Библии, это - специальная форма, в которой обыкновенно открывался совершенно нравственный характер в среде грешных современников.