Толкования на Быт. 7:23

Свт. Филарет (Дроздов)

Истребилось всякое существо, которое было на поверхности земли; от человека до скота, и гадов, и птиц небесных, - все истребилось с земли, остался только Ной и что было с ним в ковчеге

См. Толкование на Быт. 7:21

Мч. Иустин Философ

Ст. 23-24 Истребилось всякое существо, которое было на поверхности [всей] земли; от человека до скота, и гадов, и птиц небесных, все истребилось с земли, остался только Ной и что было с ним в ковчеге. Вода же усиливалась на земле сто пятьдесят дней

Вы [иудеи] знаете… что у Исаии Бог сказал Иерусалиму: «во время потопа Ноева Я спас тебя». Эти слова Бога означают, что в потопе совершилось таинство людей спасаемых. Ибо при потопе праведный Ной и прочие люди, то есть его жена, трое сыновей и их жены, составляя числом восемь человек, были символом того дня, в который наш Христос явился, восставши из мертвых, и который есть по числу восьмой, но по силе всегда первый. Христос, рожденный прежде всякой твари (Кол. 1:15), сделался также началом нового рода, возрожденного Им посредством воды, и веры, и дерева, содержащего таинство креста, подобно тому, как Ной спасся на древе, плавая по водам с семейством своим. Поэтому когда пророк говорит: «во время Ноя Я спас тебя», то это, как я заметил, Бог говорит к народу, который подобным образом верен Ему и имеет эти символы. Ибо и Моисей с жезлом в своей руке провел через море ваш народ. Вы же думаете, что это было сказано только о вашем народе или земле. Но Писание говорит, что вся земля была потоплена и вода поднялась выше гор на пятнадцать локтей. Так что очевидно: Бог говорил это не вашей земле, но народу, повинующемуся Ему, для которого Он и приготовил успокоение в Иерусалиме, как было прежде показано всеми символами при потопе. Я разумею, что посредством воды, и веры, и дерева те, которые приготовились и раскаиваются в своих грехах, избегнут грядущего суда Божия.

Беседа с Трифоном иудеем.

Прп. Ефрем Сирин

Истребилось всякое существо, которое было на поверхности земли; от человека до скота, и гадов, и птиц небесных, - все истребилось с земли, остался только Ной и что было с ним в ковчеге

См. Толкование на Быт. 7:11

Беда Достопочтенный

Ст. 23-24 Истребилось всякое существо, которое было на поверхности [всей] земли; от человека до скота, и гадов, и птиц небесных, все истребилось с земли, остался только Ной и что было с ним в ковчеге. Вода же усиливалась на земле сто пятьдесят дней

Приведу в качестве примера одно свидетельство. Читая историю святого Ноя, чудесно спасшегося в ковчеге вместе со всем, что было с ним, от потопа, который истребил нечестивых, все понимают, что это значит: Господь, заботясь о праведности и ненавидя нечестие, благочестивых сумеет избавить от искушения, а нечестивцев подвергнет справедливой каре… При духовном разумении этот же текст оказывается исполненным еще более священных тайн. Ибо ковчег означает вселенскую Церковь, воды потопа - крещение, чистые и нечистые животные - духовных и телесных людей, пребывающих в Церкви, а выструганные и просмоленные бревна ковчега - учителей, укрепленных благодатью веры. Ворон, вылетевший из ковчега и не вернувшийся, означает тех, кто после крещения становится отступником; ветка оливы, принесенная в ковчег голубкой, - тех, кто крещен вне Церкви, то есть еретиков, однако имеющих тук любви и потому удостоенных благодатью Святого Духа воссоединиться со вселенской Церковью. Голубка, вылетевшая из ковчега и не вернувшаяся, есть символ тех, кто отрешился от телесных уз и устремился к свободному свету небесной отчизны, чтобы никогда более не вернуться к трудам земного странствия.

О скинии.

Еп. Виссарион (Нечаев)

14 Паремия, положенная на вечерне в четверток третьей седмицы Великого поста (Быт 7:11–24, 8:1–3). В сей паремии содержится описание потопа в его на­чале, продолжении и начинающемся прекращении.

И потребися всякое востание [существо], еже бяше на лицы всея земли, от человека даже да скота и гадов и птиц небесных, и потребишася от земли: и оста Ное един, и иже с ним в ковчезе

См. Толкование на Быт. 7:21

Лопухин А.П.

Истребилось всякое существо, которое было на поверхности земли; от человека до скота, и гадов, и птиц небесных, - все истребилось с земли, остался только Ной и что было с ним в ковчеге

См. Толкование на Быт. 7:21