Ст. 11-12 В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей
Смотри, какое снисхождение употребляет святое Писание и здесь, как обо всем оно говорит по-человечески. Не то, чтобы были хляби на небе, но Писание выражается обычными у нас словами, как бы так говоря: Господь только повелел – и вода тотчас повиновалась велению Создателя, и, стекаясь со всех сторон, потопила весь мир. А что Бог навел потоп в сорок дней и ночей, и это опять служит величайшим свидетельством Его человеколюбия. По великой Своей благости, Он хотел, чтобы хотя некоторые из них вразумились и избегли всеконечной погибели, видя пред глазами у себя и смерть своих ближних и угрожающее им самим бедствие. Можно, в самом деле, думать, что в первый день потонула уже значительная часть людей, во второй еще более; точно также и в третий и в остальные дни. Вот почему Бог и назначил продолжаться потопу сорок дней и сорок ночей, чтобы отнять у них всякий повод к оправданию. Если бы Он восхотел и повелел, то мог бы потопить все в одно мгновение; но, так как Он внимал Своему человеколюбию, то и назначил такую продолжительность времени.
Беседы на книгу Бытия. Беседа 25.
В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились
Изображение потопа в его возрастании отличается полнотою и живостью, соответствущей величию предмета. В оном представляется время потопа, начинающегося в шестисотом году жизни Ноевой, во втором месяце, в семнадцатый день месяца. Дееписатель не показывает, откуда считает он здесь второй месяц. Год же у евреев начинался двояко: гражданский — ближайший к осеннему равноденствию новолунием и месяцем тиcри (Исх. 23:16; Исх. 34:22), а церковный — ближайшим к весеннему равноденствию новолунием и месяцем нисан (Исх. 12:1-2). Но как употребление сего последнего года не восходит далее исхода из Египта, то первый остается единственным для древнейших времен повествования Моисеева (Jos. Antiq. L. I с. 4). Посему начало потопа должно полагать в последней половине осени, во время и обыкновенно дождливое во многих странах.
Причины потопа в природе: разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились. Источники великой бездны суть все пути, по которым воды, собранные при образовании земли в определенные собрания, могут устремляться паки на сушу (Втор. 8:7; Пс. 32:7). Окна небесные отворенные означать могут облака, проливающие дождь в столь необыкновенном количестве, по которому он уподобляется стремлению вод, когда вдруг отнимаются преграды их удерживания (Мал. 3:10).
Толкование на Книгу Бытия.
Ст. 11, 16-17, 21, 23 По исполнении семи дней в шестьсотное лето в житии Ноеве, втораго месяца, в двадесять седмый день месяца… разверзошася вси источницы бездны великой, и хляби небесныя отверзошася… и затвори Господь Бог Ноя отвне, чтобы при разлитии вод никто не смог сокрушить дверь ковчега и войти в него. И бысть потоп… И умре всякая плоть. И оста Ное един и иже с ним в ковчезе. Источники бездны и небесные хляби отверсты были сорок дней и ночей, и ковчег плавал по волнам сто пятьдесят дней.
Толкование на Книгу Бытия.
В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились
См. Толкование на Быт. 7:10
14 Паремия, положенная на вечерне в четверток третьей седмицы Великого поста (Быт 7:11–24, 8:1–3). В сей паремии содержится описание потопа в его начале, продолжении и начинающемся прекращении.
Бысть в шестьсотное лето в житии Ноеве, втораго месяца, в двадесять седмый день месяца, в день той разверзошася вси источницы бездны, и хляби небесныя отверзошася
«Шестьсотное лето» Ноева жития падает на 2256 год от сотворения мира, на 3252-й до Рождества Христова. «Втораго месяца, в двадесять седьмый день месяца» - Бытописатель, определяя время года, когда началася потоп, имеет в виду не церковный год, который установлен в Ветхом Завете не раньше исхода евреев из Египта и начинался ближайшим к осеннему равноденствию новолунием, по нашему после 10-го марта (Исх. 12:1-2), а год гражданский, который начинался в ближайшее после осеннего равноденствия новолуние, по нашему после 10-го сентября (Исх. 13:16, 34:22). Посему под вторым месяцем года потопного должно разуметь часть нашего октября и ноября, а 27-й день второго – это один из дней нашего ноября, – какой именно, неизвестно, потому что неизвестно, в какой день было в тот год новолуние. «В день той разверзошася вси источницы бездны, и хляби небесныя отверзошася» - причиною потопа было устремление на земную поверхность вод с двух противоположных сторон – снизу и сверху. Снизу разверзлись вси источницы бездны, т. е. открылись проходы для воды из подземных огромных вместилищ ее. Существование их доказывается холодными вулканами, нередко случающимися после землетрясений затоплениями огромных пространств водами, выступившими из земли (Например, в древние времена затоплена местность Содома и Гоморра, в недавнее время затоплена на несколько десятков верст равнина близ Байкала.), искусственно просверленными колодцами, дающими воду даже в Сахарской степи. Подземные вместилища воды, по наблюдениям естествоиспытателей, столь огромны, что в сравнении с ними вся видимая нами и измеряемая вода так же незначительна, как вся видимая нами суша незначительна в сравнении с объемом всего земного шара. Эти наблюдения подтверждаются и историей сотворения земли. По свидетельству бытописателя, земная планета, прежде чем на ней открылась суша, вся покрыта была водой, которая уже в третий день творения «собрася… в собрания своя» (Быт. 1:9). Судя по избытку первоначальной воды, которой достаточно было для покрытия всей земли со всеми ее горами и холмами, нельзя разуметь под этими «собраниями» только известные нам моря и реки. Куда же девался этот избыток? Кроме видимых морей, озер и рек, для него нашлось помещение в подземных хранилищах, внутреннейших полостях и пещерах. Посему псалмопевец говорит о земле: Господь «на морях основал ю есть и на реках уготовал [утвердил] ю есть» (Пс. 23:1-2). «Исповедайтеся Господеви,.. утвердившему землю на водах» (Пс. 135:6). И вот из этих-то подземных вместилищ, заключающих в себе несравненно большее количество воды, чем сколько ее находится на поверхности земной, Господь всемогущею Своею силою извел воды для того, чтобы покрыть ими землю, в наказание обитателей ее, подобно тому, как они покрывали ее до третьего дня творения. Подземные воды, открывши себе всевозможные проходы на земле, под морями и реками, усилили воду морей и рек и подняли ее до необыкновенной высоты. – О воде, устремившейся для потопления земного шара сверху, сказано: «и хляби небесныя отверзошася. Хляби небесныя» – это запасы воды в облаках и парах земной атмосферы. По наблюдениям естествоиспытателей, в допотопной атмосфере эти запасы были несравненно обильнее, чем в позднейшее время. Ископаемые остатки растений и животных, находимые в полярных странах, показывают, что климат здесь был весьма умеренный, подобный климату южной России или северной Италии, так что там даже зимою температура не опускалась до точки замерзания. Такое состояние температуры, по мнению ученых, зависело именно от того, что тогдашняя атмосфера несравненно больше насыщена была влагою, чем в позднейшие времена, и дожди ниспадали чаще. Еще большие запасы влаги были в странах, удаленных от полюсов и близких к экватору. Таким образом, в руках правосудного Господа были готовые естественные средства для потопления земли не только внизу, в источниках бездны, но также в нижних и верхних слоях воздуха, насыщенных обильной влагой: по манию Господа она устремилась на землю не в виде дождевых капель и струй, а в виде потоков, о силе которых можно получить понятие по сравнению со стремлением воды, прорвавшей плотину, и опустошающей все попадающееся ей на пути. Это именно значит выражение: «хляби небесныя отверзошася», т. е. воды воздушного неба, дотоле как бы запруженные, проторглись и с силой водопада низринулись на землю.
Толкование на паремии из книги Бытия.
В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились
См. Толкование на Быт. 7:10
В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились
См. Толкование на Быт. 7:10