Толкования на Быт. 10:21

Свт. Филарет (Дроздов)

Были дети и у Сима, отца всех сынов Еверовых, старшего брата Иафетова

Отца всех сынов Еверовых. С еврейского некоторые новейшие переводят: отцу всех сынов той стороны, то есть живущих за Евфратом. Но первый перевод, обыкновенный у древних, оправдывается тем, что выражение בני עבר не столь полно, чтобы им можно было заменить следующее: אנשי מעבר הנהר

(1 Езд. 4:10-11; 2 Цар. 10:16), и что имя Евер есть известное имя лица в сем самом родословии (Быт. 10:25), обратившееся потом в народное (Быт. 14:13; Быт. 40:15; Чис. 24:24), и потому нет нужды искать оному другого происхождения и значения. Что же Моисей в начале общего родословия Симова называет его часто отцом сынов Еверовых, сему причиною то, что писатель постепенно входит из всеобщей в частную историю сынов Евера, или, одним словом, евреев.

Старшего брата Иафету. С еврейского можно также перевести: брата Иафету старшему. Только в последнем случае, по свойству языка, надлежало бы сказать полнее, например: старшему сыну Ноеву. Что Иафет был первородный, сие догадкою выводить можно из сравнения летосчисления жизни Ноевой с летосчислением жизни Симовой (Быт. 5:32; Быт. 7:11; Быт. 11:10). Но могло статься, что в первом из сих мест поставлено круглое число вместо некруглого, подобно как и о трех сынах упомянуто без различения времен рождения их; строгость же летосчисления предоставлена другим двум местам. Напротив того, что Сим был первородный, приметно из того, что в исчислении братьев он обыкновенно поставляется первый (Быт. 5:32; Быт. 6:10; Быт. 7:13; Быт. 9:18, 23; Быт. 10:1). Отступив здесь от сего порядка и поставив родословие Сима после родословий братьев его, писатель имел причину напомнить читателю, что Сим есть старший брат Иафету, которого родословие поставлено впереди прочих, не удостаивая между тем наименовать с ними третьего брата, уже отделенного от них и нравом, и проклятием.

Толкование на Книгу Бытия.

Лопухин А.П.

Были дети и у Сима, отца всех сынов Еверовых, старшего брата Иафетова

Потомство Сима.

Отсюда начинается наиболее важная с библейской точки зрения генеалогия семитов, из среды которых вышел и избранный Богом народ еврейский, получивший свое имя от Евера, о чем и не преминул здесь упомянуть библейский автор.