Толкования на Быт. 15:12

Свт. Иоанн Златоуст

При захождении солнца крепкий сон напал на Аврама, и вот, напал на него ужас и мрак великий

См. Толкование на Быт. 15:11

Свт. Кирилл Александрийский

При захождении солнца крепкий сон напал на Аврама, и вот, напал на него ужас и мрак великий

См. Толкование на Быт. 15:1

Свт. Филарет (Дроздов)

При захождении солнца крепкий сон напал на Аврама, и вот, напал на него ужас и мрак великий

Ужас и мрак великий. Страх сей был или просто действием ощущаемого присутствия Божия (Иов. 4:13-16), или печальным предчувствием того, что содержится в следующем откровении.

Толкование на Книгу Бытия.

Прп. Ефрем Сирин

Ст. 12-16 При захождении солнца крепкий сон напал на Аврама, и вот, напал на него ужас и мрак великий. И сказал Господь Авраму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет, но Я произведу суд над народом, у которого они будут в порабощении; после сего они выйдут с большим имуществом, а ты отойдешь к отцам твоим в мире и будешь погребен в старости доброй; в четвертом роде возвратятся они сюда: ибо мера беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась

Показав это Авраму, Бог говорил: ведый увеси (о чем и хотел ты знать), яко преселно будет семя твое в земли не своей. Не пленниками пойдут туда потомки твои, но переселятся на вьючных скотах и юницах, какие будут у них. И поработят я… лет четыриста. Не стали бы они и умолять об изведении их оттуда, если бы не подверглись тяжкому рабству. Языку же, емуже поработают, сужду Аз: по сихже изыдут семо с имением многим. Ты же отыдеши ко отцем твоим… в старости добрей. В четвертом же роде возвратятся семо. А прибавленное: не бо исполнишася греси Аммореев до ныне, - показывает, что не исполнилась еще мера грехов, за которые бы Аммореи по правде подверглись конечному истреблению мечом.

Сон нападе на Аврама. Как сон напал на Авимелеха (Быт.20:3), так напал сон и на Аврама, когда Бог явился ему, заключил с ним завет, изрек, что десять народов будут в рабстве у семени его, и что вся земля, от реки египетской до Евфрата, отдана будет в наследие семени его.

Дидим Слепец

При захождении солнца крепкий сон напал на Аврама, и вот, напал на него ужас и мрак великий

Когда Аврам созерцал божественные видения, то убоялся ужасом, подобающим совершенному мужу. Заметь, что исступление напало на него при захождении солнца. Последнее выражение означает преуспеяние, поскольку для Аврама прошел день настоящего состояния, чтобы он унаследовал иное преуспеяние. Ведь к нему относится то благословение, согласно которому сказано: долготою дней исполню его (Пс. 90:16). Конечно же, Бог обещает ему не долголетие, но, с очевидностью, преуспеяние в просвещении. Исступление нападает на него: не то исступление, которое подобно безумию, но то, которое есть изумление и переход от видимого к невидимому.

Действительно, апостол говорит: Если мы выходим из себя, то для Бога; если же здравомыслящи, то для вас (2 Кор. 5:13). Этим он не хочет сказать, что мы безумствуем для Бога, но что даже если мы благодаря созерцанию оказываемся вне человеческих представлений, то делаем это для Бога. Подобно этому и Давид говорит: Я сказал в исступлении моем: всякий человек лжец (Пс. 115:2). В самом деле, придя в исступление и став «богом», он говорит о людях, что они лжецы, сам же он уже не является человеком благодаря причастию Святому Духу и чужд тем, о которых сказано: Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не люди ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете? (1 Кор. 3:3).

Итак, когда Аврам пришел в исступление, на него напал мрачный ужас (Быт. 15:12): мрачный не из-за причастия мраку, а из-за неясности и из-за того, что он не сразу постигается. Будучи великим, этот ужас не случается с простыми людьми. На то, что мрак часто означает неясность, указывает выражение: И мрак сделал покровом Своим (Пс. 17:12; 2 Цар. 22:12). Действительно, умозрение и постижение совершенных учений и у великих людей вызывает замешательство и божественный ужас, так что они принимаются за это с осмотрительностью.

На Книгу Бытия.

Блж. Иероним Стридонский

При захождении солнца крепкий сон напал на Аврама, и вот, напал на него ужас и мрак великий

Вместо «исступления» (ἔκστασις) в еврейском тексте читаем thardema (תַרְדֵּמָ֖ה), то есть καταϕορά, что выше я перевёл как «крепкий сон».

Еврейские вопросы на Книгу Бытия.

Еп. Виссарион (Нечаев)

XXIII. Паремия, положенная на вечерне во вторник пятой седмицы Великого поста (Быт. 15:1–15). В сей паремии описывается откровение Божие Авраму о судьбе его потомства.

Заходящу же солнцу, ужас нападе на Аврама, и се, страх темен велий нападе нань

Все, доселе открытое Авраму, открыто было чрез «виде­ние» в бодрственном состоянии. Теперь это видение пере­шло в пророческий сон. Аврам мысленно видит, что солнце зашло, и тогда ужас (εχστασις – изступление) «нападе на Аврама». Точнее и яснее в еврейском тексте: «он погрузился в глубокий сон». Сон этот не был естественный, а наведен был на него Богом, как некогда на Адама при сотворении жены. Во сне «страх велий темен нападе нань». Аврам по­чувствовал, что он очутился в непроницаемой тьме и в безвыходном положении слепца, не знающего, куда идти. Это ощущение повергло его в великий страх, что было вместе знаком близкого присутствия Божия (Иов. 4:15-17) и печальным предчувствием того, что содержится в следу­ющем откровении. «Заходящу же солнцу»: это служило также предзнаменованием того, чем возбуждено печальное пред­чувствие, – указывало на мрачное время, которое должно будет пережить потомство Аврамово до наследования земли обетованной.

Толкование на паремии из книги Бытия.

Лопухин А.П.

При захождении солнца крепкий сон напал на Аврама, и вот, напал на него ужас и мрак великий

Видение

«крепкий сон напал на Аврама…» В еврейском тексте этот сон обозначен тем же самым термином - «тардема», как и сон Адама во время создания Богом ему жены (Быт. 2:21). Следовательно, это был не обыкновенный и естественный сон, а необычайный, сверхъестественный, в котором все высшие способности и силы человека не только не ослабевают, но наоборот - возрастают.

«и вот, напал на него ужас и мрак великий…» Оба этих состояния были чисто субъективными у Аврама и обусловливались приближающимся явлением самого Бога в материальном образе (Иов. 4:14-17). Некоторые экзегеты, впрочем, усматривают здесь пророчественное предчувствие тех ужасов и бедствий, которые ожидали потомство Аврама во дни египетского рабства.