Ст. 11-12 И налетели на трупы хищные птицы; но Аврам отгонял их. При захождении солнца крепкий сон напал на Аврама, и вот, напал на него ужас и мрак великий
Для чего (это было) при заходе солнца, когда день уже склонялся к вечеру? Все это к тому, чтобы сделать его (Авраама) более внимательным: для того напал на него «и ужас, и страх темен велий», чтобы все эти явления привели его в чувство к видению Бога. Бог всегда так делает. Вот и впоследствии, когда Он хотел дать Моисею закон и заповеди на горе синайской, был, сказано, мрак и буря, и гора дымящаяся (Исх.19:16–18). Почему Писание и говорит: «прикасаяйся горам, и дымятся» (Пс.103:32). Так как бестелесное не может быть видимо чувственными очами, то Господь и хочет ознаменовать для нас Свое присутствие (особенными явлениями). Итак, когда праведник (Авраам) был поражен, и страх и ужас потряс его душу, ему было сказано: ты говорил: «почему я уразумею» (исполнение обетования), и желал получить знамение, каким образом ты наследуешь эту землю? Вот Я даю тебе знамение: ты должен иметь великую веру, чтобы знать, что Я могу и из самых неблагоприятных обстоятельств привести дела (человеческие) к благим надеждам.
Беседы на книгу Бытия. Беседа 37.
И налетели на трупы хищные птицы; но Аврам отгонял их
См. Толкование на Быт. 15:1
И налетели на трупы хищные птицы; но Аврам отгонял их
Хищные птицы. Поелику и сие писатель нашел достойным замечания, то, может быть, это символ врагов судьбы Аврамовой и его племени.
Толкование на Книгу Бытия.
И налетели на трупы хищные птицы; но Аврам отгонял их
Птицы, садящиеся на рассеченные тела, означают не что-либо хорошее, но этих воздушных духов, которые ищут своего рода пищи себе в разделениях между плотскими людьми. То, что Авраам остался с ними, означает, что даже среди этих плотских разделений истинно верные останутся верными до самого конца. И то, что на закате солнца на Авраама напал ужас и страх великий, означает, что в конце века будет великое смятение и горе для верных, о чем Господь говорит в Евангелии: ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет (Мф. 24:21).
О граде Божием.
И налетели на трупы хищные птицы; но Аврам отгонял их
См. Толкование на Быт. 15:10
XXIII. Паремия, положенная на вечерне во вторник пятой седмицы Великого поста (Быт. 15:1–15). В сей паремии описывается откровение Божие Авраму о судьбе его потомства.
Слетеша же птицы на телеса растесаная их: и седе близу их Аврам
Господь не скрывает от Аврама, что его потомство, прежде чем получить в наследие обетованную землю, много будет терпеть бедствий от врагов своих. Предзнаменование сего показано Авраму в хищных птицах, слетевшихся на рассеченные трупы. Но Аврам «седе близу их», рассеченных трупов, в качестве стража, и прогонял хищных птиц (в еврейском тексте вместо «сидел» сказано: «прогонял»). Это значило, что ради обетований, данных Авраму, Господь будет защищать и спасать от врагов его потомство (Пс. 104:43). В следующих стихах изображается с большей ясностью откровение о судьбе потомства Аврамова.
Толкование на паремии из книги Бытия.
И налетели на трупы хищные птицы; но Аврам отгонял их
То, что нечистый дух может быть представлен в образе птицы, явно из того места Книги Бытия, где говорится, что Авраам прогнал птиц, которые покушались на рассеченные трупы.
Комментарий на Откровение.
И налетели на трупы хищные птицы; но Аврам отгонял их
«И налетели на трупы хищные птицы…» Эта мелкая подробность считается пророчественным предуказанием тех идолопоклоннических племен, которые, увлекая своим примером народ израильский, тем самым оскверняли этот завет и вредили его чистоте («блужение Израиля»).
Толковая Библия.