Толкования на Быт. 15:15

Свт. Иоанн Златоуст

а ты отойдешь к отцам твоим в мире и будешь погребен в старости доброй

Не сказал – «умрешь», но «отыдешь», как будто ему предстояло пойти в путь и переселиться из одной отчизны в другую. «Отыдешь, – говорит, – ко отцем твоим», разумея не плотских (отцов), потому что как бы это могло быть, когда отец его был неверный? Не возможно было, чтобы верный праотец отошел в одно место (с неверными). «Пропасть велика, – сказано, – между нами и вами» (Лк.16:26). Для чего же Он (Бог) сказал: «отцем твоим?» Он назнаменовал (этим словом) праведников, как то: Авеля, Ноя, Еноха и им подобных. «Препитан в старости добрей». Может быть, кто-нибудь скажет, какая же добрая старость была у него (Авраама), когда всю жизнь свою он провел в таких скорбях? Не на это смотри, человек; а помысли о всегдашней его славе, как он, будучи странником, без отечества, без жилища, был славен и каким во все время пользовался заступлением Божиим.

Итак, не по нынешним понятиям суди о вещах и не думай, что та старость добрая, которая проходит в удовольствиях и роскоши, в обладании богатством, множеством рабов, толпою слуг. Все это не сделало бы старости доброю, напротив, подвергло бы великому осуждению того, кто даже и в старости не хочет образумиться и при последнем издыхании не думает о том, что нужно, но каждый день работает чреву, гоняется за пиршествами, предается пьянству, и кто, не много спустя, за все это должен будет дать отчет. Только тот, кто провел свою жизнь в такой добродетели (как Авраам), тот поистине «препитан в старости добрей» оканчивает жизнь, и за здешние труды находит в будущем (веке) награду и воздаяния. Вот почему и говорит (Господь): так будет с твоими потомками, а сам ты отыдешь, «препитан в старости добрей». Заметь опять и здесь, что если бы праведник не имел великого мужества и высокого любомудрия, то как и это могло бы смутить его помыслы! Если бы он похож был на многих других, он сказал бы: для чего Ты обещаешь распространить от меня такое великое потомство, если оно должно будет подвергнуться таким великим бедствиям и столько лет терпеть рабство? Какая мне в том польза? Но ничего такого и не подумал праведник; напротив, как благомыслящий домочадец, все принимал от Бога с любовию, и все Ему угодное ставил выше своих рассуждений.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 37.

Свт. Кирилл Александрийский

а ты отойдешь к отцам твоим в мире и будешь погребен в старости доброй

См. Толкование на Быт. 15:1

Свт. Филарет (Дроздов)

а ты отойдешь к отцам твоим в мире и будешь погребен в старости доброй

Ты пойдешь к предкам твоим в покой. Подобным сему выражением и после означается смерть Аврама: и присоединился к своему народу (Быт. 25:8). Как Аврам не пошел к предкам своим и не присоединился к народу своему по телу, ибо умер в земле чуждой, то выражения сии были бы неуместны, если бы не относились к состоянию духовного человека по смерти. Из сего и других мест Св. Писания видно древнее общепринятое мнение, что человеки, близкие между собою в настоящей, сближаются и в будущей жизни, по некоторому единству духа и качеств, естественно основывающему единство судьбы (Ис. 14:9-10; Иез. 32:18 и сл.).

Толкование на Книгу Бытия.

Прп. Ефрем Сирин

а ты отойдешь к отцам твоим в мире и будешь погребен в старости доброй

См. Толкование на Быт. 15:12

Еп. Виссарион (Нечаев)

XXIII. Паремия, положенная на вечерне во вторник пятой седмицы Великого поста (Быт. 15:1–15). В сей паремии описывается откровение Божие Авраму о судьбе его потомства.

Ты же отыдеши ко отцем твоим – в мире, препитан в старости добрей

Бедствия, предсказанные потомкам Аврама, самого его не коснутся; он в мире отойдет ко отцам своим, т. е. умрет спокойно, и душею своею, по разрешении ее от тела, при­соединится к душам предков своих. Что здесь идет речь об отшествии к отцам душею, а не о соединении с ними по телу в одной общей усыпальнице, это видно из того, что тело Аврама погребено в земле Ханаанской – в Хевроне (Быт. 25:9), а не в Халдее, где жили и погребены его предки. – «Препитан в старости добрей» доживешь до старости глубокой и мирной, не утратив свежести и кре­пости телесной. Вместо τραφείς – препитан, откормленный, – в других греческих издани­ях, согласно с еврейским текстом, читается ταφεις – погребенный Пос­леднее чтение достойно предпочтения.

Толкование на паремии из книги Бытия.

Дидим Слепец

а ты отойдешь к отцам твоим в мире и будешь погребен в старости доброй

На первый взгляд кажется, что Бог возвещает здесь исход Аврама из этой жизни. Если же искать здесь более возвышенный смысл, то можно, пожалуй, сказать следующее. Мудрый отходит из этой жизни в мире, а помыслы грешного перепутаны: душа его пребывает в смятении. Но каким кого настигает смерть, таким он и будет судим. Кто еще здесь стяжает себе мир, в мире и отходит, а тот, у кого помыслы пребывают в смятении и замешательстве, таким будет судим. Это ясно из того, что сказано у Экклезиаста: Дерево… там и останется, куда упадет (Еккл. 11:3). Не так бывает в действительности, ведь не всегда где дерево падает, там и остается, ибо оно часто перемещается в другое место. Но очевидно, что здесь образ дерева обозначает человека, который будет судим таким, каким обретается. Итак, соответствующим образом и Аврам в мире отойдет к отцам, благоугодив Богу и став общником того же обетования, что и они, ибо первенец Христос, потом Христовы (1 Кор. 15:23). Но и у самих праведных различное обетование и обитель, ведь много обителей у Отца (ср. Ин. 14:2). Итак, человек добродетельный отойдет к отцам по духу, будучи их сыном по подобию нравов, даже если он имеет порочных отцов по плоти.

На Книгу Бытия.

Лопухин А.П.

а ты отойдешь к отцам твоим в мире и будешь погребен в старости доброй

«а ты отойдешь к отцам своим… и будешь погребен в старости доброй» В этих замечательных словах справедливо видят выражение идеи ветхозаветного бессмертия; на него указывает уже одно то, что в тексте ясно различается «уход к отцам» от «погребения тела», причем, если под последним, без сомнения, разумеется телесная, физическая смерть, то под первым может разуметься только духовное бессмертие, открывающее возможность загробного свидания с прежде умершими отцами. Толковать же это «приложение к отцам» в смысле обычного погребения в фамильной, родовой пещере, пример Аврама положительно не позволяет, ввиду того, что сам Аврам был погребен в пещере Махпел (Быт. 25:9), отец его Фарра в Харране (Быт. 11:32), а прочие предки в Уре Халдейском.