в четвертом роде возвратятся они сюда: ибо мера беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась
Сказав о числе лет (рабства) – «четыреста», – говорит далее: «в четвертом же роде возвратятся семо». Здесь кто-нибудь, может быть, придет в недоумение, как это сказано, что они должны рабствовать «четыреста лет», между тем как они и половины этих лет не провели в Египте. Но потому-то и не сказано, что они проведут четыреста лет «в Египте», а сказано только: «в земли не своей», так что к годам, проведенным ими в Египте, можно присовокупить и время жизни самого праотца, в которое ему повелено было выйти из Харрана. С этого-то времени Писание показывает нам и число лет его, говоря, что ему было семьдесят пять лет, когда он вышел из Харрана. И если кто с этого времени будет считать до исшествия из Египта, то найдет полное число лет. И то еще можно сказать, что Господь, будучи человеколюбив и всегда соразмеряя наказания с нашею немощию, как скоро увидел, что они истомились от трудов, и что египтяне оказывают им великую жестокость, то прежде определенного времени сотворил отмщение и извел их на свободу. Таково свойство Его (Господа): всячески устрояя наше спасение, Он хотя и угрожает наказаниями, но если мы показываем обращение к (Нему), отменяет свой приговор. И наоборот опять, хотя и обещает подать нам какое-либо благо, но если мы с своей стороны не делаем того, что от нас самих зависит, то и Он не исполняет обещанного, чтобы от этого мы не сделались еще хуже. «В четвертом же роде возвратятся семо: не бо исполнишася греси Аморреов до ныне». Тогда, говорит, наступит время и тех (потомков Авраама) освободить, и этих (аморреев) подвергнуть осуждению и изгнанию из своей земли за множество соделанных ими грехов. Итак, то и другое, восстановление одних и истребление других совершится, таким образом, в надлежащее время. Еще «не исполнишася, – говорит, – греси их». Как бы так Он сказал: они еще не сделали такого множества преступлений, чтобы им понесть такое наказание. Будучи человеколюбив, Господь не только не наводит наказаний больших, чем грехи, а напротив, (посылает) гораздо меньшие. Вот почему и аморреям Он являет великое долготерпение, чтобы они, сами навлекши на себя наказание, после уже не имели никакого оправдания.
Видите, как все с точностию Господь открыл праотцу, чтобы всячески укрепить его веру, и чтобы из сказанного он мог убедиться, что все, касавшееся и его самого, и его потомков, непременно сбудется так, как ему было предсказано.
Беседы на книгу Бытия. Беседа 37.
в четвертом роде возвратятся они сюда: ибо мера беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась
Кажется, что с этим согласна и история иудеев, которые переселились в Египет и вышли из Египта. Ведь они прожили там четыреста тридцать лет, но не все из них дожили до ста и более лет, как Моисей и Иисус Навин (см. Втор. 34:7; Нав. 24:30), чтобы соответствовать времени четвертого поколения. Так что давайте лучше искать некий таинственный смысл.
Действительно, число «четыре» подходит ко всем числам и является некоторым корнем и основанием «десяти», а также серединой числа «семь». Наконец, девяносто третий псалом надписан четвертым днем недели, потому что это число есть середина между первыми и последующими днями, ибо три дня предшествуют ему: первый, второй и третий, и три следует за ним: пятый, шестой и седьмой. Тот, кто поет этот псалом, проводит жизнь этого мира согласно подходящим числам, будто прочный и совершенный четырехугольник. В четырех книгах Евангелие полно и совершенно. Существуют четыре таинственных животных (ср. Откр. 4:7). Также четыре стороны света, и собранные из них дети Церкви распространили самое святое Царство Христово, придя с востока и запада, севера и юга (ср. Лк. 13:29), и так святая Церковь поднялась с четырех сторон.
Также «десятка» вырастает из этого числа. Ибо если соединишь числа от одного до четырех, то таким образом получишь десять. Сосчитай один, добавь к нему два: получится три; к трем добавь три: получится шесть; и к шести добавь четыре: получится десять. Итак, «четверка» наполняет десятку, десятка же объемлет все числа.
«Четыре» - это также число человеческих возрастов: детство, отрочество, юность, зрелость. Постепенно возрастает и упрочивается мудрость, так что полнота мудрости наступает в четвертом периоде возрастов. И по справедливости, даже если кто находился прежде под властью египетского царя, тем не менее, достигая возраста зрелости, он освобождается от его власти и узнает, что ему надлежит следовать Закону. Так море этой жизни становится легко преодолимым для него (ср. Исх. 13:17-14:31; 19:1-31:18).
Об Аврааме.
в четвертом роде возвратятся они сюда: ибо мера беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась
См. Толкование на Быт. 15:1
в четвертом роде возвратятся они сюда: ибо мера беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась
В четвертом роде возвратятся они сюда. Род может означать:
время целой жизни человеческой или такое продолжение времени, в которое целая современность людей, составляющих какое-либо общество, совершенно переменяется. В одном из сих значений древние родом называли столетие;
время от рождения отца до рождения сына. Так, египтяне род полагали в 33 года;
одно имя в родословии без замечания времени. Так принято имя рода в первой главе Евангелия от Матфея. В сем последнем разуме четвертый род возвращения евреев должно считать от их вшествия в Египет. Например: Кааф, Аврам, Аарон, Элеазар.
Доныне мера беззакония Аморрейского еще не наполнилась. Поелику благословение евреев Бог соединил в судьбах своих с наказанием Аморреев, или вообще Хананеев, то и продолжает время искушения, потребного для первых, равно времени долготерпения для последних.
Но что есть наполнение меры беззаконий какого‑либо народа? Аврам думал определить сие постепенным уменьшением известного числа добрых пред злыми, но вопросы, которые он предлагал о сем Самому Господу, не получили окончательного разрешения (Быт. 18:32-33). Дабы получить некоторое понятие о сем, можно взять в помощь нередко употребляемое в слове Божием сравнение состояния греховного с состоянием болезненным. Доколе положительное начало жизни в теле превозмогает над отрицательным началом смерти и разрушения, дотоле жизнь продолжается и при болезни, в противном случае должна последовать смерть. Так в народе, доколе начала жизни духовной и нравственной противоборствуют еще распространяющимся началам нечестия и разврата, дотоле греховная болезнь его еще не к смерти, и время долготерпения Божия к нему продолжается; но когда разрушительные начала нечестия и разврата берут решительный перевес в целом и частях особенно тех, которые дают направление и другим, тогда последует: преумножение беззакония, возрастающее непрестанно, быстро и неудержимо; по нисшествии во глубину зол нерадение или крайнее невнимание к действиям Божества, заграждающее все пути животворных влияний благодати; наконец, при воздействии противных сил совершенное общества или народа разрушение, как тела без души или дерева без питательного сока. Из сих первое называть можно наполнением меры беззакония, второе — оставлением от Бога, третье — судом или наказанием Божиим.
Толкование на Книгу Бытия.
в четвертом роде возвратятся они сюда: ибо мера беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась
См. Толкование на Быт. 15:12
в четвертом роде возвратятся они сюда: ибо мера беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась
В словах Господа виден Начальник и Судия всех народов, Творец земли и времени. Как бы в Свое оправдание, почему Он не теперь дает Авраму в наследие землю Ханаанскую, говорит, что грехи Аморреев еще не переполнились в настоящее время, что между ними еще есть остаток добра, за которое Я буду еще терпеть их неправды. Какое правосудие, чуждое всякого пристрастия! Он и награждает как Отец, и наказывает как Отец! В угоду Авраму, другу Своему, не истребил народов грешных и не дал ему их земли в наследие!
Дневник. Том I. 1856.
в четвертом роде возвратятся они сюда: ибо мера беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась
То есть возвратятся те, которые будут от семени Авраама. Спрашивается, как же в Книге Исход написано: «А в пятом поколении вышли сыны Израилевы из земли Египетской» (Исх. 13:18 по LXX)? Об этом я выпустил небольшое сочинение (Письмо 36: «К папе Дамасу». – Прим. перев.).
Еврейские вопросы на Книгу Бытия.
в четвертом роде возвратятся они сюда: ибо мера беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась
Сказав это о самом Авраме, Бог теперь говорит о тех, кто произойдет от него: в четвертом роде возвратятся они сюда, указывая на тот род, который вернется в землю обетованную. Он говорит, что возвращение произойдет после четырехсот лет, потому что аморреи еще не исполнили меру своих беззаконий, из-за которых они, в конце концов, будут истреблены, чтобы после их осуждения потомки Аврама стали обитателями их земли. Ведь Бог наказывает в свою меру и в свое время, долготерпя, пока не настанет подходящий момент для воздаяния.
Подобное этому назидательное высказывание имеется и в Евангелии: Тогда Иисус начал укорять города, в которых наиболее явлено было сил Его, за то, что они не покаялись: горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись (Мф. 11:20-21). На что кто-нибудь мог бы сказать: «Почему же не были явлены силы в тех городах, которые могли бы покаяться, но, напротив, были совершены там, где не покаялись?». На это мы, пожалуй, ответим, что Сын Божий, Который это сделал, есть Премудрость (1 Кор. 1:24). И поскольку Ему открыто сокровенное, Он знал, что они покаются не истинным покаянием, поэтому там и не были явлены Его силы. К ним подходит, пожалуй, вот что: лучше бы им было не знать истины, чем, познав ее, возвратиться вспять. Таким образом, Христос не сотворил чудес в Тире и Сидоне, поскольку их покаяние было бы непрочным. Поскольку же те города, в которых были явлены силы, не имели душевного движения, известного Судии, требовавшего доказательств посредством знамений, потому Христос их и сотворил - чтобы эти города не имели повода к оправданию, а те не потерпели бы большего вреда, удостоившись чего-то несвоевременно. Рассмотри также и то, не сказал ли это Спаситель с преувеличением к стыду тех, кто видел знамения, но не покаялся, - ведь существует и такой обучающий прием.
Итак, долготерпение и благость Судии явствуют из того, что Он ожидает исполнения меры беззаконий аморреев. Действительно, Бог наказывает только после обличений, увещаний и всего того, что ведет к покаянию. Именно так произошло с фараоном, ведь после того, как он часто был порицаем и удостаивался отсрочки, он сам из-за своего жестокосердия навлек на себя окончательное осуждение (см. Исх. 7-14).
На Книгу Бытия.
в четвертом роде возвратятся они сюда: ибо мера беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась
«в четвертом роде возвратятся они сюда…» Одни видят в этих словах параллель 13-му стиху, т. е. речь о четырех столетиях или родах - бедственной жизни Израиля, другие с большим основанием усматривают указание на продолжительность одного египетского рабства, которое должно было закончиться в четвертом поколении тех пришельцев, которые впервые поселились в нем. Действительно, Моисей, инициатор исхода евреев, был уже четвертым после Иакова, пришедшего в Египет (Левий, Кааф, Амрам и Моисей).
«ибо мера беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась…» Аморреи взяты здесь в качестве представителей всех хананеев (Нав. 24:15). Долготерпение Божие щадило их целые века, чтобы дать им возможность покаяния; но они употребили это время во зло и заслужили грозный приговор божественной правды о полном их истреблении (Нав. 6:20; Нав. 8:22; Нав. 9:24 и др.).