Толкования на Быт. 16:2

Свт. Иоанн Златоуст

И сказала Сара Авраму: вот, Господь заключил чрево мое, чтобы мне не рождать; войди же к служанке моей: может быть, я буду иметь детей от нее. Аврам послушался слов Сары

Примечай же теперь рассудительный ум Сары, необыкновенную ее скромность, невыразимую кротость и послушание (праотцу). Смотри, какое благодушие в этой жене: она ничего не сказала подобного тому, что после Рахиль говорила Иакову: «даждь ми чада: аще же ни, умру аз» (Быт.30:1). Но что говорит (Сарра)? «Се заключи мя Господь, еже не раждати». Так как, говорит, Создатель естества сотворил меня бесплодною и лишил способности рождать детей, то чтобы ты, дожив уже до глубокой старости, по причине моего неплодства, не остался совсем бесчадным, «вниди к рабе моей, да чада сотвориши от нея». Великая и необыкновенная мудрость жены! Какая жена решилась бы когда-либо это сделать, или посоветовать это мужу, или уступить свое ложе рабе?

Видишь, как они далеки были от всякой страсти. У них была одна только цель, чтобы не умереть бездетными. Но и при этом они старались утешить (друг друга) и сохранить неразрывный союз мира. Подумай же теперь о великой воздержности и необычайной кротости праотца. Не возненавидел он своей жены за бесчадие ее, как делают некоторые неразумные, и не уменьшил к ней своей любви. Вы знаете, как это именно (то есть бесчадие) для весьма многих людей бывает причиною их презрения к женам, и напротив, многочадие служит побуждением и к большей любви. Но весьма легкомысленно и безрассудно люди приписывают женам и бесчадие и многочадие, не зная того, что все зависит от Создателя нашего естества, и что ни сожитие, само по себе, ни что другое не может вести к рождению детей, если не будет содействовать вышняя рука и возбуждать естество к рождению. Хорошо зная это, праведник Авраам не вменял бесчадия в вину жене, а всегда оказывал ей должную честь. Поэтому-то и она, взаимно уважая (своего мужа) и желая показать, сколь великую питает к нему любовь, не думала о себе, а думая только о том, как бы утешить его в бесчадии, собственными руками, так сказать, приводит рабу египтянку на свое ложе. Но и на словах показывая цель, для которой решилась это сделать, она говорит: я оказалась бесполезною и неспособною к чадорождению: «заключи мя Господь, еже не раждати». Заметь благородную душу, как она не выражает никакого ропота и не сокрушается о своем неплодстве, но только то нам хочет показать (своими словами), что, приписывая свое неплодство Создателю естества и предпочитая угодное Богу собственному желанию, кротко и благодушно переносила (свое бесчадие) и заботилась только о том, как бы утешить своего мужа. «Господь мя заключи, – говорит она, – еже не раждати». Как и самое изречение это выразительно! Как (сильно) выражает оно божественное промышление и неизреченную силу Божию! Как бы так говорит (Сарра): как мы заключаем и отверзаем двери дома, так и Господь действует в нашем естестве Своим повелением: заключает, и опять, когда Ему угодно, отверзает, и повелевает естеству исполнять свое (дело). Итак, говорит, поелику «заключи мя Господь, еже не раждати, вниди к рабе моей, да чада сотвориши от нея». Знаю, что я причиною бесчадия (твоего); поэтому не хочу тебя лишать утешения (иметь детей). А может быть, Сара подозревала, что не в ней одной, но и в муже была причина бесчадия, почему, желая на самом деле в том удостовериться, и узнать, себе ли одной она должна приписывать бесчадие, она уступает свое место рабыне и приводит ее на свое ложе. «Послуша же, – сказано, – Аврам гласа Сарина». Велика мудрость праведного! Как прежде я говорил это, так и теперь скажу: не он первый захотел этого, хотя был уже в глубокой старости, но, приняв совет от Сары, он охотно послушался ее, показывая тем, что решился на это не просто по страсти, и не по влечению похоти, но чтобы оставить по себе потомство.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 38.

Свт. Амвросий Медиоланский

И сказала Сара Авраму: вот, Господь заключил чрево мое, чтобы мне не рождать; войди же к служанке моей: может быть, я буду иметь детей от нее. Аврам послушался слов Сары

Некоторых может смутить то, что Авраам в то время, когда он уже разговаривал с Богом, входил к служанке… Но давайте сперва рассмотрим, что Авраам жил до Закона Моисея и до Евангелия, и увидим, что прелюбодеяние еще не было запрещено. Наказание за это преступление налагается только со времен Закона, который вменил это в преступление: прежде Закона прелюбодеяние не осуждалось, но лишь начиная с Закона (см. Исх. 20:14; Лев. 20:10; Втор. 5:18). Поэтому Авраам не преступил, а предварил Закон. Бог в раю, хоть и восхвалил брак, тем не менее не осудил прелюбодеяние (см. Быт. 2-3), ибо Он не хочет смерти грешника (ср. Иез. 33:11) и поэтому обещает награду и не требует наказания. Он предпочитает побуждать мягкими мерами, а не устрашать жестокими. И ты согрешил, когда был язычником, но имеешь оправдание. Ты пришел в Церковь, услышал закон: Не прелюбодействуй, у тебя уже нет оправдания за проступок. Однако поскольку я беседую с записавшимися получить дар крещения: если кто-то из вас совершил столь тяжелое преступление, пусть знает, что ему будет дано прощение, но подобно тому, кто совершил преступление; пусть знает, что в будущем следует себя сдерживать. Наконец, прелюбодейке, которую в Евангелии привели книжники и фарисеи, Господь простил прежние грехи, но сказал: иди и впредь не греши (Ин. 8:11). Когда Он говорит это ей, Он говорит тебе. Ты совершил прелюбодеяние как язычник, ты совершил его как оглашаемый: тебе прощается грех, отпускается через крещение - иди и впредь, смотри, не греши! У тебя есть только одно оправдание - Авраама.

Об Аврааме.

Свт. Филарет (Дроздов)

И сказала Сара Авраму: вот, Господь заключил чрево мое, чтобы мне не рождать; войди же к служанке моей: может быть, я буду иметь детей от нее. Аврам послушался слов Сары

Сара сказала Авраму и проч. Из сего рассуждения Сары открываются две неблагоприятные для нее мысли: первое, что, заботясь о своем неплодстве, она, по–видимому, не обращает внимания на благодатное обетование; второе, наклоняет своего супруга к многоженству. Дабы войти в ее истинное положение и намерение, представим себе, что она столько же уверена была в истине обетования Божия, сколько заботилась о своем неплодстве. По сему предположению ее рассуждение должно получить тот самый вид, который оно имеет в сказании Моисея: «Бог обещал Авраму многочисленное потомство, но сие доселе не исполняется; в Авраме не видно к сему препятствия; итак, не во мне ли сие препятствие? Авраму открыто ясно, что его наследник произойдет из него, но о мне сего не сказано; не так ли уже судил Бог, чтобы я навсегда осталась неплодною? Вот, Господь заключил чрево мое, чтобы мне не рождать. Итак, если я на себе самой не могу исполнить обетований Божиих, потщуся, по крайней мере, не препятствовать или даже содействовать их исполнению в своем супруге: я дам ему другую супругу, которая дала бы ему детей; а дабы мне самой чрез сие не быть отсеченною от рода обетования, то я употреблю для сего рабыню, над коею имею право жизни и смерти и коей детей тем беспрекословнее могу соделать моими. Войди к служанке моей; может быть, я буду иметь детей от нее. Так должно изъяснять намерение Сары о супружестве Агари. К извинению Аврама в его двоеженстве должно еще приметить: что оно предложено ему было от супруги и сим самым было уже удалено от всякого вида невоздержания; что неплодство Сары давало Авраму право на второе супружество, равно как и Сара, по сей же причине, могла сообщить Агари свое право, решась сама им не пользоваться; что их поступки освящаются намерением приобрести обетованное семя; что, наконец, если какие слабости смертных покрыты уже милосердием Испытующего сердца, то вотще осуждаются они человеками по единой наружности.

Толкование на Книгу Бытия.

Прп. Ефрем Сирин

И сказала Сара Авраму: вот, Господь заключил чрево мое, чтобы мне не рождать; войди же к служанке моей: может быть, я буду иметь детей от нее. Аврам послушался слов Сары

В тот же год Сара, видя свое неплодство, сказала Авраму: се, заключи мя Господь, еже не раждати: вниди убо к рабе моей, от нее, может быть, получу я утешение. И поскольку не успокоилась Сара, хотя Аврам и медлил исполнить совет ее, но, как написано, послуша Аврам гласа жены своей, и Сара отпустила ему Агарь Египтянку, данную с прочими рабынями фараоном в тот день, когда взял ее себе в жены.

Толкование на Книгу Бытия.

Дидим Слепец

И сказала Сара Авраму: вот, Господь заключил чрево мое, чтобы мне не рождать; войди же к служанке моей: может быть, я буду иметь детей от нее. Аврам послушался слов Сары

Апостол по закону иносказания истолковал этих двух женщин как два завета (см. Гал. 4:24). Но поскольку то, о чем здесь говорится, имело место также в действительности, то и это заслуживает рассмотрения. Святые имели супружеские отношения с женами не для погони за наслаждением, но ради рождения детей. Существует следующее предание о них: они вступали в отношения со своими женами лишь тогда, когда был благоприятный момент для зачатия. То есть они не имели супружеского общения ни во время кормления грудью, когда жены питали младенцев, ни во время беременности, ибо полагали, что ни один из этих периодов времени не подходит для соединения. Это предание подтверждает и Иаков. Действительно, после того, как он долгое время испытывал и убедился, что Рахиль не может рождать детей, он уже не приближался к ней - она же по-прежнему полагала, что если он войдет к ней, то зачнет ребенка, и поэтому говорила: дай мне детей, а если не так, то убей меня (Быт. 30:1). Она прекрасно знала, что Иаков - не Творец, однако требовала, чтобы он с ней соединился (ведь святой воздерживался от этого по указанной выше причине: чтобы не совершать этого понапрасну), поэтому Иаков и сказал ей: Разве я Бог, Который не дал тебе плода чрева (Быт. 30:2)? Таким же образом и Сара, которая была мудрой и святой, давно зная, что, несмотря на близость с мужем, она все равно не зачинает во чреве, воздерживалась от супружеских отношений с Аврамом. Но поскольку она знала, что ему следует иметь детей, то отдала ему свою служанку в наложницы. Это показывает благоразумие и независтливость Сары, а также бесстрастие Аврама, который выбрал такое решение не по своему желанию, а по настоянию жены, и уступил ей только ради рождения детей. Итак, в соответствии с нашим объяснением, и буквальный смысл является полезным.

Что же касается возвышенного смысла, то его можно сделать понятным следующим образом. Блаженный Павел возводил этих двух женщин к двум заветам (см. Гал. 4:24). Филон тоже применял здесь возвышенное толкование, но в ином отношении: он понимает под Сарой совершенную добродетель и любовь к мудрости, поскольку она была свободной и благородной женой и законной сожительницей; и, как добродетель, она вступает в законное сожительство с мудрым, чтобы произвести на свет божественные порождения. Действительно, мудрость рождает мужу рассудительность (Притч. 10:23), и мужу благочестивому и святому говорится: Жена твоя, как плодовитая лоза… сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей, так благословится человек, боящийся Господа! (Пс. 127:3) Итак, Сара означает совершенную и духовную добродетель, в то время как служанка Агарь у Филона означает подготовительные науки, а у Павла - тень [будущих благ] (ср. Евр. 10:1). В самом деле, невозможно постичь какой-либо из духовных, или возвышенных, смыслов без тени, т.е. без буквы [Закона], или без предварительного изучения вводных наук, ибо следует сначала произвести на свет потомство от подчиненных наук. Поэтому, когда было время тени, иудеи приносили в жертву животных, чувственным образом совершали Пасху и телесно обрезывались, посредством чего они велись к тому, чтобы принести Богу жертву хваления (Пс. 49:14), что свойственно только свободной женщине. Точно так же, поскольку усердие заставляет мудрого по порядку восходить от худшего к лучшему, добродетель, сообразуясь с божественной целью, побуждает его сначала воспользоваться вводными науками и произвести от них потомство. В самом деле, поскольку тот, кто совсем недавно приблизился к добродетели, еще не способен достичь совершенства и произвести от нее потомство, ему рекомендуется сначала основательно изучить подготовительные науки.

На Книгу Бытия.

Блж. Иероним Стридонский

И сказала Сара Авраму: вот, Господь заключил чрево мое, чтобы мне не рождать; войди же к служанке моей: может быть, я буду иметь детей от нее. Аврам послушался слов Сары

Следует обратить особое внимание на то, что «рождение» сыновей в еврейском тексте записано как «строение». Потому что там говорится: «Войди к моей служанке, если таким способом я могу быть построенной от неё». И может быть, это и есть то, что имеется в виду в Книге Исход: «И благословил Бог повивальных бабок, и они устроили себе домы» (Исх. 1:20–21).

Еврейские вопросы на Книгу Бытия.

Лопухин А.П.

И сказала Сара Авраму: вот, Господь заключил чрево мое, чтобы мне не рождать; войди же к служанке моей: может быть, я буду иметь детей от нее. Аврам послушался слов Сары

«И сказала Сара Авраму: вот, Господь заключил чрево мое… войди же к служанке моей…» Смиренно считая себя главной виновницей неисполнения божественного обетования о потомстве и желая оказать Авраму содействие в получении его, Сара великодушно отказывается от своих прав на мужа и добровольно предлагает ему в жены свою собственную служанку Агарь, вывезенную ими еще из Египта, вероятно, в числе прочих даров, которыми снабдили их египтяне (Быт. 12:16). Самое имя этой служанки «Агарь» значит бегство и дано ей было или по пророчественному предсказанию, или, вернее, по последующему воспоминанию ее двукратного бегства из дома госпожи своей (Быт. 16:6).

«может быть я буду иметь детей от нее…» В еврейском тексте сказано по другому: «чтобы мне создать дом (banch) мой от нее, опереться на нее», «усилиться чрез нее» (Втор. 25:9; Руфь 4:16); славянском (с LXX-и): «да чада сотворю от нея».

Через это и сам поступок Сары становится гораздо понятнее: очевидно, она здесь основывает свои надежды на том обычном праве той эпохи, в силу которого дети мужа, рожденные от служанки, считались законными его детьми и, следовательно, равно принадлежали обоим супругам, т. е. как мужу, так и жене (Быт. 30:3).

«Аврам послушался слов Сары…» Хотя в поступке Аврама и было допущено нарушение чистоты брачного союза (Быт. 2:22), но извинением для него служило, во-первых, то, что он сделал это не по собственной страсти, а из послушания жене, и во-вторых, то, что при совершении сего поступка преследовал не личные, низменные интересы, а высшие, теократические цели (Мал. 2:15).

Толковая Библия.