Толкования на Быт. 22:9

Свт. Иоанн Златоуст

И пришли на место, о котором сказал ему Бог; и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров

Пришли, говорит Писание, на высокую гору, которую Бог показал ему, «и созда тамо Авраам жертвенник». Опять я изумляюсь мужеству праведника, как мог он создать жертвенник, как достало у него для этого сил, как не сокрушился духом от внутренних страданий?

Беседы на книгу Бытия. Беседа 47.

Свт. Кирилл Александрийский

И пришли на место, о котором сказал ему Бог; и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров

См. Толкование на Быт. 22:1

Свт. Филарет (Дроздов)

И пришли на место, о котором сказал ему Бог; и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров

Связав. Должно думать, что более по обряду жертвенному, нежели по нужде. Исаак был в такой крепости, а Авраам в такой старости, что первый не иначе мог быть связан последним к закланию, как разве по собственному его согласию.

…Исаак не противится своему закланию. Иисус послушен даже до смерти, и притом смерти крестныя (Фил. 2:8).

Толкование на Книгу Бытия.


Исаак не противится своему закланию, но готов умереть добровольно и охотно: Христос пострадал и умер, потому что восхотел страдать и умереть. Исаак был еще, по изъяснению св. Иоанна Златоуста, превосходным изображением жертвы наших алтарей - жертвы бескровной, но служащей живым воспоминанием жертвоприношения, совершенного на Голгофе.

Избранные места из священной истории Ветхого и Нового завета с назидательными размышлениями.

Прп. Ефрем Сирин

Ст. 9-10 И пришли на место, о котором сказал ему Бог; и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров. И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего

И связав Исаака… возложи его на жертвенник… и извлек ножь, но удержал его руку Ангел Господень. А чтобы Авраам не подумал, будто бы по какому-нибудь недостатку отринута жертва его, сказал ему, что вот, показал ты благоговение свое пред Богом, и через того, кто для тебя всего любезнее, открылась любовь твоя к Господу всяческих. Итак, Авраам стал славен и тем, что в сердце заклал уже сына, хотя и не заклал его самым делом, и тем, что уверовал, что сын и по смерти воскреснет и возвратится с ним, ибо не сомневался в истине сказанного ему: яко во Исааце наречется тебе семя.

Толкование на книгу Бытие.

Еп. Виссарион (Нечаев)

XXVIII. Паремия, положенная в пяток пятой седмицы Великого поста и в Великую Субботу (Быт. 22:1–18). В сей паремии повествуется о послушании Авраама Господу, повелевшему ему принести в жертву Исаака.

приидоста на место, еже рече ему Бог: и созда тамо Авраам жертвенник и возложи дрова: и связав Исаака сына своего, возложи его на жертвенник верху дров

См. Толкование на Быт. 22:8

Ориген

И пришли на место, о котором сказал ему Бог; и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров

Многие из вас, слушающих эти слова, являются отцами в Церкви Божией (ср. 1 Ин. 2:13-14). Найдется ли среди вас кто-либо, кто из простого пересказа этой истории такое постоянство, такую крепость духа себе приобретает, что, потеряв сына для смерти, которая едина для всех и предназначается всякому, даже сына единственного, любимого, он был бы в состоянии в Аврааме найти для себя пример и величие духа его имел бы перед глазами? В самом деле, от тебя не требуется такого величия духа, чтобы ты сам связал своего сына, сам приготовил меч, сам заклал - все эти поступки от тебя не требуются. Будь же сознательно верен цели, тверд в вере и с легким сердцем принеси сына в жертву Богу. Будь священником жизни твоего сына: священнику, приносящему жертву Богу, рыдать не пристало. Хочешь убедиться, что это требуется от тебя? В Евангелии Бог говорит: если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы (Ин. 8:39). И вот, это дело Авраама. Делайте дело Авраама, но не с огорчением и не с принуждением, ибо доброхотно дающего любит Бог (2 Кор. 9:7). Если и вы так же близки будете к Богу, то и вам возвестится: взойди в возвышенную землю и на гору, которую Я тебе укажу, и там принеси Мне в жертву сына твоего. (Быт. 22:2) Принеси в жертву сына твоего не в глубинах земли или в долине плача (Пс. 83:7), но высоко в высоких горах. Покажи, что любовь к Богу сильнее плотской привязанности. Ведь любил, сказано, Авраам сына своего Исаака, но любви по плоти предпочел любовь к Богу, и он найден не в утробе плоти, но в утробе Христа, то есть в утробе Слова Божия, и истины, и мудрости.

Гомилии на Бытие.

Лопухин А.П.

И пришли на место, о котором сказал ему Бог; и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров

«и устроил там Авраам жертвенник…» Этот жертвенник, по всей вероятности, представлял небольшую груду камней, набранных там же, наверху горы.

«и связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров…» Из всех подробностей данного повествования ясно видно, что Исаак совершенно добровольно и беспрекословно подчинился божественному повелению. Хотя он и был уже в таком возрасте, когда мог оказать сопротивление своему престарелому отцу, но оказывает ему самое трогательное повиновение: послушание сына здесь равняется вере отца и оба они проявляют великое геройство духа. Если же Авраам все же, как мы видим, находит нужным предварительно связать Исаака, то он делает это или в предупреждение каких-либо невольных его движений, при виде занесенного ножа, или, что еще вероятнее, в силу общего жертвенного обычая.