Толкования на Быт. 24:63

Свт. Амвросий Медиоланский

При наступлении вечера Исаак вышел в поле поразмыслить, и возвел очи свои, и увидел: вот, идут верблюды

Он избавлялся и освобождался от пороков века сего, облегчал свою душу, ибо в поле Исаак либо отгонял их, либо, как полагают другие, гулял.

Это также показывает, что он имеет близкое общение с добродетелями, чтобы всякий человек ходил в невинности своего сердца, никаким образом не смешивался с земными пороками и беспрепятственным шагом ума отправлялся в безукоризненный путь, не обнажая в себе никакого места порочности. Таким был Исаак, когда ожидал прихода Ревекки, готовясь к духовному соединению. Ведь она уже приходила, богатая небесными тайнами, приходила, принося с собой дорогие украшения в ушах и на руках (см. Быт. 24:22), потому что в ее слухе и в трудах ее рук проявляется красота Церкви, и мы замечаем, что ей было по справедливости сказано: дa родятся от тебя тысячи тысяч, и да владеет потомство твое жилищами врагов! (Быт. 24:60) Итак, прекрасна Церковь, которая приобрела сыновей от вражеских народов. Однако это место можно отнести и к душе, которая покоряет телесные страсти, обращает их на службу добродетелей и противящиеся чувства делает послушными себе. Стало быть, душа патриарха, видя тайну Христа, видя Ревекку, приходящую с золотыми и серебряными сосудами (см. Быт. 24:53), словно Церковь с народом язычников, удивляется красоте Слова и Его тайн и говорит: Да лобзает он меня лобзанием уст своих! (Песн. 1:1) И Ревекка, видя истинного Исаака - ту истинную радость, истинное веселье, - хочет поцеловать его.

Исаак, или О душе.

Свт. Кесарий Арелатский

При наступлении вечера Исаак вышел в поле поразмыслить, и возвел очи свои, и увидел: вот, идут верблюды

То поле являло собой образ мира. Исаак вышел в поле, потому что Христу предстояло прийти в мир: Исаак при наступлении вечера - Христос при окончании мира (ср. Евр. 1:1-2). Исаак вышел в поле поразмыслить. Потому Исаак вышел поразмыслить в поле, что Христос пришел в мир сразиться с диаволом, чтобы победить его справедливостью, будучи несправедливо им убитым, чтобы смертью разрушить смерть, а воскресением дать жизнь всем верующим. Подобно тому, как Ревекка телесно соединяется с Исааком, Церковь духовно соединяется со Христом, получая кровь невесты как ценное приданое, чтобы затем обрести и дар Его Царства. Благословенный апостол Петр ясно говорит об этом: Не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца (1 Пет. 1:18-19).

Проповеди.

Свт. Филарет (Дроздов)

При наступлении вечера Исаак вышел в поле поразмыслить, и возвел очи свои, и увидел: вот, идут верблюды

Для размышления. То значит и еврейское слово שות и греческое αδολεσχειν у семидесяти (Пс. 75:1, 4, 7, 13). Другие переводят прогуляться или посмотреть.

Толкование на Книгу Бытия.

Блж. Иероним Стридонский

При наступлении вечера Исаак вышел в поле поразмыслить, и возвел очи свои, и увидел: вот, идут верблюды

См. Толкование на Быт. 24:62

Лопухин А.П.

При наступлении вечера Исаак вышел в поле поразмыслить, и возвел очи свои, и увидел: вот, идут верблюды

«Исаак вышел в поле поразмыслить…» В некоторых переводах последний глагол заменен синонимом с еврейского языка — «помолиться», (в славянском — поглумитися, т. е. подумать) что еще лучше характеризует благочестиво-религиозную и кроткую натуру Исаака.