• Ветхий завет
    • Бытие
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
      • Глава 6
      • Глава 7
      • Глава 8
      • Глава 9
      • Глава 10
      • Глава 11
      • Глава 12
      • Глава 13
      • Глава 14
      • Глава 15
      • Глава 16
      • Глава 17
      • Глава 18
      • Глава 19
      • Глава 20
      • Глава 21
      • Глава 22
      • Глава 23
      • Глава 24
      • Глава 25
      • Глава 26
      • Глава 27
      • Глава 28
      • Глава 29
      • Глава 30
      • Глава 31
      • Глава 32
      • Глава 33
      • Глава 34
      • Глава 35
      • Глава 36
      • Глава 37
      • Глава 38
      • Глава 39
      • Глава 40
      • Глава 41
      • Глава 42
      • Глава 43
      • Глава 44
      • Глава 45
      • Глава 46
      • Глава 47
      • Глава 48
      • Глава 49
      • Глава 50
    • Исход
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
      • Глава 6
      • Глава 7
      • Глава 8
      • Глава 9
      • Глава 10
      • Глава 11
      • Глава 12
      • Глава 13
      • Глава 14
      • Глава 15
      • Глава 16
      • Глава 17
      • Глава 18
      • Глава 19
      • Глава 20
      • Глава 21
      • Глава 22
      • Глава 23
      • Глава 24
      • Глава 25
      • Глава 26
      • Глава 27
      • Глава 28
      • Глава 29
      • Глава 30
      • Глава 31
      • Глава 32
      • Глава 33
      • Глава 34
      • Глава 35
      • Глава 36
      • Глава 37
      • Глава 38
      • Глава 39
      • Глава 40
    • Левит
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
      • Глава 6
      • Глава 7
      • Глава 8
      • Глава 9
      • Глава 10
      • Глава 11
      • Глава 12
      • Глава 13
      • Глава 14
      • Глава 15
      • Глава 16
      • Глава 17
      • Глава 18
      • Глава 19
      • Глава 20
      • Глава 21
      • Глава 22
      • Глава 23
      • Глава 24
      • Глава 25
      • Глава 26
      • Глава 27
    • Числа
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
      • Глава 6
      • Глава 7
      • Глава 8
      • Глава 9
      • Глава 10
      • Глава 11
      • Глава 12
      • Глава 13
      • Глава 14
      • Глава 15
      • Глава 16
      • Глава 17
      • Глава 18
      • Глава 19
      • Глава 20
      • Глава 21
      • Глава 22
      • Глава 23
      • Глава 24
      • Глава 25
      • Глава 26
      • Глава 27
      • Глава 28
      • Глава 29
      • Глава 30
      • Глава 31
      • Глава 32
      • Глава 33
      • Глава 34
      • Глава 35
      • Глава 36
    • Второзаконие
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
      • Глава 6
      • Глава 7
      • Глава 8
      • Глава 9
      • Глава 10
      • Глава 11
      • Глава 12
      • Глава 13
      • Глава 14
      • Глава 15
      • Глава 16
      • Глава 17
      • Глава 18
      • Глава 19
      • Глава 20
      • Глава 21
      • Глава 22
      • Глава 23
      • Глава 24
      • Глава 25
      • Глава 26
      • Глава 27
      • Глава 28
      • Глава 29
      • Глава 30
      • Глава 31
      • Глава 32
      • Глава 33
      • Глава 34
    • Иисус Навин
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
      • Глава 6
      • Глава 7
      • Глава 8
      • Глава 9
      • Глава 10
      • Глава 11
      • Глава 12
      • Глава 13
      • Глава 14
      • Глава 15
      • Глава 16
      • Глава 17
      • Глава 18
      • Глава 19
      • Глава 20
      • Глава 21
      • Глава 22
      • Глава 23
      • Глава 24
    • Судьи
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
      • Глава 6
      • Глава 7
      • Глава 8
      • Глава 9
      • Глава 10
      • Глава 11
      • Глава 12
      • Глава 13
      • Глава 14
      • Глава 15
      • Глава 16
      • Глава 17
      • Глава 18
      • Глава 19
      • Глава 20
      • Глава 21
    • Руфь
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
    • 1-я Царств
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
      • Глава 6
      • Глава 7
      • Глава 8
      • Глава 9
      • Глава 10
      • Глава 11
      • Глава 12
      • Глава 13
      • Глава 14
      • Глава 15
      • Глава 16
      • Глава 17
      • Глава 18
      • Глава 19
      • Глава 20
      • Глава 21
      • Глава 22
      • Глава 23
      • Глава 24
      • Глава 25
      • Глава 26
      • Глава 27
      • Глава 28
      • Глава 29
      • Глава 30
      • Глава 31
    • 2-я Царств
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
      • Глава 6
      • Глава 7
      • Глава 8
      • Глава 9
      • Глава 10
      • Глава 11
      • Глава 12
      • Глава 13
      • Глава 14
      • Глава 15
      • Глава 16
      • Глава 17
      • Глава 18
      • Глава 19
      • Глава 20
      • Глава 21
      • Глава 22
      • Глава 23
      • Глава 24
    • 3-я Царств
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
      • Глава 6
      • Глава 7
      • Глава 8
      • Глава 9
      • Глава 10
      • Глава 11
      • Глава 12
      • Глава 13
      • Глава 14
      • Глава 15
      • Глава 16
      • Глава 17
      • Глава 18
      • Глава 19
      • Глава 20
      • Глава 21
      • Глава 22
    • 4-я Царств
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
      • Глава 6
      • Глава 7
      • Глава 8
      • Глава 9
      • Глава 10
      • Глава 11
      • Глава 12
      • Глава 13
      • Глава 14
      • Глава 15
      • Глава 16
      • Глава 17
      • Глава 18
      • Глава 19
      • Глава 20
      • Глава 21
      • Глава 22
      • Глава 23
      • Глава 24
      • Глава 25
    • 1-я Паралипоменон
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
      • Глава 6
      • Глава 7
      • Глава 8
      • Глава 9
      • Глава 10
      • Глава 11
      • Глава 12
      • Глава 13
      • Глава 14
      • Глава 15
      • Глава 16
      • Глава 17
      • Глава 18
      • Глава 19
      • Глава 20
      • Глава 21
      • Глава 22
      • Глава 23
      • Глава 24
      • Глава 25
      • Глава 26
      • Глава 27
      • Глава 28
      • Глава 29
    • 2-я Паралипоменон
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
      • Глава 6
      • Глава 7
      • Глава 8
      • Глава 9
      • Глава 10
      • Глава 11
      • Глава 12
      • Глава 13
      • Глава 14
      • Глава 15
      • Глава 16
      • Глава 17
      • Глава 18
      • Глава 19
      • Глава 20
      • Глава 21
      • Глава 22
      • Глава 23
      • Глава 24
      • Глава 25
      • Глава 26
      • Глава 27
      • Глава 28
      • Глава 29
      • Глава 30
      • Глава 31
      • Глава 32
      • Глава 33
      • Глава 34
      • Глава 35
      • Глава 36
    • Ездра
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
      • Глава 6
      • Глава 7
      • Глава 8
      • Глава 9
      • Глава 10
    • Неемия
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
      • Глава 6
      • Глава 7
      • Глава 8
      • Глава 9
      • Глава 10
      • Глава 11
      • Глава 12
      • Глава 13
    • 2-я Ездры
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
      • Глава 6
      • Глава 7
      • Глава 8
      • Глава 9
    • Товит
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
      • Глава 6
      • Глава 7
      • Глава 8
      • Глава 9
      • Глава 10
      • Глава 11
      • Глава 12
      • Глава 13
      • Глава 14
    • Иудифь
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
      • Глава 6
      • Глава 7
      • Глава 8
      • Глава 9
      • Глава 10
      • Глава 11
      • Глава 12
      • Глава 13
      • Глава 14
      • Глава 15
      • Глава 16
    • Есфирь
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
      • Глава 6
      • Глава 7
      • Глава 8
      • Глава 9
      • Глава 10
    • Притчи
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
      • Глава 6
      • Глава 7
      • Глава 8
      • Глава 9
      • Глава 10
      • Глава 11
      • Глава 12
      • Глава 13
      • Глава 14
      • Глава 15
      • Глава 16
      • Глава 17
      • Глава 18
      • Глава 19
      • Глава 20
      • Глава 21
      • Глава 22
      • Глава 23
      • Глава 24
      • Глава 25
      • Глава 26
      • Глава 27
      • Глава 28
      • Глава 29
      • Глава 30
      • Глава 31
    • Екклесиаст
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
      • Глава 6
      • Глава 7
      • Глава 8
      • Глава 9
      • Глава 10
      • Глава 11
      • Глава 12
    • Песня Песней
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
      • Глава 6
      • Глава 7
      • Глава 8
    • Премудрость Соломона
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
      • Глава 6
      • Глава 7
      • Глава 8
      • Глава 9
      • Глава 10
      • Глава 11
      • Глава 12
      • Глава 13
      • Глава 14
      • Глава 15
      • Глава 16
      • Глава 17
      • Глава 18
      • Глава 19
    • Сирах
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
      • Глава 6
      • Глава 7
      • Глава 8
      • Глава 9
      • Глава 10
      • Глава 11
      • Глава 12
      • Глава 13
      • Глава 14
      • Глава 15
      • Глава 16
      • Глава 17
      • Глава 18
      • Глава 19
      • Глава 20
      • Глава 21
      • Глава 22
      • Глава 23
      • Глава 24
      • Глава 25
      • Глава 26
      • Глава 27
      • Глава 28
      • Глава 29
      • Глава 30
      • Глава 31
      • Глава 32
      • Глава 33
      • Глава 34
      • Глава 35
      • Глава 36
      • Глава 37
      • Глава 38
      • Глава 39
      • Глава 40
      • Глава 41
      • Глава 42
      • Глава 43
      • Глава 44
      • Глава 45
      • Глава 46
      • Глава 47
      • Глава 48
      • Глава 49
      • Глава 50
      • Глава 51
    • Иов
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
      • Глава 6
      • Глава 7
      • Глава 8
      • Глава 9
      • Глава 10
      • Глава 11
      • Глава 12
      • Глава 13
      • Глава 14
      • Глава 15
      • Глава 16
      • Глава 17
      • Глава 18
      • Глава 19
      • Глава 20
      • Глава 21
      • Глава 22
      • Глава 23
      • Глава 24
      • Глава 25
      • Глава 26
      • Глава 27
      • Глава 28
      • Глава 29
      • Глава 30
      • Глава 31
      • Глава 32
      • Глава 33
      • Глава 34
      • Глава 35
      • Глава 36
      • Глава 37
      • Глава 38
      • Глава 39
      • Глава 40
      • Глава 41
      • Глава 42
    • Исаия
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
      • Глава 6
      • Глава 7
      • Глава 8
      • Глава 9
      • Глава 10
      • Глава 11
      • Глава 12
      • Глава 13
      • Глава 14
      • Глава 15
      • Глава 16
      • Глава 17
      • Глава 18
      • Глава 19
      • Глава 20
      • Глава 21
      • Глава 22
      • Глава 23
      • Глава 24
      • Глава 25
      • Глава 26
      • Глава 27
      • Глава 28
      • Глава 29
      • Глава 30
      • Глава 31
      • Глава 32
      • Глава 33
      • Глава 34
      • Глава 35
      • Глава 36
      • Глава 37
      • Глава 38
      • Глава 39
      • Глава 40
      • Глава 41
      • Глава 42
      • Глава 43
      • Глава 44
      • Глава 45
      • Глава 46
      • Глава 47
      • Глава 48
      • Глава 49
      • Глава 50
      • Глава 51
      • Глава 52
      • Глава 53
      • Глава 54
      • Глава 55
      • Глава 56
      • Глава 57
      • Глава 58
      • Глава 59
      • Глава 60
      • Глава 61
      • Глава 62
      • Глава 63
      • Глава 64
      • Глава 65
      • Глава 66
    • Иеремия
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
      • Глава 6
      • Глава 7
      • Глава 8
      • Глава 9
      • Глава 10
      • Глава 11
      • Глава 12
      • Глава 13
      • Глава 14
      • Глава 15
      • Глава 16
      • Глава 17
      • Глава 18
      • Глава 19
      • Глава 20
      • Глава 21
      • Глава 22
      • Глава 23
      • Глава 24
      • Глава 25
      • Глава 26
      • Глава 27
      • Глава 28
      • Глава 29
      • Глава 30
      • Глава 31
      • Глава 32
      • Глава 33
      • Глава 34
      • Глава 35
      • Глава 36
      • Глава 37
      • Глава 38
      • Глава 39
      • Глава 40
      • Глава 41
      • Глава 42
      • Глава 43
      • Глава 44
      • Глава 45
      • Глава 46
      • Глава 47
      • Глава 48
      • Глава 49
      • Глава 50
      • Глава 51
      • Глава 52
    • Плач Иеремии
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
    • Послание Иеремии
      • Глава 1
    • Варух
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
    • Иезекииль
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
      • Глава 6
      • Глава 7
      • Глава 8
      • Глава 9
      • Глава 10
      • Глава 11
      • Глава 12
      • Глава 13
      • Глава 14
      • Глава 15
      • Глава 16
      • Глава 17
      • Глава 18
      • Глава 19
      • Глава 20
      • Глава 21
      • Глава 22
      • Глава 23
      • Глава 24
      • Глава 25
      • Глава 26
      • Глава 27
      • Глава 28
      • Глава 29
      • Глава 30
      • Глава 31
      • Глава 32
      • Глава 33
      • Глава 34
      • Глава 35
      • Глава 36
      • Глава 37
      • Глава 38
      • Глава 39
      • Глава 40
      • Глава 41
      • Глава 42
      • Глава 43
      • Глава 44
      • Глава 45
      • Глава 46
      • Глава 47
      • Глава 48
    • Даниил
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
      • Глава 6
      • Глава 7
      • Глава 8
      • Глава 9
      • Глава 10
      • Глава 11
      • Глава 12
      • Глава 13
      • Глава 14
    • Осия
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
      • Глава 6
      • Глава 7
      • Глава 8
      • Глава 9
      • Глава 10
      • Глава 11
      • Глава 12
      • Глава 13
      • Глава 14
    • Иоиль
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
    • Амос
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
      • Глава 6
      • Глава 7
      • Глава 8
      • Глава 9
    • Авдий
      • Глава 1
    • Иона
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
    • Михей
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
      • Глава 6
      • Глава 7
    • Наум
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
    • Аввакум
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
    • Софония
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
    • Аггей
      • Глава 1
      • Глава 2
    • Захария
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
      • Глава 6
      • Глава 7
      • Глава 8
      • Глава 9
      • Глава 10
      • Глава 11
      • Глава 12
      • Глава 13
      • Глава 14
    • Малахия
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
    • 1-я Маккавейская
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
      • Глава 6
      • Глава 7
      • Глава 8
      • Глава 9
      • Глава 10
      • Глава 11
      • Глава 12
      • Глава 13
      • Глава 14
      • Глава 15
      • Глава 16
    • 2-я Маккавейская
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
      • Глава 6
      • Глава 7
      • Глава 8
      • Глава 9
      • Глава 10
      • Глава 11
      • Глава 12
      • Глава 13
      • Глава 14
      • Глава 15
    • 3-я Маккавейская
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
      • Глава 6
      • Глава 7
    • 3-я Ездры
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
      • Глава 6
      • Глава 7
      • Глава 8
      • Глава 9
      • Глава 10
      • Глава 11
      • Глава 12
      • Глава 13
      • Глава 14
      • Глава 15
      • Глава 16
    • Псалтирь
      • 1—10
        • Псалом 1
        • Псалом 2
        • Псалом 3
        • Псалом 4
        • Псалом 5
        • Псалом 6
        • Псалом 7
        • Псалом 8
        • Псалом 9
        • Псалом 10
      • 11—20
        • Псалом 11
        • Псалом 12
        • Псалом 13
        • Псалом 14
        • Псалом 15
        • Псалом 16
        • Псалом 17
        • Псалом 18
        • Псалом 19
        • Псалом 20
      • 21—30
        • Псалом 21
        • Псалом 22
        • Псалом 23
        • Псалом 24
        • Псалом 25
        • Псалом 26
        • Псалом 27
        • Псалом 28
        • Псалом 29
        • Псалом 30
      • 31—40
        • Псалом 31
        • Псалом 32
        • Псалом 33
        • Псалом 34
        • Псалом 35
        • Псалом 36
        • Псалом 37
        • Псалом 38
        • Псалом 39
        • Псалом 40
      • 41—50
        • Псалом 41
        • Псалом 42
        • Псалом 43
        • Псалом 44
        • Псалом 45
        • Псалом 46
        • Псалом 47
        • Псалом 48
        • Псалом 49
        • Псалом 50
      • 51—60
        • Псалом 51
        • Псалом 52
        • Псалом 53
        • Псалом 54
        • Псалом 55
        • Псалом 56
        • Псалом 57
        • Псалом 58
        • Псалом 59
        • Псалом 60
      • 61—70
        • Псалом 61
        • Псалом 62
        • Псалом 63
        • Псалом 64
        • Псалом 65
        • Псалом 66
        • Псалом 67
        • Псалом 68
        • Псалом 69
        • Псалом 70
      • 71—80
        • Псалом 71
        • Псалом 72
        • Псалом 73
        • Псалом 74
        • Псалом 75
        • Псалом 76
        • Псалом 77
        • Псалом 78
        • Псалом 79
        • Псалом 80
      • 81—90
        • Псалом 81
        • Псалом 82
        • Псалом 83
        • Псалом 84
        • Псалом 85
        • Псалом 86
        • Псалом 87
        • Псалом 88
        • Псалом 89
        • Псалом 90
      • 91—100
        • Псалом 91
        • Псалом 92
        • Псалом 93
        • Псалом 94
        • Псалом 95
        • Псалом 96
        • Псалом 97
        • Псалом 98
        • Псалом 99
        • Псалом 100
      • 101—110
        • Псалом 101
        • Псалом 102
        • Псалом 103
        • Псалом 104
        • Псалом 105
        • Псалом 106
        • Псалом 107
        • Псалом 108
        • Псалом 109
        • Псалом 110
      • 111—120
        • Псалом 111
        • Псалом 112
        • Псалом 113
        • Псалом 114
        • Псалом 115
        • Псалом 116
        • Псалом 117
        • Псалом 118
        • Псалом 119
        • Псалом 120
      • 121—130
        • Псалом 121
        • Псалом 122
        • Псалом 123
        • Псалом 124
        • Псалом 125
        • Псалом 126
        • Псалом 127
        • Псалом 128
        • Псалом 129
        • Псалом 130
      • 131—140
        • Псалом 131
        • Псалом 132
        • Псалом 133
        • Псалом 134
        • Псалом 135
        • Псалом 136
        • Псалом 137
        • Псалом 138
        • Псалом 139
        • Псалом 140
      • 141—151
        • Псалом 141
        • Псалом 142
        • Псалом 143
        • Псалом 144
        • Псалом 145
        • Псалом 146
        • Псалом 147
        • Псалом 148
        • Псалом 149
        • Псалом 150
        • Псалом 151
  • Новый завет
    • От Матфея
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
      • Глава 6
      • Глава 7
      • Глава 8
      • Глава 9
      • Глава 10
      • Глава 11
      • Глава 12
      • Глава 13
      • Глава 14
      • Глава 15
      • Глава 16
      • Глава 17
      • Глава 18
      • Глава 19
      • Глава 20
      • Глава 21
      • Глава 22
      • Глава 23
      • Глава 24
      • Глава 25
      • Глава 26
      • Глава 27
      • Глава 28
    • От Марка
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
      • Глава 6
      • Глава 7
      • Глава 8
      • Глава 9
      • Глава 10
      • Глава 11
      • Глава 12
      • Глава 13
      • Глава 14
      • Глава 15
      • Глава 16
    • От Луки
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
      • Глава 6
      • Глава 7
      • Глава 8
      • Глава 9
      • Глава 10
      • Глава 11
      • Глава 12
      • Глава 13
      • Глава 14
      • Глава 15
      • Глава 16
      • Глава 17
      • Глава 18
      • Глава 19
      • Глава 20
      • Глава 21
      • Глава 22
      • Глава 23
      • Глава 24
    • От Иоанна
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
      • Глава 6
      • Глава 7
      • Глава 8
      • Глава 9
      • Глава 10
      • Глава 11
      • Глава 12
      • Глава 13
      • Глава 14
      • Глава 15
      • Глава 16
      • Глава 17
      • Глава 18
      • Глава 19
      • Глава 20
      • Глава 21
    • Деяния
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
      • Глава 6
      • Глава 7
      • Глава 8
      • Глава 9
      • Глава 10
      • Глава 11
      • Глава 12
      • Глава 13
      • Глава 14
      • Глава 15
      • Глава 16
      • Глава 17
      • Глава 18
      • Глава 19
      • Глава 20
      • Глава 21
      • Глава 22
      • Глава 23
      • Глава 24
      • Глава 25
      • Глава 26
      • Глава 27
      • Глава 28
    • Иакова
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
    • 1-е Петра
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
    • 2-е Петра
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
    • 1-е Иоанна
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
    • 2-е Иоанна
    • 3-е Иоанна
    • Иуды
    • К Римлянам
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
      • Глава 6
      • Глава 7
      • Глава 8
      • Глава 9
      • Глава 10
      • Глава 11
      • Глава 12
      • Глава 13
      • Глава 14
      • Глава 15
      • Глава 16
    • 1-е Коринфянам
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
      • Глава 6
      • Глава 7
      • Глава 8
      • Глава 9
      • Глава 10
      • Глава 11
      • Глава 12
      • Глава 13
      • Глава 14
      • Глава 15
      • Глава 16
    • 2-е Коринфянам
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
      • Глава 6
      • Глава 7
      • Глава 8
      • Глава 9
      • Глава 10
      • Глава 11
      • Глава 12
      • Глава 13
    • К Галатам
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
      • Глава 6
    • К Ефесянам
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
      • Глава 6
    • К Филиппийцам
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
    • К Колоссянам
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
    • 1-e Солунянам
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
    • 2-e Солунянам
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
    • 1-e Тимофею
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
      • Глава 6
    • 2-e Тимофею
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
    • К Титу
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
    • К Филимону
    • К Евреям
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
      • Глава 6
      • Глава 7
      • Глава 8
      • Глава 9
      • Глава 10
      • Глава 11
      • Глава 12
      • Глава 13
    • Откровение
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
      • Глава 6
      • Глава 7
      • Глава 8
      • Глава 9
      • Глава 10
      • Глава 11
      • Глава 12
      • Глава 13
      • Глава 14
      • Глава 15
      • Глава 16
      • Глава 17
      • Глава 18
      • Глава 19
      • Глава 20
      • Глава 21
      • Глава 22

Инструменты пользователя

  • Войти
Помочь проекту ×

Толкования Священного Писания

Содержание

  • Толкования на Евр. 1:1
    • Свт. Афанасий Великий
    • Свт. Иоанн Златоуст
    • Прп. Ефрем Сирин
    • Прп. Икумений Триккский
    • Блж. Феофилакт Болгарский
    • Евфимий Зигабен
    • Лопухин А.П.
предыдущий стихк тексту Писанияследующий стихсодержание

Толкования на Евр. 1:1

Свт. Афанасий Великий

Ст. 1-4 Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил. Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную (престола) величия на высоте, будучи столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя

Апостольское изречение напоминает о времени, в которое Бог глаголал нам в Сыне, когда также совершено и очищение грехов. Когда же глаголал нам в Сыне? И когда совершено очищение грехов? Когда сделался человеком? Не после ли пророков? Не напоследок ли дней? Потом, поелику идет речь о домостроительстве нашего спасения, говоря о последних временах, по связи с этим упомянул, что и в прежние времена Бог не умолкал, но глаголал людям через пророков. А поелику и пророки служили, и через ангелов изглаголан Закон (Гал. 3:19), но пришел и Сын, и пришел послужить, то по необходимости присовокупил: «толико лучший быв Ангелов», желая показать, что сколько Сын отличен от раба, столько же и служение Сына стало лучше служения рабов. Посему апостол, различая ветхозаветное и новозаветное служение, с дерзновением пишет иудеям и говорит: «толико лучший быв Ангелов». Почему не сказал совершенно сравнительно «больше, или честнее быв», чтобы не заключил кто об ангелах, будто бы одного с Ним рода, но сказал: «лучший», чтобы дать уразуметь отличие Сына по естеству от существ сотворенных. И на это имеем доказательство в Божественных Писаниях. Давид псалмопевствует: «лучше день един во дворех Твоих паче тысящ» (Пс. 83:11). И Соломон возглашает: «Приимите наказание, а не сребро, и разум паче злата искушена. Лучше бо премудрость камений многоценных, всякое же честное недостойно ея есть» (Притч. 8:10-11). И действительно, не различны ли по сущности и по естеству премудрость и добытые из земли камни? Какое сродство между дворами небесными и жилищами земными? Или в чем сходство у вечного и духовного с временным и смертным? И в этом же смысле Исаия говорит: «сия глаголет Господь кажеником: елицы сохранят субботы Моя и изберут, яже Аз хощу, и содержат завет Мой, дам им в дому Моем и во ограде Моей место именито, лучшее от сынов и дщерей, имя вечно дам им, и не оскудеет» (Ис. 56:4-5). Итак, нет никакого сродства у Сына с ангелами. А если нет никакого сродства, то слово «лучший» сказано в обозначение не сравнения, но различения, потому что Сын по естеству отличен от ангелов. И сам апостол, толкуя слово: «лучший», поставляет это превосходство не в ином чем, но в различии Сына с существами сотворенными, говоря, что Он Сын, а те «служебнии» (Евр. 1:14), и что как Сын сидит одесную Отца, так они, будучи служебными, предстоят, посылаются и служат.

Поелику же это написано в таком смысле, то этим, ариане, означается, что Сын не сотворен, но паче инаков с существами сотворенными, собственно принадлежит Отцу, «Сый в лоне Отчи» (Ин. 1:18). И написанное здесь: «быв» – не означает, что Сын сотворен, как думаете вы. Ибо если бы просто сказал: «быв» и умолк, то был бы предлог у ариан. Поелику же предварительно нарек Сыном, во всем отделении речи показав, что инаков Он с существами сотворенными, то и слово «быв» поставил неотрешенно, но к «быв» присовокупил «лучший», потому что почитал это речение безразличным, зная, что об исповедуемом преискренним Сыном сказать: «был» – равнозначительно слову: «родился» и есть лучший. Для рожденного нет различия, скажет ли кто: стал или сделался; того же, что приведено в бытие как создание, невозможно именовать рожденным, разве только после того, как твари сделаются причастными рожденного Сына и сами наименуются рожденными не по собственному естеству, но потому что стали причастны Сына Духом. Такое словоупотребление известно и в Божественном Писании. Оно говорит о существах сотворенных: «вся Тем быша и без Него ничтоже бысть» (Ин. 1:3), и: «вся Премудростию сотворил еси» (Пс. 103:24). О сынах же рожденных: «быша Иову сынове седмь и дщери три» (Иов. 1:2), и: «Авраам бе ста лет, егда бысть ему Исаак сын его» (Быт. 21:5). И Моисей сказал: если будут у кого сыновья.

На ариан слово первое.

Свт. Иоанн Златоуст

Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках

Павел в посланиях ко всем остальным полагает свое имя в начале посланий; а в послании к евреям не сделал этого, и, не сказав, кто он и к кому пишет, как обыкновенно делал, просто начал так: Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках. И это обнаруживает мудрость Павлову. Дабы писание не подверглось ненависти вместе с ним, он, как бы какою маскою скрыв себя отнятием от него своего имени, незаметным образом предлагает им врачество увещания. Ведь не одни только неверные иудеи, но и уверовавшие сами ненавидели его и отвращались. Так, когда он пришел в Иерусалим, послушай, что говорит ему Иаков и все остальные: видишь, брат, сколько тысяч уверовавших Иудеев, и все они ревнители закона; а о тебе наслышались они, что ты всех Иудеев, живущих между язычниками, учишь отступлению от Моисея (Деян. 21:20-21). За это особенно они ненавидели его и отвращались.

Беседа, сказанная в старой церкви на слова апостола: Когда же Петр пришел в Антиохию.

Прп. Ефрем Сирин

Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках

Во многих знамениях, говорит, и многими образами говорил прежде чрез пророков с отцами нашими, то есть разными изменявшимися образами говорил с Ноем, Авраамом, Моисеем и с народом в пустыне, - а также в разных являлся им подобиях, то в виде старца (Дан. 7:13), то гиганта (Быт. 32:24), и в других.

Прп. Икумений Триккский

Ст. 1-3 Многочастне и многообразне древле Бог глаголавый отцем во пророцех, в последок дний сих глагола нам в Сыне, Егоже положи наследника всем, Имже и веки сотвори. Иже сый сияние славы и образ ипостаси Его, нося же всяческая глаголом силы Своея, Собою очищение сотворив грехов наших, седе одесную престола величествия на высоких

Различными и разнообразными способами говорил предкам Бог через пророков, нам же через Сына, поэтому большая разница между нами и отцами нашими. До того отцы наши были обременены грехами, что и не предполагали, что в такой степени составляют предмет забот со стороны Бога, как и их отцы; итак, он показывает этим, что они более составляют предмет забот. «В последок дний сих». Упавших духом вследствие зла он утешает, говоря «в последок». Ибо близок, говорит, конец и покой от трудов, начало же воздаяний. - «Глагола нам в Сыне». Не сказал – глагола нам во Христе или через Христа, ибо еще ко Христу они слабее были расположены, но «в Сыне», или через Сына. - «Егоже положи наследника», Котораго сделал наследником всего мира; слово – сделал, пристойнее после воплощения. «Егоже положи наследника». Чего? Всего. Всех, кто приближается к чистому и Божественному существу, ибо Сын – наследник и сообщник Отчаго существа, власти и могущества. Затем, сказав, что Сын – наследник Отчих достояний, он объясняет, каким образом. - «Имже и веки», говорит, «сотвори», то есть «веки» суть общее дело Его и Отца. А если «веки» – общее дело Отца и Сына, то так же и то, что в веках (разумеется), конечно, общее (достояние) Отца и Сына. Если же общее то, что в веках, то гораздо более то, что после веков, именно мир и что́ в нем. Затем, чтобы, услыхав «наследник», ты не подумал, что Он называется наследником не по естеству, но по некоторой благодати и усыновлению, он (апостол) присовокупляет: «Иже сый сияние славы», говоря приблизительно так: хотя я сказал, что Отец положил Его наследником, но ты не помышляй ни о чем низком, недостойном Бога. Слово «положи» сказано мною не в смысле усыновления и положения наследником, но в смысле вознесения и возвращения Сына к Отцу, как Своей вине по естеству, чтобы ты, принимая Сына безвиновным, не отделял Его от связи с Отцом и не предполагал двух начал, разделенных друг от друга. Ведь посему самому Он назван мною также наследником, чтобы ты тотчас же уразумел причину, откуда исходит наследство, и не счел Его, как и Отца, нерожденным; поэтому-то мною и сказано: «наследника» и «положи», для того я тотчас и присоединил: «сый сияние». Если же Он не был положен быть сиянием, но был сиянием, ибо я сказал: «Иже сый сияние», то ясно, что и наследником Он был положен не иначе, как только в том смысле, как выше мною сказано. Смотри, как выразительно и точно сказал апостол, говоря: «сияние» и «сый» и «славы». Ибо через слово «сияние» показывает он происхождение Сына от Отца по естеству. Ибо никакое сияние чего-нибудь вообще никогда не происходит ни от чего через благодать или усвоение, ни от солнца, ни от огня и ни от чего другого, от чего обыкновенно происходит. Выражением же «сый» показывает, что быть сиянием для Него не новое (какое-нибудь) состояние, но что от вечности и всегда Он пребывает таковым. Затем, говоря «сый», он указывает и на Божеское Его достоинство. Точно так же и Отец сказал Моисею: «Я есмь Сущий» (Исх. 3:14). Поэтому слова «сияние» и «сый» могут достаточно показать исхождение по естеству Сына от Отца и единосущие Их и совечность. И слово «славы» прибавляет, чтобы ты говорил, что Он весьма почитаем и един (с Отцом) по существу и сего не более во Отце, так как Сын есть сияние Отца. Видишь, каким образом и чего Сын наследник? Затем, еще поясняя сказанное, добавляет: «и образ ипостаси Его». То есть, открывая в Себе Самом сущность всю и самобытность, Он есть Бог, всем владеющий, всемогущий, Творец, и если еще что – отображает Отчую сущность. Все есть Сын, кроме того, что Отец. Посему Он и все глаголом силы Своея производит, содержит, направляет. Видишь воистину наследника и как Он владеет всем, что принадлежит Отцу? Сказав затем Божественное о Сыне и преестественное, он переходит к остальному, что с одной стороны в высшей степени возбуждает удивление и есть сверхъестественное, с другой, однако, когда услышишь, кажется низким и презренным – смерть и убийство. «Имже и веки сотвори». Где говорящие: было время, когда не было Сына? Ведь не под временем Творец веков! Так как Отец есть Виновник Сына, то, конечно, Он и Виновник того, что от Него произошло. Поэтому он говорит: «Имже». Ибо предполагается, что творит Отец, Который родил Сына Творца. - «Иже сый сияние». Называет «сиянием», показывая исхождение от Отца как бы к чему-то внешнему и никаким образом и никогда не отделимым от Лица, от Котораго происходит, и совершенно не сливающимся, но нисходящим как бы к пребыванию в Самом Себе и в Своей собственной сущности. То же говорит и святитель Кирилл в 5-й книге «О Троице». Сияние означает единосущность и совечность, как свет от света. Сын есть образ, как подобие славы Отца. Ведь подобен и неотделим Сын от Отца и как единственный образ в различных ипостасях. - «Нося же всяческая», то есть все невидимое и видимое Он носит и управляет словом Своим; «глаголом» же сказал, чтобы показать, что Он легко все совершает и носит.

Толкование на послание апостола Павла к Евреям. Источник: Толкование блаженного Экумения на Послание апостола Павла к Евреям. / Приложение к курсовому сочинению студента Казанской Духовной Академии иеромонаха Петра (Зверева), – Казань, 1902.

Блж. Феофилакт Болгарский

Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках

Так как они, то есть евреи, были изнурены бедствиями и считали себя оставленными Богом и не удостаиваемыми от Него того попечения, какого удостаивались и отцы их, то апостол показывает противное: вы, говорит, получили большую благодать, чем те. К тем он посылал пророков, а к вам Своего Сына. Что же означают слова его: многократно и многообразно? Это вместо: различно и во многих видах. Я, говорил Бог, говорил к пророкам и умножал видения (Ос. 12:10). Зачем же вам негодовать и малодушествовать, если вы удостоены несравненно большего?

Евфимий Зигабен

Многочастне и многообразне древле Бог глаголавый отцем во пророцех, в последок дний сих глагола нам в Сыне

Так как Иудеи высокомудрствовали о себе по той причине, что к отцам их от Бога посылались пророки, то Апостол в самом же начале (Послания) смиряет это их высокомудрствование, говоря, что тем (отцам) Бог говорил чрез пророков, а нам (христианам) чрез Сына Своего. Таким образом, сколь велико отличие пророков от Сына, настолько же отличается и ветхий закон от новаго, т. е. закон Моисея от Евангелия. А слово «многочастне» он пояснил следующим: «многообразне», – что значит: разными способами. Ибо одним из пророков Он являлся в одном виде, другим – в другом: ибо, говорит Бог, «Я умножал видения» (Ос. 12:10). Итак, Апостол говорит, что Бог, глаголавший отцам нашим во пророцех, в последние эти дни возглаголал нам, Апостолам, в Сыне Своем. «Многообразне» же употреблено вместо: в разных видах, в разных видениях. А днями последними называет последние дни времени, определеннаго на служение законное (ветхозаветное): ибо говорит Писание, егда прииде кончина лета…

Толкование на Послание Апостола Павла к евреям.

Лопухин А.П.

Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках

«Многократно (polumerwV) и многообразно (polutropwV)» - через многих пророков и разнообразными способами. Последнее относится и к способам сообщения воли Божией пророкам, и к способам сообщения этой воли пророками людям, для чего - кроме обычной речи - употреблялись и необычные средства - видения, знамения, чудеса, символы, пророчества и прообразы. Славянское - «многочастне» лучше и правильнее отражает мысль подлинника, желающего указать на простую многократность и как бы повторяемость откровения, а именно - его многочастность и как бы раздельность, при разнообразии и характерной особенности открываемой в каждом отдельном случае и при теснейшем отношении каждой отдельной открываемой истины к общему - единому и целому содержанию откровения. Таким образом, через пророка Исаию, например, было открыто рождение Мессии от девы и Его страдания, через Даниила - время Его пришествия, через Иону - Его тридневное погребение, через Малахию - пришествие Его Предтечи и т д. В противоположность этой раздельности и многочастности в Новом Завете Бог открыл через одного Своего Сына всю полноту истины - существенно, видимо, осязательно - в воплощенном Сыне, Который есть Сама Истина. - «Издревле» - (неопределенное наречие) опять менее характерно, чем славянское «древле» для точнейшего оттенения мысли подлинника. Это древле (palai) противополагается дальнейшему - в последок дней сих (ep escatou tain hmerwn toutwn) и означает здесь все время Ветхого Завета, всю древность в ее совокупности, а не отдельных моментах. - «В пророках». - Это выражение надо понимать здесь в самом широком смысле, разумея под пророками всех святых мужей Ветхого Завета, получавших откровение от Бога.

предыдущий стихк тексту Писанияследующий стихсодержание
new/evr/01/01.txt · Последние изменения: 2021/04/14 01:29 — olga08

Группа Вконтакте
участников проекта

© 2010–2025
Введенский мужской ставропигиальный
монастырь Оптина Пустынь