Толкования на Быт. 25:1

Свт. Филарет (Дроздов)

И взял Авраам еще жену, именем Хеттуру

Историю Авраама Моисей оканчивает такими сказаниями, которые бы, доставляя ей последнюю полноту, в то же время служили введением в историю Исаака и обращали бы на него все внимание читателя. Для сего сказуется о многих сынах Авраама, но так, что Исаак поставляется высшим всех и единственным его наследником; показывается преимущество Измаила, который участвовал с Исааком в священном труде погребения родительского, который соответственно с обетованием произвел двенадцать сынов родоначальников; но между тем примечается, что благословение Божие пребывало на бездетном в течение двадцати лет супружества Исааке. Таков общий дух трех кратких сказаний: о супружестве Авраама с Хеттурою (Быт. 25:1-6), кончине Авраама (Быт. 25:7-11), о жизни Измаила (Быт. 25:12-18).

Если порядок повествования Моисеева и в сем месте, как в других, следует порядку происшествий, то странным показаться может, что Авраам, еще на сотом году своей жизни не надеявшийся естественно иметь детей (Быт. 17:17) и, по словам Апостола, имевший плоть уже умерщвленную (Рим. 4:19), не менее как во сто сорок лет от рождения (Быт. 25:20) вступает в новое супружество. Толкователи стараются из сего затруднения выйти различными путями.

Толковники халдейские и многие раввины полагают, что Хеттура есть одно лицо с Агарью. Но догадка сия опровергается тем, что Моисей о наложницах Авраама говорит множественно (Быт. 25:6), и в первой книге Паралипоменон (1 Пар. 1:28, 32) сыны Хеттуры отделяются от Измаила, сына Агари. Иные полагают, что супружество с Хеттурою совершено прежде смерти Сарры. Но, кроме того, что сие мнение никакого не имеет основания в истории, оно, разрушая одно, вводит в другое недоумение: как мог Авраам решиться на такое супружество? Супружество с Агарью по воле Сарры, кончившееся разводом также по воле Сарры, не только не может здесь служить примером, но и совершенно исключает всякое иное супружество при жизни Сарры.

Мысль Блаженного Августина (Contra Julian. L. Ill), что, может быть, дар чадородия, ниспосланный от Бога Аврааму, сохранялся в нем долгое время, совершенно изъясняет событие, повествуемое Моисеем. Ничто не препятствует думать, когда то показывает опыт, что Авраам к рождению Исаака получил не единократное и мгновенное возбуждение жизненных сил, но всецелое и постоянное, по выражению Пророка (Пс. 102:5), обновление юности своей, яко орлей; и что, исполнив священные обязанности закона и веры в отношении к Сарре и Исааку, решился воспользоваться еще ощущаемым в себе избытком Божия благословения, дабы сколько можно более прославлять Бога своим потомством.

Толкование на Книгу Бытия.

Прп. Ефрем Сирин

И взял Авраам еще жену, именем Хеттуру

См. Толкование на Быт. 25:11

Блж. Августин

И взял Авраам еще жену, именем Хеттуру

Что значит, что, по смерти Сарры, Авраам взял себе в жены Хеттуру? Мы ни в коем случае не должны предполагать здесь невоздержания, тем более в таком возрасте и при такой святости веры. Но неужели требовалось еще рождать сыновей, когда и без того с верой, вполне испытанной, ожидалось от Исаака размножение сыновей в количестве звезд небесных и песка земного? (Быт. 22:17) Но поскольку, по учению апостола, Агарь и Измаил знаменовали собой плотских людей Ветхого Завета (см. Гал. 4:24, 29), то почему бы Хеттуре и ее сыновьям не означать тех плотских, которые думают, будто они принадлежат к Завету Новому? Ведь они обе названы и женами, и наложницами Авраама, тогда как Сарра ни разу не была названа наложницей. Так, когда Агарь была дана Аврааму, написано: И взяла Сара, жена Аврамова, служанку свою, Египтянку Агарь, по истечении десяти лет пребывания Аврамова в земле Ханаанской, и дала ее Авраму, мужу своему, в жену (Быт. 16:3). И о Хеттуре, взятой им по кончине Сарры, читаем: И взял Авраам еще жену, именем Хеттуру. Здесь обе они называются женами. А далее обе оказываются наложницами.

О граде Божием.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 1-6 И взял Авраам еще жену, именем Хеттуру. Она родила ему Зимрана, Иокшана, Медана, Мадиана, Ишбака и Шуаха. Иокшан родил Шеву и Дедана. Сыны Дедана были: Ашурим, Летушим и Леюмим. Сыны Мадиана: Ефа, Ефер, Ханох, Авида и Елдага. Все сии сыны Хеттуры. И отдал Авраам все, что было у него, Исааку, а сынам наложниц, которые были у Авраама, дал Авраам подарки и отослал их от Исаака, сына своего, еще при жизни своей, на восток, в землю восточную

Хеттура в переводе с еврейского языка означает «связанная» или «соединённая». По этой причине евреи делают предложение, что Хеттура ­- это та же самая Агарь, изменившая своё имя. После смерти Сарры она стала из наложницы женой. И, пожалуй, возраст уже одряхлевшего Авраама снимает со старца подозрение в том, что он после смерти своей ветхой жены решил доставить себе развлечение новым супружеством. Но, оставив неопределённое, скажу лишь то, что сыновья Авраама, рождённые от Хеттуры, согласно писателям истории евреев, заняли Τρωγλοδύτην и Аравию, которая теперь называется Εὐδαίμων, вплоть до пределов Красного моря. Более того, говорят, что один из потомков Авраама, которого звали Афер, повёл войско против Ливии и поселился там после победы над врагами. А его потомки дали название Африке по имени своего предка. Свидетелями этому являются Александр, называемый Полихистором, и Клеодем, по прозвищу Малх, которые пересказали историю варваров на греческом языке. А по поводу слов Писания: «Сыновьями Дадана были Асурим, Латусим и Лаомим», есть мнение, что Асурим переводится как «торговцы», Латусим – «ковачи металлов меди и железа», а Лаомим – ϕύλαρχοι, то есть «родоначальники многих племён и народов». Другие на основании этого стиха утверждают, что имя Асурим принадлежит сирийцам, а большинство сыновей Авраама от Хеттуры заселили области Индии.

Еврейские вопросы на Книгу Бытия.

Ориген

И взял Авраам еще жену, именем Хеттуру

От нашего внимания не должно ускользнуть историческое описание того, какие и какого рода были поколения, произошедшие от Хеттуры. Ибо, помня о таких вещах, мы скорее поймем, что говорится о различных народах в Библии. Например, когда говорится, что Моисей взял в жены дочь Иофора, священника Мадиамского (см. Исх. 2:16-21, 3:1), сам Мадиам есть не кто иной, как сын Хеттуры и Авраама (см. Быт. 25:2). Узнаем тогда, что жена Моисея происходит из семени Авраама и не относится к инородцам. А когда написано о Кедаре, не менее интересно знать, что Кедар происходит из самого рода Хеттуры и Авраама.

Гомилии на Бытие.


Если выражение: дела Авраамовы делали бы (Ин. 8:39) равнозначно выражению: «все дела Авраамовы делали бы», то не следует тому, кто имеет жену, телесно сближаться со служанкой (ср. Быт. 16:1-4); а тому, кто по указанию Спасителя хочет стать чадом Авраама на основании того, что он делает дела Авраама, не следует после смерти жены в старости брать другую жену. Из этого мы ясно научаемся, что тому, кто иносказательно понимает все повествование об Аврааме (Гал. 4:24), следует духовно делать каждое из сделанного им, начиная с повеления: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе (Быт. 12:1), что было сказано не только Аврааму, но каждому, кто станет его чадом.

Комментарии на Евангелие от Иоанна.


Святой апостол всегда открывает нам возможности для духовного понимания и усердным из нас показывает знаки, по которым то, что Закон духовен (Рим. 7:14), познается во всем. И хотя таких знаков немного, они, тем не менее, необходимы. Павел в одном месте говорит, размышляя об Аврааме и Сарре: не изнемогши в вере, он не помышлял, что тело его почти столетнего уже омертвело и утроба Саррина омертвела (Рим. 4:19). Апостол говорит о телесной смерти этого человека в возрасте ста лет, который в таком возрасте породил Исаака скорее благодаря силе веры, нежели плодовитости тела. Теперь же Писание говорит, что тот взял жену по имени Хеттура и родил от нее множество сыновей, когда от роду ему было сто тридцать семь лет. Ибо о жене его Сарре записано, что она была младше его на десять лет (см. Быт. 17:17); а поскольку Сарра умерла в сто двадцать семь лет (см. Быт. 23:1), из этого видно, что Аврааму было более ста тридцати семи лет, когда он взял в жены Хеттуру. Что же? Полагать ли нам, что у патриарха в таком возрасте расцвели желания плоти? И думать ли, что у того, кто однажды уже омертвел телесно, плоть вновь ожила для любовной страсти? Или же, как мы уже не раз говорили, браки патриархов указывают на некое таинство, на нечто священное, вроде брака того, кто высказался о мудрости: я рассудил принять ее в сожитие с собою (см. Прем. 8:9)? Возможно, по этой причине Авраам уже тогда думал нечто подобное. И, будучи мудрым, он по причине того понимал, что нет предела мудрости и даже преклонный возраст не знает предела познанию. Ибо когда может муж, привыкший вести брачные отношения указанного рода, то есть разделяющий ложе с добродетелью, прервать такие отношения? И смерть Сарры должна пониматься как успение добродетели. Но муж полной и совершенной добродетели должен всегда быть погружен в некое учение, в образование; это образование на божественном наречии и называется его супругой.

Xeттypa, которую Авраам в старости берет в жены, означает thymiama, то есть фимиам, или аромат. То есть этим он говорил то же самое, что сказал Павел, ибо мы Христово благоухание Богу (2 Кор. 2:15). Посмотрим же, как Христово благоухание достигается. Грех имеет тяжелый запах. Например, грешники сравниваются со свиньями, которые в грехах, как в навозе, погрязли (Мф. 8:30), а Давид, раскаявшийся грешник, говорит: смердят, гноятся раны мои от безумия моего (Пс. 37:6). Но нет ли среди вас такого, в ком уже нет никакого запаха греха, но только запах правды, приятность милосердия? И если такой человек, непрестанно молясь (1 Сол. 5:17), всегда жертвует Богу фимиам и говорит: Да направится молитва моя, как фимиам, пред лице Твое, воздеяние рук моих - как жертва вечерняя (Пс. 140:2), то он взял в жены Хеттуру. Именно таким образом, я полагаю, браки старцев понимаются более адекватно, и таким образом союзы патриархов в их последнем и увядшем возрасте находят более достойное толкование; и таким же образом необходимо расценивать перечисление рожденных детей (см. Быт. 25:2-5). Для такого рода союзов и означенного потомства не столько юные, сколько пожилые мужи подходят. Ибо насколько он ослаблен телом, настолько более крепок духом и настолько более открыт объятиям мудрости.

Так и ты можешь, если захочешь, стать мужем в браке такого рода. Например, если отличаешься гостеприимством, то будет заметен этот твой союз. И если добавишь к этому заботу о бедных, то это будет уже вторая твоя жена. Но если также возьмешь себе терпение и кротость и другие добродетели, то будет у тебя столько жен, скольким добродетелям ты рад. Отсюда понятно, отчего Писание упоминает, что иные патриархи имели сразу несколько жен, а иные брали новых, когда прежние их жены умирали (ср. Быт. 16:3; 25:1). Эти образы указывают на то, что одни могут одновременно совершенствоваться в нескольких добродетелях, в то время как другие не могут прельститься новыми, пока не доведут до совершенства прежние. Поэтому Соломону, о котором говорится, что он имел множество жен одновременно (см. 3 Цар. 11:1-3), Бог дал столь великую мудрость, которой, по Его словам, не было прежде тебя, и после тебя не восстанет (3 Цар. 3:12). И затем Господь дал ему столько мудрости, которая как песок при море (3 Цар. 2:35), чтобы он мог управлять народом своим в премудрости. И оттого он в одно время мог проявлять несколько добродетелей.

Гомилии на Бытие.

Лопухин А.П.

И взял Авраам еще жену, именем Хеттуру

«И взял Авраам еще жену, именем Хеттуру…» Этот новый брак, по-видимому, состоялся уже после смерти Сарры; хотя, впрочем, он мог быть заключен и при ее жизни, так как Хеттура и ее потомство, так же, как и Агарь с ее потомством, не имели всей полноты прав законного супружества, с каковою единственно оставались супружество с Саррой и потомство от нее.

Толковая Библия.