Толкования на Быт. 25:11

Прп. Ефрем Сирин

Ст. 11 По смерти Авраама Бог благословил Исаака, сына его. Исаак жил при Беэр-лахай-рои

Ст. 21-23 И молился Исаак Господу о жене своей, потому что она была неплодна; и Господь услышал его, и зачала Ревекка, жена его. Сыновья в утробе ее стали биться, и она сказала: если так будет, то для чего мне это? И пошла вопросить Господа. Господь сказал ей: два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему

Ст. 31 Но Иаков сказал: продай мне теперь же свое первородство

Ст. 34 И дал Иаков Исаву хлеба и кушанья из чечевицы; и он ел и пил, и встал и пошел; и пренебрег Исав первородство

Поскольку не было еще дано закона о девстве и целомудрии, чтобы вожделение не полагало какого-либо пятна на душу праведника, и поскольку Аврааму сказано было, что произойдут от него цари и народы, о чем засвидетельствовал и Бог, что Он знает, как Авраам сынам своим и сынам сынов своих заповедует хранить Его заповеди, - то по смерти Сарры Авраам взял наложницу с той целью, чтобы многочисленные сыны его, рассеявшись по многим странам всей земли, благочестием своим распространяли ведение и чествование единого Бога. И, действительно, у Авраама были дети и от Хеттуры; дав им дары, он отпустил их на восток и умер в возрасте ста семидесяти пяти лет, и погребен с женой своей Саррой.

И благослови Бог Исаака. И моляшеся… Господеви о Ревекце… яко неплоды бяше. И после двадцати лет послуша же его Бог, и зачат во утробе Ревекка. Играста же младенца в ней… и иде вопрошати Господа. И рече ей Господь: два языка в утробе твоей суть, то есть народ Идумейский и народ Еврейский. Кого же ходила вопрошать она, о том сказано нами выше, ибо, говоря о Мелхиседеке, сказали уже мы, что его ходила вопрошать Ревекка. Но она скоро возвратилась в дом, потому что приближались уже болезни рождения, и родила Ревекка Исава и Иакова.

И увидел Иаков, что Исав пренебрегает своим первородством, и начал ухищряться, чтобы присвоить его себе, уповая на Бога, Который сказал: болший поработает меншему. И вот однажды Иаков варил чечевицу, Исав же приходит с ловли утомленный и говорит Иакову: «Дай мне вкусить сего из красных краснаго», то есть дай сколько-нибудь вкусить чечевицы. И рече ему Иаков… отдаждь ми… первенство свое, и возьми себе все. Поклялся Исав и продал первенство свое, а Иаков отдал ему варение, и тот ел. И Писание, показывая, что Исав продал свое первородство не по причине голода, присовокупляет, что после того, как поел, востав отыде: и нивочтоже вмени себе… первенство. Итак, не от голода продал он первородство свое, но из пренебрежения; продал, как ничего не стоящее, отдал за ничто.

Толкование на Книгу Бытия.

Ориген

По смерти Авраама Бог благословил Исаака, сына его. Исаак жил при Беэр-лахай-рои

Бог благословил Исаака, сказано, и: Исаак жил у колодезя видения. Вот и все благословение, которым Господь благословил Исаака: чтобы тот жил у колодезя видения. Однако сколь велико это благословение для посвященных. Если бы только и меня благословил Господь, чтобы и я заслужил жить у колодезя видения! Кто может знать и понимать, каково было видение Исаии, сына Амосова? (Ис. 1:1) Кто может знать, что есть видение Наума Елкосеянина? (Наум. 1:1) Кто может понимать, что содержит видение Иакова в Вефиле по пути в Месопотамию, когда тот сказал: это не что иное, как дом Божий, это врата небесные? (Быт. 28:17) И если кто может знать каждое видение в Пророках и в Законе, знать и понимать, - то он живет у колодезя видения. Однако не упусти из виду, что Исаак заслужил благословение Господа на жизнь у колодезя - но когда же мы сможем вполне заслужить благословение, чтобы хотя бы пройти у колодезя видения? Он заслужил пребывания и жизни в видении; мы же, которые в столь малой степени освещены милосердием Божиим, едва ли в состоянии видеть или даже подозревать в себе хотя бы одно видение.

Если смогу уловить какое-либо одно значение из видений Божиих, то это можно будет передать так, словно я один день провел у колодезя видения. Если смогу постичь нечто не только по букве, но и в духе, то словно два дня проведу у колодезя видения. Если же прикоснусь к моральному смыслу, то проведу уже три дня. Или же, если всего не смогу понять, но, тем не менее, деятельно погрузившись в Священное Писание, буду размышлять о Законе Его день и ночь (Пс. 1:2) и никогда не оставлю вопрошания, размышления, исследования и, что, без сомнения, главное, - моления Богу и прошения о понимании от Того, Кто учит человека разумению (Пс. 93:10), - тогда окажется, что я живу у колодезя видения. Но если буду я нерадив, и ни дома не буду совершенствоваться в Слове Божием, ни достаточно часто посещать Церковь, чтобы слышать там Слово, как я вижу то в вас, посещающих Церковь только по праздникам, - то такие не живут у колодезя видения. Опасаюсь я также, что такие нерадивые люди, даже когда приходят в церковь, тем не менее не пьют из колодезя жизни, не получают для себя освежения, но проводят время в делах и заботах своего сердца, принесенных с собой, и выходят от колодезей Писания нимало не утолившими жажды воды (Ам. 8:11).

Поэтому поспешайте и делайте достаточно, чтобы пришло к вам то благословение Господа, которым вы можете жить у колодезя видения - чтобы Господь открыл глаза ваши и вы бы узрели колодезь видения и могли получать воду живую (Быт. 26:19) , которая может сделаться в вас источником воды, текущей в жизнь вечную (Ин. 4:14). Но если кто редко посещает Церковь, редко черпает из источников Писания и, будучи занят другими делами, услышанное тотчас по выходе из Церкви забывает, - тот не живет у колодезя видения.

Гомилии на Бытие.

Лопухин А.П.

По смерти Авраама Бог благословил Исаака, сына его. Исаак жил при Беэр-лахай-рои

См. Толкование на Быт. 25:9