Толкования на Быт. 25:31

Свт. Амвросий Медиоланский

Ст. 31-32 Но Иаков сказал: продай мне теперь же свое первородство. Исав сказал: вот, я умираю, что мне в этом первородстве

Закон ограничивает неумеренность в пище и изобилие яств не только для того, чтобы обуздать разнузданность, но также чтобы созерцанием сдерживающего наставления открыть путь для применения разума, который устраняет источники чревоугодия и прочие вожделения и сдерживает телесные страсти и волнения. Поэтому умеренность - предшественница исправления и наставница воспитания. Так святой Иаков получил от брата первенство, которым не обладал, и, получив предпочтение с согласия брата, научил впредь, что несдержанные в самих себе бесполезны для принятия решений.

Об Иакове и блаженной жизни.

Свт. Василий Великий

Ст. 31-32 Но Иаков сказал: продай мне теперь же свое первородство. Исав сказал: вот, я умираю, что мне в этом первородстве

Чревоугодие предало Адама смерти и привело мир к концу из-за наслаждения чрева (см. Быт. 3:1-4:16). Из-за этого над Ноем насмехаются (см. Быт. 9:21), Хам проклинается (см. Быт. 9:25). Исав отказывается от первородства и породняется с хананеями (см. Быт. 36:2-3), Лот женится на собственных дочерях, становясь сам себе и зятем, и тестем (см. Быт. 19:35).

Слово аскетическое.

Свт. Кирилл Александрийский

Но Иаков сказал: продай мне теперь же свое первородство

См. Толкование на Быт. 25:19

Свт. Филарет (Дроздов)

Но Иаков сказал: продай мне теперь же свое первородство

Продай мне теперь свое первородство. Права первородных состояли в некотором преимуществе чести и власти пред прочими братьями, в особенном благословении от отца, в сугубой части наследия (Втор. 21:17) и, по мнению некоторых, в преимущественном праве священнодействовать, чему и надлежало так быть, во время общего с прочими братьями богослужения.

Могли ли сии права первенца быть перенесены на другого? Могли, как видно из примера Рувима, с которого преимущества уважения и благословения преложены на Иуду, сугубая часть на Иосифа, священство на Левия.

Но могли ли оные законно перейти от одного к другому посредством покупки? Что принадлежит до продажи Исава, она осуждается тем самым, что соединена с пренебрежением естественных и священных прав и еще более тем, что совершена из одной нетерпеливости и невоздержания, почему слово Божие и называет его сквернителем (Евр. 12:16). С другой стороны, и купля Иакова кажется следствием недостатка братской любви и даже человеколюбия и не может быть изъяснена без предосуждения для него, разве неким темным предчувствием своего назначения.

Толкование на Книгу Бытия.

Прп. Ефрем Сирин

Но Иаков сказал: продай мне теперь же свое первородство

См. Толкование на Быт. 25:11

Сщмч. Онуфрий (Гагалюк)

Но Иаков сказал: продай мне теперь же свое первородство

См. Толкование на Быт. 25:29

Блаж. Августин

Ст. 31-32 Но Иаков сказал: продай мне теперь же свое первородство. Исав сказал: вот, я умираю, что мне в этом первородстве

Прежде чем дошло дело до благословения, Исав уже соблазнился чечевицей, которую приготовил Иаков… и продал свое право первородства младшему брату. Он ушел с временным удовлетворением - другой брат ушел с постоянной честью. Отсюда те в Церкви, которые являются рабами временных удовольствий и удовлетворений и едят чечевицу - которую Иаков, несомненно, приготовил, но Иаков ее не ел. Идолы процветали в Египте более, чем где бы то ни было; чечевица - пища Египта; следовательно, чечевица обозначает все заблуждения неиудеев. Итак, было обозначено наиболее отчетливо и ясно, что Церковь произойдет от неиудеев: в образе Иакова, который приготовил чечевицу, но ел ее Исав. Ибо оставили идолов те народы, которые их почитали, иудеи же продолжали служить идолам. Ибо те, кто обратился сердцем в Египте, были ведены через пустыню; когда же в море погибли их противники и враги их были накрыты волнами, они захотели снова поставить идола, поскольку не увидели Моисея (см. Исх. 14; 32). И не заметили, что сами не на присутствие Божие уповали, но на присутствие человека: глазами не заметили человека и начали думать, будто и Бога нет… Спрашивали у глаз плотских, поскольку не имели глаз сердца, чтобы Бога в Моисее увидеть. Потеряли, следовательно, право своего первородства, ибо те, которые обратились в Египте, чечевицы отведали.

Теперь приложите следующее. Существует народ христианский. Но в самом народе правом первородства обладают лишь те, кто из рода Иакова. Те же, которые по плоти живут, по плоти веруют, по плоти надеются, до сих пор принадлежат Ветхому Завету, но еще не Новому. Они все еще разделяют жребий Исава, но не благословение Иакова.

Проповеди.

Лопухин А.П.

Но Иаков сказал: продай мне теперь же свое первородство

«продай мне теперь же твое первородство…» Как бы мы ни старались обелить в данном случае Иакова, но все же в его поступке остается нечто недостаточно благородное, извиняемое разве только полным пренебрежением Исава к своему праву (Быт. 25:34).