Толкования на Быт. 27:35

Свт. Иоанн Златоуст

Но он сказал: брат твой пришел с хитростью и взял благословение твое

Брат твой, говорит отец, предупредив тебя, восхитил великое обилие всех благословений. Но дабы ты знал, что благодать свыше содействовала ошибке праведника, вот посмотри, как он сам признает это, говоря: «пришед брат твой с лестию»; он как бы оправдывается пред сыном и объясняет ему, что я-де по неведению излил благословения на того и готов был дать их тебе; но он, пришедши с обманом, взял благословение твое; он получил то, что было приготовлено тебе; не по моей вине это сделалось.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 53.

Свт. Филарет (Дроздов)

Но он сказал: брат твой пришел с хитростью и взял благословение твое

Исав и Иаков суть близнецы, из коих меньший превозмогает большего; так, духовный Израиль порожден вместе с плотским, но, возрастая в тайне, наконец открыт и превознесен над ним. Исаак назначает свое благословение сперва Исаву, но потом дает оное Иакову; так плотскому Израилю даны обетования от Отца Небесного, но на духовном они исполняются.

Толкование на Книгу Бытия.


Чтобы оправдать поступок Ревекки и Иакова, должно вспомнить, что Исав сам уступил свое первородство Иакову (Быт. 25:33-34), и что Бог предрек Ревекке, что из двух близнецов, которых она носила в чреве, больший поработает меньшему (Быт. 25:23). Святой Златоуст так рассуждает о благословении Исава и Иакова: «Возлюбленный! Наблюдай здесь неизреченную премудрость Божию. Отец, желая изъявить естественную любовь, дает приказание Исаву, а благоизобретательный Владыка через Ревекку приводит в исполнение Свое предречение, научая нас, как велика сила добродетели и кротости нравов. Ибо тот, мечтавший иметь первенство и по первородству, и по родительскому к нему расположению, внезапно всего лишился, потому что не хотел со своей стороны употребить тщания, чтобы быть этого достойным; а сей, поелику имел в себе добродетель и был вспомоществуем определением Божиим свыше, вопреки желанию отца, восхитил его благословение…Ревекка действовала не по собственной только воле, но и служила орудием к исполнению предречения Божия… Смотри, как здесь все было делом вышней благодати…Что ж, скажешь, Бог помогал такой лжи? — Возлюбленный, не только исследуй, что делается, но вникни в цель: это сделано не для приобретения какой-нибудь земной выгоды, но из желания снискать благословение отца. Не на то смотри, что слова Иакова были ложь, но имей в мысли то, что все устроил таким образом Бог, дабы привести в исполнение Свое предречение. А чтобы тебе убедиться, что Бог все это облегчил и трудное сделал удобоисполняемым, смотри, как праведник не мог проникнуть обмана, но верит словам Иакова и, вкусив снедей, платит ему за них благословением. Да и Исав возвратился с ловитвы не прежде, как уже все было сделано, дабы мы из всего этого познали, что совершившееся было по воле Божией». (На Быт. Бесед. 53). Иаков, получающий благословение первенства, а Исав, теряющий оное, по изъяснению Ап. Павла (Рим. гл.9), изображают тайну определения Божия о призвании язычников и отвержении Иудеев. На сию тайну указывают и слова Спасителя: «Глаголю вам, яко мнози от восток и запад придут и возлягут с Авраамом и Исааком и Иаковом во царствии небесном; сынове же царствия изгнаны будут во тьму кромешную» (Мф. 8:11-12).

Избранные места из священной истории Ветхого и Нового завета с назидательными размышлениями.

Сщмч. Ипполит Римский

Но он сказал: брат твой пришел с хитростью и взял благословение твое

То, что было сказано ему: брат твой пришел с хитростью и взял благословение твое - таинственно означает, что Слову Божию предстояло воплотиться и принять образ раба (Фил. 2:7), чтобы, родившись через него никому не известным, воспринять от Отца благословение, уделив его и нам, верующим в Него.

О благословениях Исаака и Иакова.

Блж. Августин Иппонский

Но он сказал: брат твой пришел с хитростью и взял благословение твое

Хитрость - это когда делают одно, а изображают другое; когда одно в намерении, а другое на деле, это и называется хитростью. Следовательно, хитрость в прямом значении достойна порицанию подобно камню в прямом значении. Если бы вы сказали, что Христос в прямом значении - камень (1 Кор. 10:4), это было бы святотатством, так же, как если бы вы сказали, что Христос в прямом значении был ягненком (ср. Ин. 1:29), это так же было бы святотатством. В прямом значении агнец - это животное, в образном (Быт. 27:19) же он - жертва. В прямом значении камень есть твердая земля, в образном - сама твердость. Хитрость в прямом значении - это ложь, но в образном - сам образ. Всякий образный, аллегорический текст или высказывание выглядит означающим одно в материальном смысле и подразумевающим иное в духовном. Оттого он и назвал этот духовный смысл хитростью. Что же тогда означает: он пришел с хитростью и взял благословение твое? Разум подсказывает, что применительно к он пришел с хитростью происходившее имеет образное значение. Ибо Исаак не подтвердил бы своего благословения на хитрого, лживого человека, который по справедливости заслуживал бы проклятия. Следовательно, здесь не было истинного обмана, тем более что тот не солгал, говоря: я Исав, первенец твой (Быт. 27:19). Ведь уже была заключена сделка Иакова с его братом, который продал ему свое первородство. Значит, он сказал отцу о том, что уже купил у брата своего: к одному перешло то, что потерял другой. Право первородства не было уничтожено и осталось в доме Исаака. Оно оставалось там - но не у того, кто продал его. Где же ему было быть, как не у младшего брата? Поскольку он знал о данном таинстве, Исаак подтвердил благословение и сказал оставшемуся другому сыну: что же я сделаю для тебя, сын мой? Тот ответил: неужели, отец мой, одно у тебя благословение? благослови и меня, отец мой! Но Исаак знал только одно.

Проповеди.

Еп. Виссарион (Нечаев)

XXIX. Паремия, положенная на вечерне в понедель­ник шестой седмицы Великого поста (Быт. 27:1–41). В сей паремии повествуется о благословении Исааком Иакова.

Рече же ему [Исаак] пришед брат твой с лестию, взя благословение твое

«Взя благословение твое», т. е. Иаков безвозвратно пред­восхитил себе то благословение, которое я тебе предназна­чил, и на которое ты имел право по естественному порядку. Видно, на то была воля Божия. Надобно покориться ей.

Толкование на паремии из книги Бытия.

Лопухин А.П.

Но он сказал: брат твой пришел с хитростью и взял благословение твое

См. Толкование на Быт. 27:34