Иаков сказал отцу своему: я Исав, первенец твой; я сделал, как ты сказал мне; встань, сядь и поешь дичи моей, чтобы благословила меня душа твоя
См. Толкование на Быт. 27:18
Иаков сказал отцу своему: я Исав, первенец твой; я сделал, как ты сказал мне; встань, сядь и поешь дичи моей, чтобы благословила меня душа твоя
См. Толкование на Быт. 27:18
Иаков сказал отцу своему: я Исав, первенец твой; я сделал, как ты сказал мне; встань, сядь и поешь дичи моей, чтобы благословила меня душа твоя
Я Исав, первенец твой и проч. В сей речи толкователи находят троякую ложь и осуждают Иакова. Сам Иаков называет свой поступок обманом (Быт. 27:12), равно как и Исаак (Быт. 27:35). Однако Исаак не осудил Иакова, ибо не отнял хитростью похищенного благословения. Некоторые стараются дать сему происшествию лучший вид чрез открытие в нем преобразовательного знаменования; но преобразование не переменяет истории, и характер лиц или деяний прообразовательный, который зависит от устроения Божия, не исключает суждения о характере нравственном, который от свободы человеческой. Фараон не потому достоин осуждения, что был образом отверженного князя тьмы; Иаков не потому прав, что был образом избранных и предопределенных благодатию.
Если что может объяснить и оправдать его поступок, то разве примечание нерешимости в Исааке, который для благословения Исава желал иметь знамение от Бога, уверенность в откровении воли Божией чрез Ревекку и, наконец, то, что Исав, правым или неправым образом, впрочем добровольно, с клятвою отрекся от первородства в пользу Иакова.
Толкование на Книгу Бытия.
Иаков сказал отцу своему: я Исав, первенец твой; я сделал, как ты сказал мне; встань, сядь и поешь дичи моей, чтобы благословила меня душа твоя
То, что Иаков сказал отцу: я сделал, как ты сказал мне, означает вечное послушание Слова Отцу, как и у Иезекииля Оно говорит: И сделал я, как повелено было мне (Иез. 12:7).
О благословениях Исаака и Иакова.
Иаков сказал отцу своему: я Исав, первенец твой; я сделал, как ты сказал мне; встань, сядь и поешь дичи моей, чтобы благословила меня душа твоя
См. Толкование на Быт. 27:1
XXIX. Паремия, положенная на вечерне в понедельник шестой седмицы Великого поста (Быт. 27:1–41). В сей паремии повествуется о благословении Исааком Иакова.
И рече Иаков отцу: аз Исав первенец твой, сотворих, якоже рекл ми еси: востав сяди и яждь от лова моего, яко да благословит мя душа твоя
См. Толкование на Быт. 27:18
Иаков сказал отцу своему: я Исав, первенец твой; я сделал, как ты сказал мне; встань, сядь и поешь дичи моей, чтобы благословила меня душа твоя
Выдавая себя за Исава, Иаков допускает обман, греховность которого отягчается еще последующим призыванием им имени Божия (Быт. 27:20). Неизбежным, по праведному суду Божию, последствием обмана Иакова были тяжкие испытания последующей жизни Иакова.
После нескольких выражений сомнения и попыток увериться в лице пришедшего (Быт. 27:21-24), Исаак приступает (Быт. 27:27) к благословению сына, которое (в отличие от благословения, Быт. 27:23, — простого приветствия) является пророчеством, определяющим судьбу Иакова и его потомства (ср. Быт. 9:25 и д.). Поэтическая форма, образность и непосредственность благословения видна из того, что оно начинается с выражения приятного ощущения благоухания одежды Исава. LXX: ἀγροῦ πλήρους, Vulg.: agri pleni, слав.: нивы исполнены; рус.: поля, по-Евр: sadeh. Поле — Ханаан.