Толкования на Быт. 28:16

Свт. Кирилл Александрийский

Иаков пробудился от сна своего и сказал: истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал

См. Толкование на Быт. 28:10

Свт. Филарет (Дроздов)

Иаков пробудился от сна своего и сказал: истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал

Точно Господь на месте сем! А я не знал! Сюда относится замечание Кирилла Александрийского (L. VI), что патриархи не имели чистого понятия о вездеприсутствии Божием. Но восклицание Иакова относить можно вместо неведения к его смирению. Не смея относить откровения к достоинству своего лица, он относит оное к преимуществу места, избранного Богом (иногда сам Бог возвещал таковую святость мест Исх. 3:5; Нав. 5:15); и с уничижением исповедует свою простоту и невнимание в том, что прежде не помыслил о толикой близости Божества.

…Сон Иакова в Вефиле, по изъяснению Григория Великого (Moral. L. V, с. 22), есть образ даруемого Богом мира, в котором душа, упразднясь от смятения страстей, почиет так, что может сказать с оною невестою: «Я сплю, а сердце мое бдит (Песн. 5:2). Я сплю вне, и все земное, меня окружающее, вменяю за призрак и мечту; но бодрствую внутрь и берегусь, чтобы не воздремать пред лицем Божиим».

Толкование на Книгу Бытия.

Прп. Ефрем Сирин

Ст. 16 Иаков пробудился от сна своего и сказал: истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал!

Ст. 18-20 И встал Иаков рано утром, и взял камень, который он положил себе изголовьем, и поставил его памятником, и возлил елей на верх его. И нарек имя месту тому: Вефиль, а прежнее имя того города было: Луз. И положил Иаков обет, сказав: если Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться

Ст. 22 то этот камень, который я поставил памятником, будет домом Божиим; и из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть

И рече Иаков: «Подлинно есть Господь на месте сем, и Он охраняет меня; аз же не ведех». Елей же, который возлия Иаков верху столпа, был взят в соседнем селении или принесен им с собой. И елей, излиянный Иаковом на камень, изображал тайну сокрытого в нем грядущего Христа. И прозва Иаков имя месту тому Вефиль, то есть дом Божий, как и ранее называл он. И положи… обет над камнем, глаголя: аще будет Господь Бог со мною… и даст ми хлеб… и ризы… и камень сей… будет ми дом Божий, и от всех, яже ми даси, десятину одесятствую та Тебе. В камне же изображалась тайна Церкви, которой воздаются обеты и приношения всех народов, вошедших в нее.

Еп. Виссарион (Нечаев)

XXX. Паремия на вечерне в Богородичные праздники (Быт. 28:10–17). В сей паремии повествуется о видении Иаковом Лест­вицы.

И воста Иаков от сна своего и рече: яко есть Господь на месте сем, аз же не ведех

«Аз же не ведех». Иаков, без сомнения, веровал в вездеприсутствие Божие, верил и тому, что Господь на каждом месте может особенным образом открыть свое присутст­вие; но в сонном состоянии Иакову не приходило на мысль, что видение, которое было ему во сне, дано было ему на чистом поле, во время пути, вдали от родного крова: он убежден был тогда, что продолжает жить дома. Только по пробуждении он уверился, что он не дома, что Господь явился ему на пути в чужую сторону, на том самом месте, на котором он ночевал.

Толкование на паремии из книги Бытия

Лопухин А.П.

Иаков пробудился от сна своего и сказал: истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал

Выражая свое глубокое впечатление от чудесного видения, Иаков высказывает, что доселе он не думал, чтобы Бог являл Свое присутствие не на освященных только жертвами местах, но и в обитаемых язычниками местностях. Возможно, впрочем, видеть здесь выражение несовершенной еще веры в вездеприсутствие Божье (как понимает восклицание Иакова святой Кирилл Александрийский).