Толкования на Быт. 39:7

Свт. Амвросий Медиоланский

И обратила взоры на Иосифа жена господина его и сказала: спи со мною

Если некая женщина бросит развратный взгляд, то вина будет лишь на бросившей греховный взгляд, а не на том, кто не хочет, чтобы на него смотрели с греховным умыслом. Нет вины в том факте, что на него посмотрели. Не во власти раба, чтобы на него не смотрели, но самому мужу следовало быть бдительным к взглядам своей жены. Раз уж он не опасался за супругу, то Иосиф полагал, что это свидетельствует о ее целомудрии, а не о попущении легкомыслия. Итак, пусть мужчины научатся быть бдительными к женским взглядам, ведь даже те, кто не хочет, чтобы в них влюблялись, становятся объектами страстной любви. Действительно, Иосиф был страстно любим, хотя и презрел ту, которая любила. И хорошее извинение для него содержится в словах Писания: И обратила взоры на Иосифа жена господина его. То есть: не он выставил себя и не он застал ее врасплох, но она сама забросила свои сети и сама попалась в свою засаду, сама расставила свои силки и сама запуталась в своих оковах.

Она сказала: спи со мною. Первый умысел - прелюбодеяние очей, второй - слов; но тот, кто не соблазняется очами, может противостоять и слову. В достаточном количестве защита имеется там, где еще свободно чувство. Поэтому написано, что Иосиф отказался. Во-первых, он победил в духовной брани, словно щитом души отразив ее нападение; затем метнул слово, подобно копью, чтобы она отступила.

Об Иосифе.

Свт. Иоанн Златоуст

И обратила взоры на Иосифа жена господина его и сказала: спи со мною

«И бысть, – сказано, – по сих». Что такое «по сих»? То есть – по вручении ему власти над всем домом и после удостоения его такой чести от господина. «Возложи жена господина его очи своя на Иосифа». Какое бесстыдство необузданной женщины! Она не взяла во внимание ни того, что она считается госпожею в доме, ни того, что он раб; но, пленившись его красотою и предавшись сатанинскому огню, она покушается напасть на юношу и, имея в мысли это порочное намерение, изыскивает только время и уединение, в котором ей можно было бы привести в исполнение свой преступный замысел.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 62.

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 7-17, 21-22 И обратила взоры на Иосифа жена господина его и сказала: спи со мною. Но он отказался и сказал жене господина своего: вот, господин мой не знает при мне ничего в доме, и все, что имеет, отдал в мои руки; нет больше меня в доме сем; и он не запретил мне ничего, кроме тебя, потому что ты жена ему; как же сделаю я сие великое зло и согрешу пред Богом? Когда так она ежедневно говорила Иосифу, а он не слушался ее, чтобы спать с нею и быть с нею, случилось в один день, что он вошел в дом делать дело свое, а никого из домашних тут в доме не было; она схватила его за одежду его и сказала: ложись со мной. Но он, оставив одежду свою в руках ее, побежал и выбежал вон. Она же, увидев, что он оставил одежду свою в руках ее и побежал вон, кликнула домашних своих и сказала им так: посмотрите, он привел к нам Еврея ругаться над нами. Он пришел ко мне, чтобы лечь со мною, но я закричала громким голосом, и он, услышав, что я подняла вопль и закричала, оставил у меня одежду свою, и побежал, и выбежал вон. И оставила одежду его у себя до прихода господина его в дом свой. И пересказала ему те же слова, говоря: раб Еврей, которого ты привел к нам, приходил ко мне ругаться надо мною. И Господь был с Иосифом, и простер к нему милость, и даровал ему благоволение в очах начальника темницы. И отдал начальник темницы в руки Иосифу всех узников, находившихся в темнице, и во всем, что они там ни делали, он был распорядителем

Теперь нам должно приступить к остальной части истории о Иосифе, начало которой мы уже сделали, так как введенная в средину ее история о Иуде и Фамари уже доведена до приличествующего ей конца. Пременив божественного Иосифа в лице Христа, мы говорили о том, что он ввержен был от братий в ров, выведен оттуда снова и продан измаильтянам, которые были торговцами благовоннейших ароматов и продавцами их в те страны, кои лишены были их. К сему прибавив, мы сказали, что он отведен был ими в землю Египетскую. Затем мы научены и тому, что значит это событие, именно, что Единородный, Допустив Себя до истощания (Фил. 2:7) и соделавшись подобен нам, наименованный и братом тех, которые живут на земле, и прежде всего израильтян, потерпел смерть и понес крест, снисшел до ада, образом которого и был ров. Но только Он воскрес снова и удалился от израильтян. Дан же был как бы и торговцам мысленных благовоний, то есть святым Апостолам, которые, благоухая Его миром, отправились в страну язычников, принося Его, приявшего зрак раба, чрез евангельские проповедания тем, которые не ведали Его. Ибо Он проповедуется пришедший ради нас во плоти и явившийся в зраке раба (Ин. 1:14; 1 Ин. 4:2; Фил. 2:7). Это, я думаю, и значит отведение Иосифа измаильтянами в Египет. Что же случилось ему там потерпеть? Что при этом ему должно было делать? Рассмотрим это, если угодно. Еще будучи юным и находясь в самом цветущем возрасте, он победил наглость египтянки, едва не силою великою влекомый к совершению того, чего не следовало делать; потому что она крепко и бесстыдно ухватилась за его одежды и без меры усиленно вынуждала ко греху против его воли. Он же, оставив и самую одежду, убежал от грубо распутной женщины и не пленен был страстью. После того оклеветан был, причем эта женщина на него обратила всю вину; однако при обвинении его в гнусном поступке он остался благоразумным и великодушным. Впрочем он получил власть и над темницею, как сказано (Быт. 39:22; сн.: ст. 1-23). Был и Христос между язычниками, разумею в лице святых Апостолов, которые говорили о себе, что они и язвы Его на теле своем носили (Гал. 6:17). Ибо они не хотели сообразоваться с помышляющими о мирском и были весьма далеки от плотских похотей. Такова всегда жизнь святых. Но по этой причине против них устроялись наветы, равно также они и оклеветываемы были от привыкших считать тягостными людей, хотящих жить во Христе, подвергались искушениям и были узниками. Но они памятовали слова Христа: Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир (Ин. 15:19), как несомненно и Иосифа возненавидела распутная женщина. Впрочем и в самих трудах они распространялись, так как благодать Божия подавала упокоение тем, которым более всего приходилось трудиться. Ибо весьма доволен был Иосифом, как я сказал, темничный страж.

Прп. Ефрем Сирин

И обратила взоры на Иосифа жена господина его и сказала: спи со мною

См. Толкование на Быт. 39:1

Лопухин А.П.

И обратила взоры на Иосифа жена господина его и сказала: спи со мною

Целомудрие Иосифа, клевета и заключение его в темницу

Факт глубокого нравственного развращения жены Потифара всецело подтверждается показанием древних авторов, что Египет издревле почитался страной распутства и повсеместных измен жен мужьям; по Геродоту (2:111), при сыне Сезостриса в целом Египте напрасно искали жены, верной мужу. С рассказом Быт. 39 весьма близкое сродство имеет египетская легенда о «двух братьях» (Vigouroux).

Толковая Библия.