Толкования на Быт. 47:20

Свт. Иоанн Златоуст

И купил Иосиф всю землю Египетскую для фараона, потому что продали Египтяне каждый свое поле, ибо голод одолевал их. И досталась земля фараону

Вот какое благоразумие и какую мудрость имел Иосиф: он не оставил их томиться голодом и всю землю приобрел фараону вместе с обращением в рабство всех египтян. Но заметь здесь и ту чрезвычайную попечительность, какую оказывал им.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 65.

Свт. Амвросий Медиоланский

И купил Иосиф всю землю Египетскую для фараона, потому что продали Египтяне каждый свое поле, ибо голод одолевал их. И досталась земля фараону

Итак, прежде всего он накопил деньги, потом (вымeнял на хлeб) движимое имущество (instrumenta – лучше – скот, cp. Быт. 47:16) и, наконец, приобрeл царю право на земли, и это не с тем, чтобы разорить всех, а с тем, чтобы оказать им поддержку; он наложил на народ подать, дабы каждый мог (потом) спокойно пользоваться тем, что ему принадлежало. И это очень приятно было всем, у кого он купил землю, потому что они видeли в этом не продажу своего права, а спасение от смерти (redemptionem salutis), почему и сказали: «Ты спас нас, мы обрeли милость пред лицем господина нашего» (Быт. 47:14 и сл., 25). Ведь и из собственности ничего не потеряли они, так как потом они снова были возстановлены в своих правах, и полезное не минуло их, так как они получили возможность к продолжению жизни (acquisierant perpetuitatem).

О, великий муж, который не искал временной славы путем чрезмeрной щедрости, но зато приобрeл вeчную славу (perpetuam commoditatem) своей проницательностию. Ибо он так устроил, что народы помогали себе своей же податью и потому во время голода (necessitatis) они не имeли нужды в посторонней помощи. Ибо лучше было дать кое что от избытка, нежели все потерять по праву. Он опредeлил отдавать (фараону) пятую часть, проявив этим особую проницательность относительно будущего и особую щедрость в (опредeлении размeра) подати. И после того Египет никогда не испытывал подобного голода.

Об обязанностях священнослужителей. Книга II.

Свт. Филарет (Дроздов)

И купил Иосиф всю землю Египетскую для фараона, потому что продали Египтяне каждый свое поле, ибо голод одолевал их. И досталась земля фараону

И досталась земля Фараону. След сего права виден у Геродота (L. ΙΙ, с. 468) и Диодора (L. I).

Толкование на Книгу Бытия.

Ориген

И купил Иосиф всю землю Египетскую для фараона, потому что продали Египтяне каждый свое поле, ибо голод одолевал их. И досталась земля фараону

Мне представляется, что в данном высказывании содержится осуждение египтян, поскольку ты едва ли обнаружишь такое место в Писании, где было бы сказано о евреях, что голод одолевал их. Ибо, хотя и написано, что голод усилился на земле (Быт. 43:1), тем не менее не написано, чтобы он «одолевал» Иакова или его сыновей, подобно тому, как это говорится о египтянах, что голод одолевал их. Ведь, хотя голод приходит даже и к праведным, тем не менее он не одолевает их. По этой причине праведные похваляются голодом - как Павел, который охотно изъявляет радость во время такого рода страданий, говоря: в голоде и жажде, в стуже и в наготе (см. 2 Кор. 11:27). Следовательно, то, что для праведного есть упражнение в добродетели, то для неправедного - наказание за грех. Ибо записано еще во времена Авраама: И был голод на земле. И сошел Аврам в Египет, пожить там, потому что усилился голод на земле (Быт. 12:10). Конечно, если, как некоторые полагают, текст Священного Писания был составлен беспечно и неумело, то он мог бы сказать, что Авраам спустился пожить в Египет, потому что голод усилился над ним. Однако вглядитесь, какое великое различие использует Слово Божие, какую проницательность проявляет. Когда оно говорит о святых, то сообщает, что усилился голод на земле; когда же говорит о неправедных, то сообщает, что их одолевал голод. Голод, следовательно, не одолевал ни Авраама, ни Иакова, ни их сыновей. Но также, если голоду надлежало стать сильным, то говорится, что он усилился на земле. И во времена Исаака все так же написано: Был голод на земле, сверх прежнего голода, который был во дни Авраама (Быт. 26:1). Но голод не мог одолеть Исаака настолько, чтобы Господь сказал ему: не ходи в Египет; живи в земле, о которой Я скажу тебе, странствуй по сей земле, и Я буду с тобою (Быт. 26:2-3). В согласии с данным наблюдением, как я полагаю, спустя много времени и пророк сказал: Я был молод и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба (Пс. 36:25); и в другом месте: Не допустит Господь терпеть голод душе праведного (Притч. 10:3). Из всех этих высказываний следует утверждение о том, что земля может быть одолеваема голодом, как и те, кто мыслят о земном (Фил. 3:19). Но исполняющие волю Отца Небесного (Мф. 7:21), чью душу питает хлеб живый, сошедший с небес (Ин. 6:51- 59), никогда не могут страдать от неутолимого голода. И оттого Писание осмотрительно не говорит, чтобы страдали от голода те, кому, как оно знает, были ниспосланы знание Бога и пища небесной премудрости.

Гомилии на Бытие.

Лопухин А.П.

И купил Иосиф всю землю Египетскую для фараона, потому что продали Египтяне каждый свое поле, ибо голод одолевал их. И досталась земля фараону

См. Толкование на Быт. 47:13