Толкования на Быт. 49:1

Свт. Иоанн Златоуст

И призвал Иаков сыновей своих и сказал: соберитесь, и я возвещу вам, что будет с вами в грядущие дни

Заметь благоразумие праведника: предузнав время своей кончины, он призывает к себе детей, и говорит: «соберитеся, да возвещу вам, что срящет вас в последние дни». Придите, говорит, и узнайте от меня не настоящее и не то, что будет в скором времени, но то, что будет в самые отдаленные дни. И это я возвещаю вам не от себя, но по вдохновению от Духа; поэтому я и буду провозвещать события, имеющие быть потом чрез многие поколения. Готовясь оставить эту жизнь, я хочу в каждом из вас напечатлеть память событий, как на медном столпе.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 67.

Свт. Филарет (Дроздов)

И призвал Иаков сыновей своих и сказал: соберитесь, и я возвещу вам, что будет с вами в грядущие дни

Последнее пророчество Иакова есть одна из таких частей Св. Писания, в которых наипаче открывается всеобщая его целость и единство. Пророчество сие, заключая историю патриархов, служит вместе приготовлением к дальнейшей истории еврейского народа и показывает союз Церкви патриархальной и подзаконной с новозаветною, в чаянии Мессии.

Толкование на Книгу Бытия.

Сщмч. Ипполит Римский

И призвал Иаков сыновей своих и сказал: соберитесь, и я возвещу вам, что будет с вами в грядущие дни

Слова Иакова: соберитесь, и я возвещу вам, что будет с вами в последние дни, являются не благословением, а пророчеством. В самом деле, благословение имеет отношение к тому, кто его получает, в то время как пророчество сбывается, когда совершается определенное дело. Но как же согласуется предложенное объяснение с тем, что говорит Писание: Вот все двенадцать сынов Иакова; и вот что сказал им отец их; и благословил их, и дал им благословение, каждому своё? (Быт. 49:28) Когда объявляются пророчества, а когда призываются благословения? Из этого необходимо понять, что в самих этих словах заключаются одновременно и благословения, и пророчества, так что благословения достигают Того, Кто произошел от Иуды и был прообразован Иосифом, то есть Того, Кто оказался Отчим священником от Левия (ср. Евр. 7:14-15), в то время как пророчества относятся к тем, кто совершил противоположное и уничижил Сына Божия.

О благословениях Исаака и Иакова.

Прп. Исидор Пелусиот

Призва же Иаков сыны своя и рече им: соберитеся, да возвещу вам, что срящет вас в последния дни

Иаков, дав обещание сказать будущее и описывая сыновьям, что уже было с ними, поступал не вопреки обещанию, но Божий перст коснулся его чувства, и повелено ему было сохранить приличное молчание. Ибо, намереваясь говорить сынам о имеющем быть от них по Божию домостроительству воплощении, впал в забвение задуманного им, еще не сбывшееся заменив прошедшим. Тебе, сказано ему было, как приобретшему сердце, достойное столь великого таинства, по справедливости вверено и ведение оного, они же не будут иметь одинакового с отцом благочестия.

Если в Писании ищем свидетельства сказанному мной, то яснейший из Пророков Исаия, изображая недоумение Иакова и то препятствие в исполнении своего намерения, какое встретил он, одно замыслив и иное сказав по данному ему повелению, говорит о сем так: еда речеши, Иакове, и что глаголал еси, Израилю, утаися путь мой от Господа, и Бог мой суд отъя и отступи от меня (Ис.40:27). Ибо возлюбивший Иакова Бог ничего не отъя у него, кроме исполнения данного сынам обещания, как сказано, по причине предвиденного отступления их от благочестия.

Письма. Книга I.

Прп. Ефрем Сирин

Благословение Иакова

Призва же Иаков сыны своя и рече им: соберитеся, да возвещу вам, что срящет вас в последния дни. Ради Иосифа, пришедшего к отцу, и ради отца, близкого к смерти, сыновья Иаковлевы собрались в тот день, и пришли в дом отца, так как они жили не в одном доме, но каждый особо. Иосиф сидел, его окружали братья и ждали, но не столько того, чтобы приять благословение или проклятие, но чтобы узнать, что срящет их в последния дни.

Еп. Виссарион (Нечаев)

XXXIV. Паремия на вечерне в субботу Ваий (Быт. 49:1–2, 8–12). В сей паремии содержится предречение патриарха Иа­кова о судьбе потомства сына его Иуды.

Ст. 1-2 Призва Иаков сыны своя, и рече им: соберитеся, да возвещу вам, что срящет вас в последния дни. Соберитеся и послушайте мене, сынове Иаковли, послушайте Израиля, послушай­те отца вашего

«Призва Иаков сыны своя». Это было во время предсмерт­ной болезни Иакова, спустя 17 лет по переселении его в Египет. Всех же лет жития его было 147 (Быт. 47:28). У Иакова было 12 сыновей, рожденных от Лии (Рувим, Си­меон, Иуда, Иссахар, Завулон), от Рахили (Иосиф и Вени­амин), и от их служанок (Дан, Неффалим, Гад и Асир). Кроме того, на смертном одре он усыновил внуков своих, детей Иосифа: Ефрема и Манассию, и преподал им благо­словение (Быт. 48). Благословив внуков, Иаков теперь созы­вает к себе сыновей и к ним одним обращается с предсмерт­ной речью, имеющею в еврейском подлиннике стихотвор­ный склад подобно вдохновенной песни Моисея по переходе чрез Чермное море (Исх. 15:1-19), его же пред­смертным обличениям и благословениям к израильтянам (Втор. 32:1–43; 33:2–29) и пророчеству Валаама (Чис. 23–24). Когда сыновья Иакова явились на его зов, он до двух раз повторяет: «соберитеся», т. е. соберитеся вокруг моего одра, станьте поближе ко мне, чтобы могли удобно расслышать мой слабый старческий голос. «Да возвещу вам, что срящет вас в последния дни». Иаков ощущает в себе движение пророческого духа; пред его духовным зрением открывается в далеком будущем судьба избранного народа, имеющего от него произойти он хочет возвестить своим сыновьям то, что с ними лично имеет случиться, но именно то, что ожидает их в последния дни, в далеком будущем, следственно хочет возвестить им, как родоначальникам 12 колен, судьбу этих колен. Главным предметом его предска­заний служит занятие будущими 12 коленами земли обе­тованной, имеющее последовать чрез 250 лет по его смерти, распределение их по известным уделам, степень внешнего благосостояния их и их отношения между собою и к внеш­ним врагам. Но в предречении об Иуде взор патриарха обнимает судьбу его потомства не только в земле обето­ванной, но преимущественно в царстве Мессии.

Толкование на паремии из книги Бытия

Ориген

И призвал Иаков сыновей своих и сказал: соберитесь, и я возвещу вам, что будет с вами в грядущие дни

На конец света первым указывает Иаков, когда призывает сыновей своих для завещания и говорит: соберитесь, и я возвещу вам, что будет с вами в последние дни или даже после последних дней. Если есть последние дни или время после последних дней, то отсюда с необходимостью следует, что дни, у которых было начало, закончатся.

О началах.

Лопухин А.П.

Ст. 1-2 И призвал Иаков сыновей своих и сказал: соберитесь, и я возвещу вам, что будет с вами в грядущие дни; сойдитесь и послушайте, сыны Иакова, послушайте Израиля, отца вашего

Иаков предрекает судьбу своих потомков

В высоко-поэтической, боговдохновенной речи Иаков, минуя предстоящую его потомству жизнь в Египте, пророчески рисует картину будущей жизни каждого колена в Ханаане, причем в каждом случае выходит из индивидуальных качеств того или другого сына своего и обстоятельств жизни его, и затем переходит к будущности, то более близкой, то более отдаленной, его поколения — к «последним дням» (acharith hajamim, ἐπ ἐσχάτων τῶν ἡμερῶν; Vulg.. in diebus novissimis), что в отношении к важнейшему пункту пророчества Иакова — пророчеству об Иуде означает «не вообще будущее, но будущее завершительное, именно мессианское время завершения всего» (Кейль). Конечно, первое время по поселении Израиля в Ханаане и период судей образуют ближайшие пункты пророческого созерцания Иакова, но пророческая перспектива его далеко не ограничивается этими пределами, да и исторические черты означенного периода полны символического значения по отношению к отдаленному будущему истории спасения. Мессианский смысл выражению «в последние дни» принадлежит и другим библейским пророчествам (Ис. 2:2; Иер. 30:24; Иез. 38:16; Дан. 10:14; Ос. 3:5; Мих. 4:1; ср. Евр. 1:1–2).

Вообще, в целом и многих частностях, пророчество Иакова является типом патриархальных благословений, облеченных в вдохновенную и поэтическую форму. Блаженный Феодорит на вопрос: почему говорится, что Иаков благословляет детей, когда некоторых проклинает? — отвечает: «последние слова патриарха — не проклятия и не благословения, но предсказания».

Толковая Библия.