Толкования на Быт. 49:13

Свт. Амвросий Медиоланский

Завулон при береге морском будет жить и у пристани корабельной, и предел его до Сидона

Само толкование имени Завулон обещает нечто лучшее, поскольку в переводе на наш язык оно означает «освобождение от ночных ужасов». И, конечно же, оно подходит тому, кто уповает на крылья Господа и кого окружает истина Его, чтобы он не боялся страха ночного и вещи, приходящей во тьме (Пс. 90:4-6). Следовательно, он говорит: Завулон при береге морском будет жить, чтобы, видя кораблекрушения других, он сам был непричастен опасности и чтобы, наблюдая, как другие, скитаясь по волнам в море мира сего, уносятся в разные стороны всяческими ветрами учения, он сам неподвижно держался при помощи корня веры (ср. 1 Тим. 1:19). Точно так же укоренена и основана на вере святая Церковь, наблюдающая смуты еретиков и кораблекрушения иудеев из-за того, что они отказались от Кормчего, Которого имели. Итак, она живет поблизости от волнений, но не подвергается волнениям и скорее готова к тому, чтобы прийти на помощь, чем сама подвергается опасности: чтобы когда кто-либо из захваченных страшными бурями захочет найти убежище в гавани, Церковь, как спасительная гавань, тут же была наготове и позвала бы с распростертыми руками в лоно своего спокойствия, показав попавшим в беду место надежной стоянки.

Итак, церкви в этом веке, как морские гавани, рассеянные по берегам, встречают попавших в беду, говоря, что приготовлено убежище для верующих, куда они могут привести корабли, потрепанные ветрами. В этих церквях князья Завулоновы, князья Неффалимовы, как учит Псалом 67 (Пс. 67:28), из которых одни - освободители от ночной бури, кричащие: итак, отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света (Рим. 13:12), другие же - имеют апостольскую широту и могут сказать: Уста наши отверсты к вам, Коринфяне, сердце наше расширено (2 Кор. 6:11). Сами же они - это те, которые, находясь во мраке, увидели свет великий, как пророк свидетельствует, говоря: Земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом. Народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет (Мф. 4:15-16; ср. Ис. 9:1-2).

Итак, наследников этого патриарха Господь Бог поставил наблюдателями за приходом кораблей. Его неусыпная забота и духовное преемство распространились до Сидона, то есть дошло до язычников, чтобы милосердие Господа удалило грехи народов. Ведь Сидон - это первый сын Хама: того самого, который из-за непочтительности к отеческому благочестию был осужден проклятьем отца (см. Быт. 9:20-27). Поэтому ночное освобождение, словно бы поставленное в часовые духовного укрепления, чтобы никто не напал на твердыни этой жизни, распространилось вплоть до грешников, совершивших самые тяжкие преступления; и, после того, как было устранено наследование проклятия и даровано наследование благословения, освободило самих сидонцев (которые прежде по упорному суеверию именовались «охотниками за преступлениями», как учит толкование), чтобы там, где была большая вина, теперь была преизобильная благодать (ср. Рим. 5:20).

О патриархах.

Свт. Кирилл Александрийский

Завулон при береге морском будет жить и у пристани корабельной, и предел его до Сидона

О Завулоне

Завулон при береге морском будет жить и у пристани корабельной, и предел его до Сидона (Быт. 49:13). Мы уже прежде сказали, что исследуя слово предлежащего нам пророчества и стараясь рассмотреть, каково оно и как хорошо исполнилось, мы утверждаем, что одно произошло в нем по подобию тому, что уже раньше сделано было, а другое, полагаю, всякий, имеющий ум, сочтет едва не наглядно изображенным в самом значении имен и проявляющим образ будущего. Это же опять лучше всего можно видеть и на Завулоне, и на прочих. Имя Завулон у людей, весьма хорошо привыкших изъяснять таковые, толкуется как «благоуспешность» и «благословение». Так мы найдем уже некоторых из израильтян благословенными и обогатившимися благоуспешностию во всем угодном Богу. Но только оправданные чрез веру во Христа и просветленные благодатью Святого Духа поистине благословенны и благоуспешны, так что уже без всякой лжи могут восклицать: Благословенны вы Господом, сотворившим небо и землю (Пс. 113:23). К ним же, думаю, применимо и сказанное блаженным пророком Исайей: Путь праведника прям; Ты уравниваешь стезю праведника. И на пути судов Твоих (Ис. 26:7-8). Этих столь светлых и благословенных Бог всяческих повелел призвать в священный и Божественный двор, так говоря: Отворите ворота; да войдет народ праведный, хранящий истину. Твердого духом Ты хранишь в совершенном мире (ст. 2-3). Но дабы, претыкаясь о встречающиеся на пути соблазны, они не получили замедления на пути к добру, Бог как бы повелел, чтобы был хороший путь, и чтобы очищен был вход, так говоря святым священнодействователям: Проходите, проходите в ворота, приготовляйте путь народу! (Ис. 62:10). Итак, могут быть благословенны и благоуспешны те из израильтян, которые чтут веру во Христа. Ясно утверждено и то, что они, или Завулон вселятся в приморской стране. Этим как бы говорится то, что Израиль, наконец, смешается с язычниками, так как два народа соединены будут в одну паству и будут под руководством одного, по естеству доброго архипастыря, то есть Христа. А что это гадательное указание истинно, в том легко убедит слово богодухновенного Писания, язычникам отделяя приморскую страну. Ибо сказано так: Прежнее время умалило землю Завулонову и землю Неффалимову; но последующее возвеличит приморский путь. Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий (Ис. 9:1-2; Мф. 4:15-16). Понимаешь ли, как страну Завулонову называло Писание страною язычников, которые увидели и свет велий, очевидно чрез Христа. Так просвещен был вместе с населяющими приморскую страну и живший с ними вместе Израиль. Но эта благоуспешность, полагаю, может быть только от Бога. Ибо, что за освещением во всяком случае и всюду должна следовать и благоуспешность, об этом мы опять можем знать из слов Спасителя к народу Иудейскому: еще на малое время свет есть с вами; ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма (Ин. 12:35). Итак, древний народ, обитавший в отдельности от других и отказывавшийся от применения к язычникам, будет жить вместе с ними, так как уже ничто не будет разделять их между собою: посреди преграду разорено Христом, закон заповедей учением упразднен и два народа наконец составили из себя одного нового человека во Христе чрез Духа (Еф. 2:14-15). Будет же, сказано, и у пристани корабельной (Быт. 49:13), то есть как бы в пристани безопасной и свободной от волнения, и на Христе утверждая якорь надежды своей. Ибо как бы избежав великой бури, он, наконец, успокоится на благодати Его, как несомненно и суда в пристанях на якоре. А изречение: и предел его до Сидона (Быт. 49:13), кажется, указывает на то, что стремление двух народов к духовному единению между собою будет так велико, что происшедшие от племени Израилева наполнят и самые те города, которые были весьма повинны и отвержены пред Богом, как обольстившие некогда и похитившие некоторым образом почитателей Его. Ибо Он сказал в одном месте устами пророков: и И что вы Мне, Тир и Сидон и все округи Филистимские? Хотите ли воздать Мне возмездие? хотите ли воздать Мне? Легко и скоро Я обращу возмездие ваше на головы ваши, потому что вы взяли серебро Мое и золото Мое, и наилучшие драгоценности Мои внесли в капища ваши, и сынов Иуды и сынов Иерусалима продавали сынам Еллинов, чтобы удалить их от пределов их (Иоил. 3:4-6). Так смотри же, как древле сильные и весьма воинственные города, бывшие для израильтян виною погибели, теперь будут принимать в себя уверовавших из них, свободных от всякого страха, так как Спаситель наш Христос связует два народа в мире и единодушии, разрушает вражду и поселяет Израиль в одном месте с язычниками посредством любви. Думаю, что таким, а не иным образом должно понимать то, что Завулон поселится в стране приморской.

Свт. Филарет (Дроздов)

Завулон при береге морском будет жить и у пристани корабельной, и предел его до Сидона

Событие сего предсказания можно усмотреть в книге Иисуса Навина (Нав. 19:10-16).

Толкование на Книгу Бытия.

Сщмч. Ипполит Римский

Завулон при береге морском будет жить и у пристани корабельной, и предел его до Сидона

Посредством Завулона пророк прообразовательно указывает на языческие народы, которые ныне живут в мире, как при береге морском, и обуреваются искушениями, как в море, но бросают якорь и укрываются в гаванях - церквях.

О благословениях Исаака и Иакова.

Прп. Ефрем Сирин

Завулон при береге морском будет жить и у пристани корабельной, и предел его до Сидона

Завулон, обитавший на морских берегах, есть образ языческих народов, обитавших недалеко от пророков. И как предел его даже до Сидона, так к народам сим близок грех, представленный в образе Сидона. Сюда относятся слова пророка: И что вы Мне, Тире и Сидоне? (Иоил. 3:4).

Завулон при мори вселится, то есть при морских пристанях; и той на пристанищи кораблей, то есть будет заниматься торговлей, перевозя свои произведения на кораблях. И предел его до Сидона, который также при море.

Руфин

Завулон при береге морском будет жить и у пристани корабельной, и предел его до Сидона

То, что Завулон простирается вплоть до Сидона, то есть вплоть «до охотников», может означать, что и сам он пытается быть одним из тех, о ком говорится: Ловите мне лисенят, которые портят виноградники мои (ср. Песн. 2:15). Поэтому-то и простирается он вплоть «до охотников», чтобы и самому ему научиться охотиться; чтобы, когда какие-нибудь дикие звери или коварные лисы, то есть свирепые бесы или вредные помыслы, проникнут в его сердце и захотят уничтожить виноградники Господа Саваофа, он изловил бы их, став достойным похвалы охотником на лукавые помыслы.

О благословениях патриархов.

Лопухин А.П.

Ст. 13-15 Завулон при береге морском будет жить и у пристани корабельной, и предел его до Сидона. Иссахар осел крепкий, лежащий между протоками вод; и увидел он, что покой хорош, и что земля приятна: и преклонил плечи свои для ношения бремени и стал работать в уплату дани

О судьбе племен двух последних сынов Иакова от Лии: Завулона и Иссахара (о младшем брате говорится почему-то раньше).

Завулонову колену обещается приморское (между Галилейским и Средиземным морями) положение, как источник его богатств (Втор. 33:19); предел его назначается на западе до Сидона (о Тире не упомянуто: он возник значительно позже, ок. 1200 г. до Р. Хр., — доказательство древности пророчества). Никогда не достигая указанной границы (Нав. 19:10 и д.), колено Завулоново жило главным образом участием в международной торговле.

Колену Иссахара обещается плодородная область, удобная для земледелия и скотоводства: эмблема его — крепкий осел, лежащий посреди загонов (таково более точное значение еврейского mischpetaim, русск.: протоке вод, слав.: пределы) — сравнение, ничего обидного не заключающее (восточный осел красивее европейского), но все же характеризующее излишнюю привязанность колена Иссахара к земледелию и скотоводству, полную апатию его к военной и политической деятельности, его предпочтение рабства войне. Подробное описание области обоих колен дает Иосиф Флавий (Иуд. война, кн. III гл. 3, §§ 1–2).

Толковая Библия.