Толкования на Быт. 49:19

Свт. Амвросий Медиоланский

Гад, - толпа будет теснить его, но он оттеснит ее по пятам

Искушение - это собрание и коварство книжников и иудейских священников, которые, как учит Писание, искушали Господа Иисуса по отношению к подати кесарю (Мф. 22:15-22) и крещению Иоанна (ср. Мф. 21:25), но Господь Иисус в Своей праведности обратил их искушение вспять. По пятам, то есть отвечая немедленно, без какого-либо размышления, так что Он Сам скорее прижал к стене искушавших. Ведь когда они говорили: какой властью Ты это делаешь?- Он не ответил на вопрос, но предложил Свой вопрос, говоря: спрошу и Я вас об одном; если о том скажете Мне, то и Я вам скажу, какою властью это делаю (Мф. 21:23-24). И опять, когда они спрашивали: позволительно ли давать подать кесарю, или нет? Он говорит: что искушаете Меня, лицемеры? покажите Мне монету, которою платится подать. И когда они принесли, опять спрашивает: чье это изображение и надпись? Говорят Ему: кесаревы. Итак, здесь Он связал их их собственными речами, запутал их их собственными путами. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу; чтобы они не могли пойти против своих слов. В конце концов они удивились и, оставив Его, ушли (Мф. 22:17-22).

Но не удивительно, что отвечал по пятам Тот, Кто знал все до пят. Моисей ясно выразил, что это пророчество святого Иакова относится ко Христу, ведь он так говорит: Благословен распространивший Гада; он покоится, как лев, сокрушив руки и начальников; он видел с начала своего, что разделена там земля начальников, собранных вместе с вождями народов, и исполнил Господь правду и суд Израилю (Втор. 33:20-21). Таким образом, мы узнаем, Кто покоился, как лев, когда сокрушил руки властей, так как с самого начала Он видит разделение среди искушающих. Итак, где искушение вероломных, там расщелина в земле, которая поглотит клеветников.

О патриархах.

Свт. Кирилл Александрийский

Гад, - толпа будет теснить его, но он оттеснит ее по пятам

О Гаде

Гад, искушение искусит его: он же искусит того при ногах (Быт. 49:19). Опять Иаков изъяснил, что значит имя Гад: оно значит «искушение» или «пытка». Думаю, что и под ним прилично разуметь богоненавистное и высокомерное скопище книжников и фарисеев, которые, отвергая Божественную и евангельскую проповедь и не почитая ничего из необходимого на пользу, скрежетали зубами своими на Христа, учившего о том, что было выше сени и закона, стяжавшего Себе великую славу и удивление за дела, изумлявшего живших по всей Иудее славою чудес своих и научением всему тому, что угодно Богу, вносившего нечто странное для слуха их. Так и когда, по гласу пророка, оставив Вифанию, Он входил в Иерусалим, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле (Зах. 9:9), дети, идя впереди и восхваляя Его, говорили: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! (Мф.21:9). А из тех, которые бежали вместе, некоторые постилали одежды на пути и делали дивным самый вход Его. Оные же разрывались от негодования и поражаемые острейшими стрелами зависти, разговаривали друг с другом и едва не обвиняли тех, которые еще медлили совершать убиение Его. Ибо они говорили: видите ли, что не успеваете ничего? весь мир идет за Ним (Ин. 12:19). Когда же убоялись множества уже уверовавших, то стали удерживать руки свои и остерегаться открытого нападения на Христа. А дабы Он нанес оскорбление военачальникам Римским, они присылают к Нему некоторых из учеников своих с так называемыми иродианами, говоривших Ему: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив: итак скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет? (Мф. 22:16-17.) Но они тотчас и изобличены были, так как Христос, после того как показан был Ему динарий, сказал им: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу (ст. 21). И между тем как им должно было бы устыдиться от сего и воздержаться впредь от того, чтобы искушать Его, они сделали и еще иной опыт искушения Его (ст. 23 и дал.), Иисус, сделав как бы бич из вервия, изгнал из храма всех продававших овец и волов, говоря: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли (Ин. 2:14-16; сн.: Мф. 21:13 и парал.). Они же, негодуя, приступили к Нему с вопросом: какой властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал такую власть? (Мф. 21:23.) Что же на это Христос? Спрошу, сказал Он, и Я вас об одном, и скажите Мне: крещение Иоанново откуда было: с небес, или от человеков? Они же рассуждали между собою: если скажем: с небес, то Он скажет нам: почему же вы не поверили ему? А если сказать: от человеков, - боимся народа, ибо все почитают Иоанна за пророка. И сказали в ответ Иисусу: не знаем. Что же на это Христос? И Я вам не скажу, какою властью это делаю (ст. 24-27). Итак, Гад значит искушение, то есть всегда искушающие фарисеи. Но только и они, в свою очередь, искушаются при ногах, то есть тотчас. Ибо Христос, по слову пророка, уловляет мудрецов их же лукавством искусно пременяющий в искание противоположного (Иов. 5:13; ср.: Ис. 29:14; 1 Кор. 1:20).

Свт. Филарет (Дроздов)

Гад, - толпа будет теснить его, но он оттеснит ее по пятам

По занятии земли обетованной на Гада нападали сопредельные Аммонитяне и другие народы Аравийские, но и Гад напал на них с происшедшим от него судиею Иеффаем (Суд. 10:17-18; гл. 11).

Толкование на Книгу Бытия.

Сщмч. Ипполит Римский

Гад, - толпа будет теснить его, но он оттеснит ее по пятам

Искушением он называет лукавый синедрион первосвященников и книжников, которые испытывали Спасителя разнообразными искушениями, желая найти предлог против Него, чтобы взять Его хитростью и убить (Мф. 26:4). Однако Он, зная их помыслы, подверг их ответному испытанию Своей праведностью и предал их смерти в их собственных грехах (ср. Ин. 8:24).

О благословениях Исаака и Иакова.

Прп. Ефрем Сирин

Гад, - толпа будет теснить его, но он оттеснит ее по пятам

Гад выйдет со множеством: сказано это о сорока тысячах вооруженных, которые шли впереди сынов Израилевых. В действительности же это - двенадцать апостолов, которые пошли впереди всех народов, чтобы всем множеством напасть на разбойника и исхитить у него народы, бывшие у него в рабстве.

Гад выйдет со множеством воинов; разумеются те сорок тысяч вооруженных, которые шли впереди следовавших за ними шестисот тысяч с детьми, женами и стадами своими. И той повлечет пяту, то есть весь сонм повлечется за ним, как пята.

Блж. Иероним Стридонский

Гад, - толпа будет теснить его, но он оттеснит ее по пятам

Я дал перевод согласно еврейскому тексту. Но там, где я поставил «разбойник», написано gedud (גְּד֣וּד), что создаёт игру слов с именем Gad (גָּ֖ד). Значение слова gedud может быть более ясно выражено как εὔζωνος, то есть “снаряжённый” или “готовый к бою”. А всё это пророчество заключается в том, что сначала Дан отпустил Рувима и полколена Манассии в их владения, к сыновьям, находившимся за Иорданом, а через четырнадцать лет вернулся туда сам и обнаружил, что соседние народы развязали против них большую войну. Дан смело вступил в эту борьбу, но уже после того, как враги были [в целом] разгромлены. Прочти Книгу Иисуса Навина (13 гл.) и Паралипоменон (1 Пар. 5).

Я не пребываю в неведении по поводу того, что в благословениях, данных патриархам, содержится значительно больше тайн, но к настоящему труду это не имеет отношения.

Еврейские вопросы на Книгу Бытия.

Руфин

Гад, - толпа будет теснить его, но он оттеснит ее по пятам

Нравственный смысл раскрывается в следующем рассуждении: этот наш человек, осознав свое заблуждение и раскаиваясь, обращается благодаря познанию и уже достиг немногого, чтобы после продвижения прийти к тому, чтобы быть искушенным врагом и подтвердить стойкость своей души и твердость намерения. Ведь и в Писании сказано: Кто не искушен, тот не проверен (ср. 1 Мак. 2:52; Иак. 1:12). И никто не достигнет когда-либо совершенства, если не предоставит сперва доказательства твердости в своих искушениях.

О благословениях патриархов.

Лопухин А.П.

Гад, - толпа будет теснить его, но он оттеснит ее по пятам

Ст. 19, 20 и 21, содержащие пророчества о Гаде, Асире и Неффалиме, образуют введение к пророчеству об Иосифе. Гад, изображение боевого положения которого связывается здесь с этимологией его имени (иной в сравн. с Быт. 30:11), обитавшей в Галааде, подвергался постоянным набегам арабских кочевых племен (Суд. 10:7–8; 1 Пар. 5:18–19 и др.), но их дикие орды всегда находили с его стороны готовый отпор, хотя бы только в виде партизанских преследований («по пятам»). Иеффай был гадитянин (Суд. 11:1).

Толковая Библия.