Толкования на Иез. 3:12

Свт. Иоанн Златоуст

И поднял меня дух; и я слышал позади себя великий громовой голос: «благословенна слава Господа от места своего»

Видишь ли благоговение и херувимов? Они достигли славы Божией, и не переступили предела. «Благословенна слава Господня». И притом как? «От места своего», – чтобы показать тебе, что и от них она обитает в небесных местах и находится гораздо выше высшего достоинства небесных и невидимых сил. Они говорят не как находящиеся вблизи, но как стоящие далеко от божественного достоинства. «Благословенна слава Господа от места своего», – не потому, чтобы Бог имел место, – Он объемлет всякое место, – но местом Божиим называют они принадле­жащее Ему достоинство. Слышал ты голос и херувимов? «Благословенна слава Господа», – и ничего больше они не возвестили. Ты же должен стоять окрест, чтобы знать возвещаемое Богом, потому что «Вокруг Него стояли Серафимы» (Ис.6:2). Чему же можно научиться у вас? Не затрудняйтесь, но говорите так: хотя и превосходно наше достоинство, но мы знаем пределы нашего естества, и не переступаем меры знания; не иссле­дуем нашего Создателя, не испытываем почтившего нас; мы знаем, что непостижимое естество не подлежит исследованию, не подчиняется порядку суждений, что слава покланяемого пре­восходит всякое вместе и ангельское состояние, и премирный ум, и всякую пренебесную силу; поэтому и мы не переступаем пределов.

Беседа на слова: какой властью Ты это делаешь?

Свт. Григорий Двоеслов

И поднял меня дух; и я слышал позади себя великий громовой голос: «благословенна слава Господа от места своего»

Что это значит, что Пророк, после того, как посылается в плен сынов народа, слышит позади себя голос великого труса, глаголющий: благословенна слава Господня от места сего? Потому что он направлен был к грешникам Вавилонского царства, а голос о славе Господней от места сего слышал позади себя. Ибо место Божие есть Иерусалим, т.е. видение мира, потому что видят Божественное именно те сердца, которые не переходили в переселение Вавилонское, т.е. к порокам смешения. Ибо там обитает Бог, где желают истинного мира, где любят славу внутреннего созерцания. Так как те, которые уклоняются к разврату, не обращают внимания на место Божие. Итак место славы Божией есть, или каждая святая душа, или каждый, пребывающий на небе, Ангельский дух. А слава Господня от места сего благословляется, когда, или от избранных людей, или от святых Ангелов, воспевается вечная хвала Виновнику всяческих. Следовательно, чрез то, что праведники помышляют об обращении грешников, поелику, размышляя о пороках их, обращают взор на плотские действия, направляются как бы к Вавилону. Впрочем в отношении к состоянию своей праведности они как бы позади себя слышат голос славы Господней от Иерусалима, т.е. от места своего; потому что никогда не перестают размышлять о добродетелях святых во славу Божию, хотя помышлением и направляются к иному.

Но зачем мы долго останавливаемся на этом, когда по милости Господней можем в другом смысле и точнее разуметь эти слова Пророка, и яснее говорить? Ибо он говорит: и взя мя дух. Дух взимает Проповедника тогда, когда душу его, возвышенную к любви всемогущего Бога, отлучает от земных пожеланий так, что ей уже ничего не хочется делать, кроме того, чем она может преумножать блага духовные, и приносить плод ежедневной своей деятельности в царство небесное. Поэтому и нам проповедникам даётся повеление: делайте не брашно гиблющее, но брашно пребывающее в живот вечный (Ин.6:27).

Но хорошо присовокупляется: и слышах за собою глас труса велика. Пророк, исполненный Духа Святого, повествует, как бы о совершившемся, о том, что предвидит в будущем; потому что и в предопределении уже совершилось то, чему следует еще быть на деле. Поэтому и в древнем переводе, чрез Исаию говорится: сотворивый грядущая (Ис.45:11). Итак что значит, что Пророк позади себя услышал глас труса великого, если не то, что за словом проповеди, направленным к сердцах грешников, следуют рыдания кающихся?

Ибо все нечестивые, когда творят беззакония, и не слушают вразумления от праведников, не знают, сколь важно содеваемое ими, и по самому своему незнание бывают безопасны в своем закоснении; и лежа во грехах, как бы нежатся, как о некотором грешнике и о безопасном народе говорится: почиваше на дрождях своих, потому что безопасно лежал во грехах (Иер.48:11).

Но когда развращенные (люди) начнут слушать слово проповеди, познавать, какие должны быть вечные мучения, какой страх суда, какое тонкое разбирательство грехов каждого в частности: тотчас приходят в трепет, начинают рыдать, мучиться не понятными воздыханиями, и, потрясенные великим страхом, выражаются в плаче и слезах. Ибо те, которые прежде спокойно лежали в ранах, после, при соприкосновении к руке врача, с болезнью возвращаются к здравию. Об этом движении кающихся чрез другого Пророка говорится: ноги его остановились, и подвиглась земля (Зах.14:4); потому что когда следы истины отпечатлеваются в душе слушающих, тогда самая душа, возмущенная размышлением о себе, приходит в движение. Поэтому Псалмопевец молится за грешников, говоря: сидяй на Херувимех: да подвижится земля (Пс.98:1). Поэтому, умоляя за сокрушенных и кающихся, он говорит: стрясл ecи землю, и смутил ecи ю; изцели сокрушение ея, яко подвижеся (Пс.59:4). Потому что потрясенная и смущенная земля есть грешник, скорбящий о сознании своей виновности и доведенный до слез покаяния. Ибо грешному человеку сказано: земля ecи, и в землю отыдеши (Быт.3:19) Итак (Пророк) молится, чтобы исцелено было сокрушение земли, потому что она подвиглась; поколику грешник, сокрушающийся о грехах своих, утешается упованием на небесное милосердие. Итак вот что значит глас труса великого, когда каждый, обсуживая дела свои, потрясается от сокрушения в покаянии.

Но послушаем, что говорит самый голос: благословенна слава Господня от места сего. Ибо сердца грешников были местом злого духа; но когда они, разгневанные сами на себя, чрез покаяние возвращаются к жизни, тогда соделываются местом славы Господней. Так как они исправляют уже себя против себя, уже омывают слезами покаяния те беззакония, которые учинили. Итак благословение славы в хвале Господа бывает слышимо оттуда, откуда прежде было слышимо оскорбление Творца от пристрастия к настоящему веку. И сердца кающихся делаются для Господа уже своим местом, тогда как прежде они, преданные грехам, были местом чужим. Сами же, которые от грехов своих обращаются к Богу, не только омывают слезами содеянные ими беззакония, но и воспаряют горе дивными делами, так что соделываются святыми животными всемогущего Бога, знамениями и силами возлетают вверх, решительно оставляют землю, и принятыми дарованиями высятся по желанию к небесному. О них еще присовокупляется: и видех глас крил животных, скриляющихся друг к другу (Иез.3:13).

Беседы на пророка Иезекииля.

Прп. Максим Исповедник

Благословенна слава Господа от места своего

Как надо понимать «место» применительно к Богу, когда Писание повсюду говорит, что Божество беспредельно и что «Небо – престол Его, а земля – подножие ног Его» (Ис. 66:1), – и еще: «Поставил холмы весами и землю горстью» (ср. Ис. 40:12), – и опять же: «Взойду ли на небо, Ты там; сойду ли во ад, и там Ты» (Пс. 138:8)? Какое же место Иезекииль придумал для Бога? Мы говорим, что кажущееся нам непостижимым Бог для тех, кто всеми силами Его ищет, освещает. Говорит ведь божественное Писание: «Если заповеди Мои соблюдает кто, то Я и Отец придем и обитель у него сотворим» (ср. Ин. 14:23). Так что и умопостигаемые силы, и души святых и всех хранящих заповеди могут воистину быть названы местом и покоищем Божиим. И еще где-то Он говорит: «Опочил Дух Мой на них» (ср. Чис. 11:25-26).

Комментарии к сочинениям святого Дионисия.

Блж. Иероним Стридонский

И поднял меня дух; и я слышал позади себя великий громовой голос: «благословенна слава Господа от места своего!»

И взял меня дух, и я услышал позади себя голос [сопровождавшийся] великим сотрясением: благословенна слава Господа от места своего. Бог, о котором написано: приемляй кроткия Господь (Пс. 146:6), Сам взял и пророка, который был не во плоти, но в духе, и ходя в духе, не делал дел плоти, потому что Дух Божий был в нем. Поэтому, презирая земное, он берется духом, и слышит позади себя голос, [сопровождающийся] великим сотрясением, забывая прежнее и стремясь к будущему, чтобы козни врагов оставить позади себя. Нечто подобное читаем и в Исходе (гл. 14), когда Фараон и все войско преследовали Израиля и ангел в столпе облачном оставил переднюю часть стана и пошел позади и всю ночь стоял между Израилем и египтянами, чтобы, по устрашении противников, Израиль услышал: благословенна слава Господа от места своего. Местом же для Господа служит всякое, где Он принимается. Или, может быть, Сын служит местом для Отца, как и Отец служит местом для Сына, согласно с словами Господа Спасителя: Аз во Отце и Отец во Мне (Ин. 14:11). На тоже самое указывает и Михей: се Господь сойдет от места своего, и снидет на высоты земные: и поколеблются горы под Ним, и юдоли растают яко воск от лица огня, и яко вода, сходящая со устремлением (Мих. 1:3–4). Ибо при сошествии Господа Спасителя и при пришествии (рroficisente) Его от Отца, высоты земли и горы cдвинулись и весьма низкие долины растаяли. Может быть местом слава Господня и свет неприступный, о котором апостол говорит: един, имеяй бессмертие, и во свете живый неприступнем (1 Тим. 6:16). Когда мы в душе размышляли о прежних судах Божиих, то слышим голос, [сопровождающийся] великим сотрясением. Когда в сердце помышляем о будущем, то слышится голос спереди и из того, что находится впереди.

Толкование на пророка Иезекииля.

Лопухин А.П.

И поднял меня дух; и я слышал позади себя великий громовой голос: «благословенна слава Господа от места своего!»

Удаление Божественного явления и перенесение пророка в Тел-Авив

Повеление идти к Израильскому народу тотчас же и осуществляется на пророке тем, что “дух” поднимает его и, как видно из ст. 14 и 15, переносит в Тел-Авив. Вместе с тем видение исчезает пред ним; но это происходит так, что сам пророк удаляется высшей силой от него, так что оно оказывается сзади его (“позади меня”); как он не из себя произвел видение, так не может он своей волей и удержать его; он находится всецело во власти ранее упомянутого “духа” (см. ст. 2). Объятый духом, готовый начать дорогу, пророк слышит позади себя “великий громовый голос” (букв. голос великого землетрясения), говоривший (слав. “глаголющих”, т. е. животным; в евр. нет): “благословенна слава Господа от места своего”. Кому принадлежал голос не сказано; на основании Откр IV:8; Ис VI:6 думают, что четырем животным, и что с их стороны это была хвалебная или благодарственная за призвание пророка песнь. Подлинный текст производит впечатление, что это был голос самой земли, как бы пришедшей в потрясение, в восторг от остановки на этом месте ее Славы Божией. Голос объяснил пророку кое-что в видении: Шехину, которую бывший священник привык представлять себе во мраке Святаго Cвятых, он видит теперь вне храма; так пусть он знает, что храм не есть исключительное и даже главное место ее обитания; она полнее открывается в другой таинственной области жизни и бытия, где у нее есть более достойные носители, где ее благословляют достойнее, чем “благословен Господь от Сиона” (Пс CXXXIV:21).

Толковая Библия.