Толкования на Иез. 3:18

Свт. Григорий Двоеслов

Когда Я скажу беззаконнику: «смертью умрешь!», а ты не будешь вразумлять его и говорить, чтобы остеречь беззаконника от беззаконного пути его, чтобы он жив был, то беззаконник тот умрет в беззаконии своем, и Я взыщу кровь его от рук твоих

При этих словах, что нам должно заметить, о чем внимательно подумать, если не о том, что ни подчиненный не умирает по вине начальствующего, ни начальствующий не остается без вины, когда, не слушая слов жизни, подчиненный умирает по своей вине? Ибо нечестивому смерть есть должное воздаяние, но страж обязан возвестить ему о пути к жизни, и обличить его нечестие. Но если страж промолчит, то сам нечестивый умрет в своем нечестии, потому что он своим нечестием заслужил того, чтобы не быть достойным pечи стража. Но крови его Господь взыскует от руки стража, потому что этот убил того тем, что молчанием предал его смерти. В этих обоих случаях надобно подумать о том, как взаимно связаны между собою грехи подчиненных и начальствующих; потому что там, где умирает по своей вине подчиненный, стоит виновным в смерти начальствующий, потому что молчал. Итак помыслите, возлюбленнейшие братие, помыслите, что и мы пастыри бываем недостойными тоже по виновности вас, над которыми поставлены таковыми. А если вы когда предаетесь нечестию, то виновны и мы, которые не противостоим и не порицаем ваших преступных пожеланий. Поэтому вы щадите себя и нас, когда перестаете беззаконничать. И мы щадим вас и себя, когда не молчим о том, что преступно. О, как был чист от крови вверенных тот славный Проповедник, который говорил: чист аз от крове всех. Не обинухся бо сказати вам всю волю Божию (Деян.20:26-27)! Ибо, если бы он не сказал, то не был бы чист от крови. Но он позаботился сказать всю волю Божию тем, от крови которых был чист. Этим выражением трогаемся, стесняемся, становимся виновными мы, называющиеся Священниками, которые, кроме собственных своих грехов, подвергаемся ответственности за смерть других; потому что убиваем столько, сколько ежедневно видим идущих на смерть по нашему равнодушию и молчанию.

Но когда говорится: крове же его от руки твоей взыщу, то, если в этом месте под именем крови разумеется смерть телесная, ужас для нас за наше молчание увеличивается; потому что, если поставленный стражем над подчиненными ему столь тяжко делается виновным даже в смерти тела, рано или поздно долженствующего умереть, то какой виновности подвергается он за смерть души подчиненных, которая могла бы вечно жить, если бы слышала слова исправления? Но лучше под именем крови могут быть разумеваемы грехи. Поэтому некто, оплакивая грехи плоти, сказал: избави мя от кровей Боже, Боже спасения моего (Пс.50:16). Итак кровь умирающего взыскивается от руки стража потому, что грех подчиненного ставится в вину начальствующему, если сей будет молчать. Следовательно, есть средство быть свободным от вины, когда даже умирает подчиненный. Пусть воспрянет (страж), станет бдительно на страже, пусть противостоит злым деяниям, как написано: буди не ослабевая; поощряй же и твоего друга, егоже испоручил ecи. Не даждь сна твоима очима, ниже да не воздремлеши твоима веждома (Притч.6:3-4). Поэтому и здесь тоже присовокупляется: и ты аще возвестиши беззаконнику, и не обратится от беззакония своего, и от пути своего (беззаконна): той беззаконник в беззаконии своем умрет, а ты душу твою избавиши (Иез.3:19).

Беседы на пророка Иезекииля.

Прп. Никодим Святогорец

Когда Я скажу беззаконнику: «смертью умрешь!», а ты не будешь вразумлять его и говорить, чтобы остеречь беззаконника от беззаконного пути его, чтобы он жив был, то беззаконник тот умрет в беззаконии своем, и Я взыщу кровь его от рук твоих

См. Толкование на Иер. 15:19

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 18-19 Когда Я скажу беззаконнику: «смертью умрешь!», а ты не будешь вразумлять его и говорить, чтобы остеречь беззаконника от беззаконного пути его, чтобы он жив был, то беззаконник тот умрет в беззаконии своем, и Я взыщу кровь его от рук твоих. Но если ты вразумлял беззаконника, а он не обратился от беззакония своего и от беззаконного пути своего, то он умрет в беззаконии своем, а ты спас душу твою

Когда Я скажу нечестивому: „смертию умрешь!“ а ты не будешь возвещать ему и говорить, чтобы обратить его от нечестивого пути его и чтобы он жив был: то нечестивец тот умрет в беззаконии своем, а кровь его Я взыщу от твоей руки. Но если ты будешь возвещать нечестивому, а он не обратится от беззакония и от нечестивого пути своего: то хотя он умрет в беззаконии своем, однако ты спас душу свою.

Есть двое нечестивых или беззаконников, как перевели LХХ. Один, – который ничего не слышит от стража и умирает в беззаконии своем и кровь которого взыскивается от рук стража. Другой, – которому страж возвещает [слово Божие], но тот, пренебрегая тем, чтобы слушать, умирает по своей вине, но так, что страж остается не причастным его вине. Отсюда мы заключаем, что Бог для того угрожает нечестивому и говорит: смертию умрешь, чтобы он обратился от своего нечестивого пути и был жив. Ибо угроза [направляется] не против людей, а против грехов [или грешников], и не против тех, кои обращаются от пороков, а против тех, которые остаются во грехе, и большая разница – умалчивать о словах Божиих по трем причинам: или по причине страха, или по причине нерадения или по причине человекоугодливости. Поэтому и Исаия говорит: „горе мне несчастному, ибо я молчал» (Исаии гл. 6). В следующем же затем: ты спас душу свою слышится оное апостольское [изречение]: его же дело сгорит, отщетится, сам же спасется, такожде якоже огнем (1 Кор. 3:14), чтобы доказать, виновен или не виновен страж в смерти того, кто погиб. Ибо труд учителя служит ко спасению ученика.

Толкование на пророка Иезекииля.

Лопухин А.П.

Когда Я скажу беззаконнику: «смертью умрешь!», а ты не будешь вразумлять его и говорить, чтобы остеречь беззаконника от беззаконного пути его, чтобы он жив был, то беззаконник тот умрет в беззаконии своем, и Я взыщу кровь его от рук твоих

“Когда я скажу беззаконику”, т. е. поручу тебе сказать от имени Моего. Возможно, что кроме отдельных личностей под беззаконником и далее под праведником “разумеется существо идеальное, которое олицетворяет собою вид” (Генгстенберг). - “Смертию умрешь”. Сделанная впервые относительно райской заповеди (Быт II:17), эта угроза имеет и здесь такой же смысл, обнимая все земные бедствия, заключающиеся смертью. - “И ты, не будешь вразумлять его” - “по страху, лености или потворству” (блаж. Иероним). - “взыщу кровь его от рук твоих”. Выражение, заимствованное также (как “смертио умрешь”) из Быт (IX:5; ср. XIII:22). Нерадивый пророк наказывается Богом, как убийца (смертию). “Если виновный в смерти тела, имеющего все равно когда-либо умереть, считается столь тяжким преступником, то насколько тяжелее преступление виновного в смерти души, которая вечно жила бы, если бы услышала слово исправления” (св. Григорий Двоеслов).

Толковая Библия.

См. также Толкование на Иез. 3:16