Толкования на Иез. 11:23

Прав. Иоанн Кронштадтский

И поднялась слава Господа из среды города и остановилась над горою, которая на восток от города

В настоящее время, или вообще – в новозаветное время, уже нет этих величественных шествий славы Господней, равно как нет и пророков и пророчеств в собственном смысле: для этого было время – именно в Завете Ветхом, во время сеней, гаданий и видений. Нет именно потому, что Живущий во свете неприступном вездесущий Господь благоволил снизойти с неприступного престола Божества, не оставляя его, на землю, преискренне приобщиться нашей плоти и крови и пожить между нами, как между Своими братиями. А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные(Евр. 2,14). Он не стыдится называть их братиями, говоря: возвещу имя Твое (Отца) братиям Моим, посреди церкви воспою Тебя (Евр. 2,11–12). И мы, без всякого сомнения, счастливее не только вообще народа израильского, но и самых пророков, потому что пророки Божии о нашей благодати только прорекоша.

Дневник. Том II. 1857-1858.

Блж. Иероним Стридонский

И поднялась слава Господа из среды города и остановилась над горою, которая на восток от города

См. Толкование на Иез. 11:22

Лопухин А.П.

И поднялась слава Господа из среды города и остановилась над горою, которая на восток от города

Гора, которая на востоке от города, - Масличная, названная последним именем во 2 Цар XV:30; Зах XIV:4. Она 818 метров высоты и господствует над городом. По Захарии, с этой горы Бог произведет суд над нечестием и спасет свой народ. С нее вознесся Спасатель. По прямой линии на восток держит путь слава Господня: из святаго святых через порог храма, восточные ворота и восточную гору, не имея конечно надобности обходить ее. Эта гора составляла линию горизонта и, начиная от нее, пророк не мог уже следить за движением славы Господней, а только разве предполагать, что она пошла далее на восток, чтобы впоследствии оттуда же возвратиться в таинственный храм конца времен (Иез XLIII:2). Зачем остановилась на Елеонской горе слава Господня, об этом делают различные догадки. Елеонская гора лежала на крайней (восточной) периферии городского округа, как восточные ворота храма, у которых была предпоследняя остановка славы Господней, лежали на такой же периферии храма; а остановка здесь, как и там, славы Господней могла быть знаком тяжести для Господа расставания с своим вековым жилищем на Сионе. Это более вероятное предположение, чем то, по которому Бог с горы хотел смотреть на сожжение города (ход описания предполагает эту кару уже совершившеюся) или хотел остаться на ней до возвращения в новый храм (удаление в такую близость не могло быть столь сложным и торжественным); другие предполагают, что с этой горы слава Господня имела подняться на небо, а раввины говорят, что Шехина оставалась 3 месяца на горе, безуспешно призывая народ к раскаянию (Stanley, Palestine, р. 186).

Толковая Библия.