Толкования на Иез. 40:6

Свт. Григорий Двоеслов

Потом пошел к воротам, обращенным лицом к востоку, и взошел по ступеням их, и нашел меры в одном пороге ворот одну трость ширины и в другом пороге одну трость ширины

Описывается муж, у которого в руке трость мерительная. И вниде во врата зрящая на восток. Нo кто другой означается иаименованием сих врат, если не Сам Господь и Искупитель наш, Который соделался для нас дверью в царство небесное? Так как Он Сам говорит: никто же придет ко Отцу, токмо Мною (Ин.14:6). Но когда мы сказали, что тот же самый муж, с мерительными инструментами, представляет образ Господа, то нам надобно спросить, каким образом согласить, чтоб один и тот же Господь мог быть означаем, и чрез мужа, и чрез врата, тогда как муж входит во врата? Уже ли же он входит в себя Самого? – Точно так; потому что и в Евангелии Он Сам свидетельствует, говоря: не входяй дверми во двор овчий, но прелазя инуде, той тать есть и разбойник: а входяй дверми пастырь есть овцам (Ин.10:1-2). А чрез несколько после говорит: Аз есмь дверь (Там же, ст. 9). И еще присовокупляет: Аз есмь пастырь добрый (Там же, ст. 14). Итак, если пастырь входит чрез дверь, а дверь – Он Сам, Сам пастырь: то без сомнения Он входит чрез Себя Самого. Вот, желая объяснить смысл Иезекииля, мы присоединяем к нему и вопрос из Евангелия. Итак нам надобно спросить, каким образом и Сам Он входит, и чрез Себя Самого входит? Ибо Господь и Искупитель наш со святою Церковью, которую искупил, по плоти едино существо, по свидетельству Павла, который говорит: исполняю лишение скорбей Христовых во плоти моей за тело Его, еже есть Церковь (Кол.1:24). Этой главе своей радуется тело, то есть, святая Церковь, когда чрез Псалмопевца говорит: и ныне се, вознесе главу мою на враги моя (Пс.26:6). Так как некогда должна быть вознесена и сама она, то ныне уже радуется главе своей, вознесенной на небе над врагами ее. Итак, когда все избранные переходят к жизни, то потому, что члены Его чрез Него входят к Нему, Он Сам чрез Себя входит к Себе. Ибо Сам Он есть Тот, Который в членах своих входит, Сам глава, к которой входящие члены приходят. Это многообразно внушает Пророк Иезекииль, который говорит, что муж пришел к воротам, и показывает, что значат эти ворота, говоря: зрящая на восток (к пути восточному). Ибо путь для нас есть Сам Тот, Кто сказал: Аз есмь путь, истина и живот (Ин.14:6). Сам Он и восточный путь, о котором написано: се муж, восток имя Ему (Зах.6:12). Итак ворота обращены к востоку, потому что означают Того, Кто проложил нам путь к восхождению света.

Можно разуметь под именем ворот и всякого проповедника; потому что, кто своими устами отверзает нам дверь в царство небесное, тот служит воротами. Поэтому и двенадцать ворот описываются как в Апокалипсисе Иоанна (Откр.21:21), так и в последнем видении сего Пророка. Ни не прилично еще разуметь под именем ворот знание Св. Писания, которое, открывая нам смысл, отверзает дверь в царство небесное. Можем разуметь под именем ворот даже веру, которою принимаем мы первою, чтобы взойти в здания добродетелей. Поэтому здесь ясно присовокупляется: и взошел чрез ступени их (ворот).

Ибо что значат ступени сих ворот, если не заслуги добродетелей? Ибо, в познании ли Посредника Бога и человеков, человека Ииcyca Христа, в знании ли Божественного Слова, даже в самой вере, которую мы принимаем, мы восходим по степеням к высшим приращениям. Ибо никто вдруг не бывает совершенным, но в добром житии всякий начинает с меньшего, чтобы восходить к великому. Об этих степенях чрез Псалмопевца говорится: Бог в степенях ея (Церкви) будет познаваем, когда будет принимать ее (Пс.47:4). Ибо когда Господь принимает святую Церковь, тогда познается в степенях ее, потому что слава Его проявляется чрез ее наращения. Ибо насколько святая Церковь успеет в возвышении, настолько Бог делается ведомым для людей в силах Его. И об этих-то степенях блаженный Иов говорит: чрез все отдельные степени мои возвещу Его (Иов.31:37). Потому что всемогущего Господа чрез все свои отдельные степени возвещает тот, кто чрез приумножения добродетелей, которые он приемлет, всегда воздаст славу своего благоговения. Если бы не было степеней в восхождении сердечном, то Псалмопевец не стал бы говорить: пойдут от силы в силу (Пс.83:8).

Не дивно, если есть степени от силы в силу, когда каждая отдельная сила приумножается как бы некоторыми степенями, и таким образом чрез приумножения заслуг возводится к высшему. Ибо иное значат начала добродетели, иное успех (в ней), иное совершенство. Ибо, если бы самая вера не была возводима к совершенству своему чрез некоторые степени; то святые Апостолы не стали бы говорить: приложи нам веру (Лк.17:5). И к Ииcycy приходит некто, который желал исцеления сына своего, но вопрошенный о том, верует ли он, ответствует: верую, Господи, помози моему неверию (Мк.9:24). Прошу обсудить то, что говорится. Если он веровал, то почему называл (свою веру) неверием? А если он сознавал, что имеет неверие, то каким образом веровал? Но поелику вера чрез сокровенное вдохновение благодати растет по степеням заслуг своим: то в одно и то же время тот, кто еще не совершенно веровал, и веровал, и вместе был неверующими.

Эти именно степени Господь описывает под именем жатвы, говоря: тако есть царствие Божие, якоже человек вметает семя в землю: и спит, и востает нощию и днию: и семя прозябает и растет, якоже не весть он. От себе бо земля плодит прежде траву, потом клас, таже исполняет пшеницу в класе. Eгдa же созреет плод, абие послет серп, яко наста жатвa (Мк.4:26-29). Человек бросает семя в землю, когда насаждает в сердце своем доброе намерение (решимость). И после того, как бросил семя, спит, потому что в надежде доброго дела успокоивается. Но он встает ночью и днем, потому что усовершается среди несчастья и счастья. А семя прозябает и растет, когда он о том не знает; потому что и тогда, когда еще он не может измерить своих наращений, однажды начатая добродетель ведется к совершенству. И земля сама собою плодит; потому что по предваряющей благодати душа человека охотно встает для плодоприношения доброго делания. Но эта самая земля по себе производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе. Потому что производить зелень значит иметь еще нежность доброго начала. Но зелень переходит в колос, когда добродетель, укоренившаяся в душе, переходит в совершенство доброго делания. Полное же зерно в колосе производит, когда добродетель достигает уже такого совершенства, что может быть делом прочным и совершенным. И когда созреет плод, тотчас посылает серп; потому что настала жатва. Ибо всемогущий Бог посылает серп к произведенному плоду, и срезывает свою жатву тогда, когда, доведши кого-либо до совершенных дел, произнесенным определением пресекает временную жизнь его, чтобы переместить зерно свое в небесные житницы. Итак, когда мы начинаем иметь добрые желания, тогда бросаем семя в землю. Когда же начинаем действовать праведно, тогда мы зелень. А когда возрастаем до совершенства в добром делании, тогда мы переходим в колос. И когда укрепляемся в совершенстве этого самого доброго делания, тогда мы уже приносим полное зерно в колосе.

Ибо зеленью был Петр, который, во время страдания по любви следуя за Господом, убоялся исповедать Его на вопрос служанки (Лк.22:57). Ибо зелень была еще в уме, потому что он веровал в Искупителя всяческих, но, будучи еще весьма колеблемым, был попираем ногою страха. Он возрос уже в колос, когда по благовестию Ангела увидел в Галилеи живым Того, Кого страшился исповедать умирающего. Но он соделался полным зерном в колосе, когда при сошествии свыше Духа, и при укреплении в любви к Нему (Искупителю) своего духа, соделался твердым до того, что битый презирал силы преследующих, и под ударами свободно проповедовал Искупителя своего (Деян.5:20). Итак никто, видящий себя еще в зелени ума к доброму предположению, не должен отчаиваться; потому что жито Божие начинает с зелени, чтобы быть зерном. – Итак муж, имеющий инструменты мерительные, приходит к воротам; потому что Господь и Искупитель наш при входе Своих членов приводится к Себе. И Он восходит по степеням их (ворот); потому что при нашем усовершенствовании Он тем более возвышается для нас, чем яснее познается высоким и непостижимым. Он Сам называется восходящим по степеням наших добродетелей; потому что тем высшим Он показывается нам, чем далее наша душа отделяется от предметов дольних. – Далее следует: и измерил порог ворот тростию единою в широту, то есть, один порог одною тростию в широту.

Почему после того, как сказано, порог ворот, тотчас присовокупляется: один порог, если не потому, что ясно внушает, что будет еще сказано: есть еще ниже другой порог? Но ворота поднимаются вверх с порога, чтобы быть воротами. Итак, если ворота есть Господь, то кто служит порогом этих ворот, если не те древние отцы, от рода коих благоволил воплотиться Господь? – Так как чрез Павла говорится: ихже отцы, и от нихже Христос по плоти, сый над всеми Бог благословен во веки (Рим.9:5). Но надобно заметить в этой мысли Павла, что в ней названы боги и прочие из людей, как Моисею говорится: се, дах тя бога Фараону (Исх.7:1). И чрез Псалмопевца говорится: Аз рех, бози есте (Пс.81:6). И еще: Бог ста в сонме богов (Пс.81:1). Но иное значит называться Богом по имени, а иное – по естеству. И если Моисей был богом для Фараона, то называется богом среди всех, но не над всеми. Но воплотившийся во чреве Девы называется Богом над всеми. Итак порогом ворот служат древние отцы, от которых родился Тот, Кто отверз нам вход в царство небесное. Но порог ворот измеряется одною тростию; потому что самые древние отцы, которые могли проповедывать нашего Искупителя и пророчеством, и добродетельною жизнью, имели как бы шесть локтей в совершение дела, и пядень в начале созерцания. Поелику же и совершенное делание, и начатое созерцание возвысило жизнь их в единение веры, то мера порога заключалась в единой трости. – Далее следует: и спальню одною тростию в долготу, и одною тростию в широту (Иез.40:7 - прим. ред).

Беседы на пророка Иезекииля.

Прп. Ефрем Сирин

Потом пошел к воротам, обращенным лицом к востоку, и взошел по ступеням их, и нашел меры в одном пороге ворот одну трость ширины и в другом пороге одну трость ширины

См. Толкование на Иез. 40:3

Лопухин А.П.

Потом пошел к воротам, обращенным лицом к востоку, и взошел по ступеням их, и нашел меры в одном пороге ворот одну трость ширины и в другом пороге одну трость ширины

“Потом пошел” муж - ангел ст. 3, а пророк мог стоять на прежнем месте, откуда виден был ангел и все его действия. Если ангел в ст. 3 стоял уже около восточных ворот, а не северных (что возможно - см. объяснение ст. 3), то он здесь подходит к ним ближе для измерения. - “К воротам” во внешней стене храма, ведущим во двор храма. - “Обращенным лицом к востоку”. Кроме них были еще северные и южные ворота; все три были совершенно одинакового устройства и величины; посему подробно описываются только одни восточные ворота, как главные и святейшие, через которые входит Иегова (XLIII:4) - “И взошел” для измерения. - “По ступеням их”, которые, как видно из дальнейшего, были устроены не в стене, а снаружи ее, не входили в ее черту. Двор храма предполагается находящимся, как в Соломоновом храме, на террасе горы. Из ст. 22 и 26 видно, что этих ступеней было 7, каковое число LXX ставит и здесь: “и вниде во врата зрящая на восток седми степньми” (вместо “взошед”, вайаал, читали шева, “семь”). - “И нашел меры в одном пороге ворот одну трость ширины”. Вся толщина стены, равная трости, т. е. 6 локтям, поперечно прорезывалась воротами, порог которых (см. план 1:А) посему должен быть шириною тоже в эту трость, т. е. в 6 локтей см. план 1, а-b. Ширина для порога громадная и говорящая о святости места, куда вели ворота. - “И в другом (букв.: “и в одном”) пороге одну трость ширины”. Буквальное повторение предыдущей фразы, бросающее тень на подлинность (диттография); если текст верен, то может разуметься порог противоположной стороны сооружения ворот (c-d), о котором речь в ст. 7 (но о нем здесь речь преждевременна и потому неясна) или же так называемый у греков “верхний порог”, верхний косяк, перекладина дверей, 'uperqurion, в отличие от нижнего порога, 'upoqurion, superbus в отличие от inferus (Naevius apud Movium IV, 278. Plant. Маc. V, 1. Розенмюллер.), - но указывать меру для такого порога лишне, - в виду его равенства с нижним. LXX “порог” передают ailam, что у LXX всегда транскрипция евр. улам “ притвор” - так называют они здесь порог (евр. саф) должно быть за большую величину этого порога (ет-саф немного похоже по начертание на улам). Слав. перед речью о пороге = елам имеет вставку: “и измери фе, шесть о сию страну, шесть же об ону”; фее транскрипция евр. та, боковая комната; об этих комнатах в евр. речь только в 7 ст. и их там и по LXX насчитывается только по 3 с каждой стороны ворот, а не по 6 как здесь, следовательно, слав. т. допускает какие-то комнатки в наружных сенях ворот.