Толкования на Иез. 40:9

Свт. Григорий Двоеслов

а в притворе у ворот намерил восемь локтей и два локтя в столбах. Этот притвор у ворот со стороны храма

Муж, коего вид был как бы вид меди, измерил вход ворот восемью локтями, а фронтон их двумя локтями. И чтобы мы не думали, будто вход ворот находится вне ворот, присовокупляется: вход же ворот был внутри. Что же означается внутренним входом, если не широта вечной жизни, которая в душе уже начинается чрез надежду даже среди теснот настоящей жизни? О ней чрез Псалмопевца говорится: входите во врата Его со славословием, во дворы Его с хвалою (Пс.99:4). Ибо когда мы со слезами исповедуем грехи свои, тогда входим во врата жизни тесной. Когда же после них переводимся в жизнь вечную, тогда входим чрез врата во дворы наши со славословием; потому что там уже не будет тесноты, когда нас обымет радость непрестаемого блаженства. По причине тесноты нашего исповедания Истина говорит: внидите узкими враты (Мф.7:13). И когда Псалмопевец воображал, что он принимается в широту вечной радости, говорил: поставил ecи на пространне нозе мои (Пс. 30:9). Следовательно, он чрез ворота стремится ко двору, потому что к широте торжества переходит из тесноты исповедания. Итак те радости, которые у Давида называются дворами, у Иезекииля называются входом внутренним. Поэтому этот самый вход называется измеренным осмью локтями. Ибо там должны быть приняты все те, которые здесь и подвизаются в совершении дел, и стремятся к вечным радостям чрез благодать созерцания.

Нe без основания видимая мера полагается в восемь лакоть; потому что на семь дней развертывается все время. Ибо вечный день, который последует по исполнении переменяемости семи дней, именно есть осмой. Поэтому и Псалмопевец, рассуждая о дне воскресения, так как он намерен был говорить о строгости последнего суда, предпослал заглавие, говоря: в конец, в песнех о осмом псалом Давиду (Пс.6:1). Ибо для того, чтобы показать, о каком осмом дне, чрезвычайно страшном, говорит он, в начале псалма говорит: Господи, да не яростию твоею, обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мене (Пс.6:2). Ибо кто исправляется только розгами, и от выговоров делается лучшим, тот наказывается в кротости, а не во гневе. Но на строгом оном испытании всякое обличение есть ярость и гнев, потому что после осуждения нет прощения. Причиною сего осмеричного числа служит то, что Господь благоволил воскреснуть от смерти после субботы. Потому что день Господень, который есть третий от смерти Господней, от сотворения дней считается осмым, потому что следует за седьмым. Поэтому и самое истинное страданиe нашего Искупителя, и истинное воскресение, прообразовали нечто о Его теле в днях страдания Его. Ибо в шестой день недельный Он пострадал, в субботу Он покоился во гробe, а в воскресный день воскрес от смерти. Так как настоящая жизнь для нас есть еще шестой день недельный, потому что проводится в скорбях, и терпит мучения в теснотах. Но в субботу мы покоимся как бы во гробе, потому что находим успокоение души после тела. Но в день воскресный, именно в третий от страдания, осмой, как сказали мы, от сотворения, мы уже телом воскресаем от смерти, и в славе души мы будем радоваться даже с плотью. Итак, что Спаситель наш дивно устроил в Себе, то истинно обозначил в нас, так чтобы нас преемственно обымали, и скорбь в шестой, и успокоение в седьмой, и слава в осмой. Поэтому чрез Соломона говорится: даждь часть седмим, и осмим: яко не веси, что будет лукаво на земли (Еккл.11:2). Ибо мы даем часть седьмым и осмым тогда, когда тем, что развертывается в семи днях, располагаем так, чтобы чрез это достигнуть благ вечных, чтобы, делая это с крайнею осторожнocтью, после избежать гнева грядущего страшного суда. Итак, восемью локтями измеряется вход внутренний; потому что чрез свет, который cледует за семью днями, открывается нам широта вечности.

Но никто к ней не приходит, если он здесь не будет содержать в благоговейном сердце любви к Богу и ближнему. Поэтому и присовокупляется: а фронтон его двумя локтями. Так как фронтон ворот есть доброе препровождение настоящей жизни. Ибо, как под входом внутренним должно разуметь вечное успокoeниe, так фронтоном ворот необходимо означается качество видимой жизни. Итак фронтон ворот измеряется двумя локтями; потому что кто здесь озаботится сохранением любви к Богу и ближнему, тот достигнет двора вечности. Поэтому для того, чтобы жизнь наша имела меру в два локтя, она ежедневно должна простираться на любовь к Богу и вместе к ближнему. Ибо не истинная та любовь, которая имеет менее двух локтей. Почему Моисей, изображая добродетели избранных цветами одежд, повелевает в украшении Первосвященника употреблять червлень дважды намоченную (Исх.28:5). Ибо что означается червленью, если не любовь, которая всегда горит пламенем расположения. Но червлень дважды омочается, когда наша любовь горит не только благоговением к Богу, но и расположением к ближнему. Ибо кто любит Бога так, что оставляет попечение о вверенном ему ближнем, в том червлень еще однажды намочена. И кто любит ближнего так, что уменьшает стремление, которым должен пламенеть к Богу, в том нет еще цвета сугубо намоченного. Итак мы должны любить и тех, с которыми живем, и всем сердцем стремиться к Тому, в Ком истинно должны мы жить. Ибо вот к вере и к слушанию слова всемогущего Бога мы, которые по-видимому имеем благочестивое настроение, сошлись из различного качества миpa, и собрались к соединению с святою Церковию из непохожих одни на другие неравностей, так что по-видимому ясно совершилось то, что об обетовании Церкви говорится чрез Исаию: и пастися будут вкупе волк со агнцем, и рысь почиет с козлищем (Ис.11:6). Ибо по внутренней святой любви волк пасется с агнцем; потому что те, которые в мiре были хищниками, в мире живут с тихими и кроткими. И рысь почивает с козлищем, потому что тот, кто был испещрен пятнами грехов своих, согласуется в смирении с тем, кто презирает себя и признает себя грешником. Там еще присовокупляется: и телец и юнец и лев вкупе пастися будут; потому что тот, кто сокрушенным сердцем готов на ежедневное жертвоприношение себя Богу, и другой, который, как лев жестоко ярился от свирепости, и третий, который, как овца, продолжал жизнь в простоте своей невинности, сошлись в овчарнях святой Церкви. Вот какова любовь, которая различия душ зажигает, сожигает, расплавляет, и превращает как бы в один вид золота. Но при таковой избранных взаимной любви, им необходимо поспешать к Тому, на Кого с вечною радостию взирать на небе они заслуживают. Ибо един есть Господь и Искупитель наш, Который и здесь связывает сердца избранных своих единодушием, и всегда побуждает их чрез внутренние желания к любви вышней. Поэтому и там присовокупляется: и отроча мало поведет я (Ис.11:6). Кто это малое отроча, если не Тот, о Ком написано: Отроча родися нам, Сын и дадеся нам (Ис.9:6). Он вместе и грозит пасомым; потому что, дабы мы не прилепляли сердец наших к вещам земным, Он ежедневно воспламеняет их желанием внутренним. И эта самая угроза Его состоит в непрестаемом воспламенении нас к любви Его, дабы мы, взаимно любя друг друга, не остановились душою в этом изгнании, дабы покой сей жизни не понравился нам так, чтобы доводил нас до забвения об отечестве, дабы душа, услажденная счастием, не расслабевала. Поэтому Он, и к дарам Своим примешивает наказания, дабы для нас все, что услаждало нас, делалось горьким, и в душе возгорался тот огонь, который всегда к небесному желанию нас беспокоит, возбуждает, и, так сказать, увеселительно угрызает, приятно мучит, весело печалит. Итак отроча малое грозит нам, потому что Тот, Кто не много был унижен пред Ангелами, по любви оказанной нам, не дозволяет нам прилеплять души к этому миpy. Итак дважды омочена в нас червлень, если мы и здесь любим ближних своих, как себя самих, и к Виновнику всего поспешаем вместе с теми, которых любим. Итак, если жизнь наша дважды омочается совершенною любовью, то фронтон ворот измеряется в нас двумя локтями. Поэтому, учитель ли означается именем ворот, или Св. Писание, или вернее вера; в мере того и другого локтя не неприлично разуметь любовь, которую истинно проповедует тот, кто учит любви к Богу и ближнему; и самое знание несомненно то, которое любовь устрояет; и вера крепка та, которая выражается в любви к Богу и ближнему. – Далее следует: далее спальни ворот к пути восточному, три с одной стороны, и три с другой, и мера едина трех (Иез.40:10).

Беседы на пророка Иезекииля.

Лопухин А.П.

а в притворе у ворот намерил восемь локтей и два локтя в столбах. Этот притвор у ворот со стороны храма

“Восемь локтей”. Если в 8 ст. указывается ширина улама, “притвора ворот”, портика Е, то здесь другое измерение - его длина; если же нет, - то здесь ширина. Так или иначе, - это была уже настоящая зала, комната, не квадратная сторожка лишь, как та или фее. Изящно изукрашенная (XLI:26) с двумя массивными колоннами, о которых сейчас речь, эти комнаты ворот служили вероятно для собраний вроде описанного в XI:1 и д. и жертвенных трапез (XLIV:3). При входе уже в самый двор храма, хотя двор еще внешний (так свят был и он), эти комнаты, которые в этом же месте имели все трое внешних ворот храма, являлись преддверием храма, заставляя ощущать близость и этим подготовляя ко входу в храм. LXX: “елам же вратный (pulwnoV - портал), иже близ елама дврнаго (т. е. пилястры, отделяющей от первого последнее фее) осми лакот”. - “И два локтя в столбах”. Эти столбы могли стоять только у западного, ведущего уже во двор храма, выхода портика, и их ширина, несомненно равна и длине, - т. е. толщина равна была толщине стены портика и всего сооружения ворот. Такие же столбы были и во внутренних воротах (ст. 26, 31) и в самом храме (XLI:3) и должны были иметь подобное же символическое значение, как известные Иахин и Воаз в Соломоновом храме (см. объяснение 3 Цар VII:21). LXX: “аилв” транскрипция евр. ейлав - аил, столб (см. объяснение ст. 7) во мн. ч. с местоимением “его”. - “Этот притвор у ворот со стороны храма”, т. е. он находился не с наружной части ворот, а с внутренней, со стороны самого храма (точнее - его внешнего двора). Замечание важное в виду того, что во внутренних воротах, было наоборот; см. ст. 36, 30. Гитциг обращает внимание на то, что длина “притвора ворот” равна 1/5 длины всего здания ворот (40 локтей), как и длина храмового притвора (12 локтей) 1/5 длины храма (62 локтя).