Толкования на Иез. 47:12

Свт. Иоанн Златоуст

И над реку взыдет, на брезе ея оба полы, всяко древо ядомое, и будет плод их в снедь, и прозябение их во здравие

«И плоды на них не будут истощаться». Когда проповедуется Христос, вно­сится светильник. Обыкновенно и пророки возжигают светильник Хри­сту, как говорит, например Давид: «приготовил Я светильник помазанному Моему» (Пс.131:17). Чувственный светильник отвлек наше внимание. Но ты обрати светильник на то, о чем сейчас говорится: «на берегах потока много было дерев по ту и другую сторону, и плоды на них не будут истощаться». Не старых деревьев был плод, а новых. Новые, говорит, деревья, новые плоды. «Совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового» (Кол.3:9,10).

Беседа на слова: Господь воцарился, да радуется земля.

Прп. Ефрем Сирин

И над реку взыдет, на брезе ея оба полы, всяко древо ядомое, и будет плод их в снедь, и прозябение их во здравие

Сие говорит Пророк о совершенных в деле и слове, которые приносят жертвы, десятины и дары свои, в новомесячия и праздники свои, и которые держатся и связуются Божиею силою. На древах сих в начале каждого месяца будут новые плоды, ибо воды, которые пьют они, от святилища исходят, и будет плод их в снедь и прозябение их во здравие. Сим означаются животворные и спасительные законы. И те, которые омываются в сих водах, то есть, не отступают от закона, уподобятся высоким деревам, растущим на берегах потока, и будут, яко древо насажденное при исходищих вод, еже плод свой дает (Пс.1:3).

Примечательно, что Бог шестьдесят два раза называет Иезекииля: сыне человечь, и пятнадцать раз дом Израилев именует преогорчевающим.

Лопухин А.П.

У потока по берегам его, с той и другой стороны, будут расти всякие дерева, доставляющие пищу: листья их не будут увядать, и плоды на них не будут истощаться; каждый месяц будут созревать новые, потому что вода для них течет из святилища; плоды их будут употребляемы в пищу, а листья на врачевание

Дерево на берегу реки - принятый в Библии образ праведника Пс I:3; Иер XVII:8. По св. Амвросию (в толк. на Откр XXII), плоды означают добрые дела, а целительные листья - слово проповеди. Палестинская сикомора подходит к этому описанию своим неоднократным плодоношением в году и могла предносится здесь уму пророка. Целебные растения, конечно, известны были ранее основания медицины как науки; см. Сир XXXVIII:1-8, по которому “от Вышнего врачевание”; ср. Откр XXII:2. Врачевание, евр. ap. leg. LXX: eiV 'ugieian, «во здравие», но в Откр eiV qerapeian; ср. _Быт II:9: Древо жизни; Odys. Vll, 114: сады Алкиноя.