Толкования на Ион. 2:9

Свт. Кирилл Иерусалимский

Чтущие суетных и ложных богов оставили Милосердаго своего

Предвидя, что иудеи будут склонять воинов ко лжи, и говорить «рцыте, яко украдоша Его» (Мф. 28, 13), сказал: «хранящии суетная и ложная, милость сию оставиша». Ибо пришел милосердующий о них, но был распят и воскрес, давши честную Свою кровь за иудеев и язычников. Но они говорят: «рцыте, яко украдоша Его» (Мф. 28, 13), (они), «хранящии суетная и ложная» (Ион. 2, 9).

Поучения огласительные. Поучение 14.

Свт. Павлин Милостивый

Чтущие суетных и ложных богов оставили Милосердаго своего

См. Толкование на Ион. 2:7

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 9-10 Хранящии суетная и ложная милост свою оставиша. Аз же со гласом хваления и исповедания пожру Тебе, елика обещах, воздам Тебе во спасение мое Господеви

Другие, говорит, непознавшие Тебя, Владыку и Творца всяческих, уловленные сетями суетности и воздававшие лжеименным богам поклонение и наблюдающие за полетом птиц с надеждою на них и пасущие беззаконныхь – не ищут у Тебя милости и никогда не имеют в себе упование на нее. Я же отнюдь не подобен им, но знаю Тебя, – помощника и благого и многомилостивого. Посему с воплем и мольбою буду, говорит, исповедывать Тебя и как самый благовонный фимиам вознесу Тебе песни, очевидно, благодарственные, и принесу Тебе духовные жертвы, – прославление и славословие, a также совершу, и весьма охотно, обеты во спасение, то есть, то, что содействует моему спасению и приносит пользу моей душе. А это было послушанием всему, угодному Богу и исполнением пророческого служения, по уничтожении всякой медлительности и малодушия.

Итак пророк молится, находясь в ките. Это был прообраз человеческий, истинный же образ этого события, то есть Христос, открылся пред честным крестом, когда Он уже при самом наступлении страданий, говорил небесному Отцу: «аще возможно есть, да мимо идет от Мене чаша сия» (Мф. 26, 39). Он находился в великом страхе и был как бы объят им. Но снизшедши в подземные страны, сказал ли он что-нибудь человеческое, об этом знает только он; ибо утверждать это опасно. Впрочем, мы увидим, что божественный Петр относит к Нему слова, сказанные Давидом: «яко не оставиши душу мою во аде, ниже даси преподобному твоему видети истления» (Псал. 15, 10); ибо Он воскрес в третий день «яко не бяше мощно» (Деян. 2, 24), чтоб Он, будучи жизнию по природе, мог быть удержан узами смерти.

Толкование на книгу пророка Ионы.

Прп. Симеон Новый Богослов

Чтущие суетных и ложных богов оставили Милосердаго своего

См. Толкование на Ион. 2:7

Блж. Иероним Стридонский

Хранящие тщетно суетное оставят (или оставляют) милосердие свое

Бог по природе милосерд и готов по благости спасти тех, которых не может спасти по правосудию; но мы по своей вине утрачиваем и оставляем всегда готовое и самопредлагающее себя милосердие Божие. Сказал же он не: «делающие суетное», ибо «суета суетствий, всяческая суета», – (Еккл. 1, 2), чтобы не казалось, что все осуждаются и что всему роду человеческому отказывается в милосердии, а: «хранящие суетное» или «ложное», отдающиеся этому с сердечным увлечением, – которые не только делают, но и хранят суетное, любя его и считая как бы за найденное сокровище. При этом обрати внимание на величие души пророка: находясь в морской глубине, будучи окружен постоянным мраком во чреве такого чудовища, он не думает о собственной опасности, но пускается в общие рассуждения о природе. «Оставят», – говорит, – «милосердие свое.» Хотя было оскорблено милосердие, под которым мы можем понимать самого Бога, ибо «щедр и милостив Господь, домотерпелив и многомилостив» (Псал. 142, 8), однако оно не оставляет тех, которые хранят суетное, не отвращается от них, а ожидает их обращения; но они по собственной воле оставляют милосердие, которое ждет и само предлагает себя им. Можно это отнести и к лицу Господа, как пророчество о вероломстве иудеев, которые, считая себя хранящими заповеди человеческие и правила фарисеев, составляющие суету и ложь, оставили Бога, который всегда миловал их.

Толкование на книгу пророка Ионы.

Тертуллиан

Чтущие суетных и ложных богов оставили Милосердаго своего

См. Толкование на Ион. 2:7

Лопухин А.П.

Чтущие суетных и ложных богов оставили Милосердаго своего

См. Толкование на Ион. 2:2