Толкования на Иов. 13:4

Дидим Слепец

Ст. 4-5 А вы сплетчики лжи; все вы бесполезные врачи. О, если бы вы только молчали! это было бы вменено вам в мудрость

Неправедный врач - это тот, кто, попросту говоря, предписывает страждущим такие средства, которые не оказывают пользы. Это может происходить по двум причинам: или от неопытности врача, или от злого умысла. Эти [друзья], которых обличал Иов, говорили ему: «Ты страдаешь за грехи» - скорее по невежеству, чем по зловредности. Они думали привести слова утешения, но на самом деле были негодными из-за неведения [настоящей] причины. А слова: все вы - целители злых - он говорит, видимо, против тех, которые много мнят о себе, будто они способны исправить трудные обстоятельства, в которые попали другие. <…> Он молится о том, чтобы они имели познание времен, когда должно говорить, а когда молчать, зная, что они ошибаются. Ибо это будет для них началом и преддверием мудрости. Ибо, если они познают, что бывают скорби и по другой причине - ради того, чтобы открылась внутренняя добродетель, - у них будет мудрость. <…> В книге Притч говорится: И глупцу, вопросившему о мудрости, мудрость вменится. Ибо когда кто-то уразумеет, что нуждается в научении и просвещении учителя, это вменится ему в мудрость. Ибо как способный говорить о мудрости и научать ей есть мудрец и учитель, так отчасти мудр и тот, кто способен вопросить о том, о чем должно вопросить. А глупцом он назвал его не потому, что тот был совершенно безумным, но потому, что имел некоторый недостаток.

Комментарии на Книгу Иова.

Лопухин А.П.

Ст. 4-5 А вы сплетчики лжи; все вы бесполезные врачи. О, если бы вы только молчали! это было бы вменено вам в мудрость

При решении Иова перенести свое дело на суд Бога друзьям остается замолчать. Их молчание было бы приятно («о, если бы») для страдальца, так как своею ложью, - прямым обвинением в грехах (Иов. 11:6) и предположением их (Иов. 5:17), они причиняют ему страдания (Иов. 19:2), а рассуждениями о божественной премудрости, советами ввериться ей так же мало утешают (Иов. 16:2), как мало облегчает больного не понимающий болезни врач. Кроме того, молчание, как доказательство сознаний друзьями своей неправоты, свидетельствовало бы об их уме и мудрости (Притч. 10:19; 17:28), которыми они так хвалятся.

Толковая Библия.