Толкования на Иов. 14:7

Свт. Григорий Двоеслов

Ст. 7-10 Для дерева есть надежда, что оно, если и будет срублено, снова оживет, и отрасли от него выходить не перестанут: если и устарел в земле корень его, и пень его замер в пыли, но, лишь почуяло воду, оно дает отпрыски и пускает ветви, как бы вновь посаженное. А человек умирает и распадается; отошел, и где он

Так как в буквальном смысле слова Иова ясны, нам следует обратиться к внутреннему содержанию, то есть исследовать, как их понимать духовно. В священном Писании под деревом иногда понимается крест [Христа], иногда праведный муж или даже муж нечестивый, иногда же - воплощенная Премудрость Бога. Крест обозначен как дерево, когда говорится: Положим ядовитое дерево в пищу его (Иер. 11:19); ибо положить дерево в пищу означает приложить крест к телу Господа. Опять же, деревом назван муж праведный, но и муж нечестивый, когда Господь говорит через пророка: Я, Господь, высокое дерево понижаю, низкое дерево повышаю (Иез. 17:24). Согласно слову той же Истины: Ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лк. 14:11). Вот и Соломон говорит: и если упадет дерево на юг или на север, то оно там и останется, куда упадет (Еккл. 11:3). В день смерти своей праведный муж упадет на юг, а неправедный - на север, ибо праведный благостью Духа приведен будет к радости, а грешник, вместе с отступником ангелом (который сказал: взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера (Ис. 14:13), будет брошен в его ледяное сердце. Далее, дерево обозначает и воплощенную Премудрость Божию, как написано: Она - древо жизни для тех, которые приобретают ее (Притч. 3:18). И как Сама Она говорит: Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет (Лк. 23:31)? Вот и здесь [в словах Иова] дерево поставлено над человеком, а человека как понимать, если не его плоть? И что обозначено деревом, как не жизнь праведника? Для дерева есть надежда, что оно, если и будет срублено, снова оживет. Если праведник мучительно и терпеливо стремится к истине, то в зеленеющей вечной жизни он воспрянет; тот, кто в этой жизни показал себя зеленеющим в вере, в той жизни расцветет в полную силу. И отрасли от него [выходить] не перестанут. Часто бывает так, что под воздействием страданий праведника верующие возрастают в их любви к небесной родине. Они воспринимают [спасительную] свежесть духовной жизни, радуясь тому, что здесь они с большей решимостью подвизались ради Бога.

Нравственные беседы.

Прп. Ефрем Сирин

Ст. 7-10 Для дерева есть надежда, что оно, если и будет срублено, снова оживет, и отрасли от него выходить не перестанут: если и устарел в земле корень его, и пень его замер в пыли, но, лишь почуяло воду, оно дает отпрыски и пускает ветви, как бы вновь посаженное. А человек умирает и распадается; отошел, и где он

Здесь блаженный Иов выступает в роли учителя и пророка, и через символ дерева, возрождающегося к жизни, он предрекает свое возвращение в прежнее состояние. В то же время Иов пророчит, что человеческое существо изменится во всей полноте. Воздавая благодарения благоуханию крещенской воды, человеческий род даст новые ростки. И, покрытая молодой листвой, природа человека возвратит себе достоинство прежней своей красоты. И тогда она вновь насажена будет смертью Господа.

Комментарий на Книгу Иова.

Лопухин А.П.

Ст. 7-12 Для дерева есть надежда, что оно, если и будет срублено, снова оживет, и отрасли от него выходить не перестанут: если и устарел в земле корень его, и пень его замер в пыли, но, лишь почуяло воду, оно дает отпрыски и пускает ветви, как бы вновь посаженное. А человек умирает и распадается; отошел, и где он? Уходят воды из озера, и река иссякает и высыхает: так человек ляжет и не станет; до скончания неба он не пробудится и не воспрянет от сна своего

Продолжение прежней мысли. Со стороны пользования жизнью участь человека печальнее участи дерева. Срубленное или посохшее, оно при благоприятных условиях (ст. 9) продолжает существовании в отпрысках, побегах. Умерший же человек не возвратится к жизни «до скончания неба» (ст. 12), т. е. никогда, так как небеса вечны (Пс. 88:30; Пс. 148:6; Иер. 31:35), при конце мира они подлежат изменению, но не уничтожению (Ис. 65:17; Ис. 66:22; 2 Пет. 3:13). Безвозвратное исчезновение полного жизни человека напоминает бесследное исчезновение вод (ст. 11, ср. Ис. 19:5).

Толковая Библия.