Ст. 13-14 А говорил в сердце своем: взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему
Сколь беспощадным в отношении рабов Божьих может быть тот гордец, который перед Богом себя возвеличивает и говорит: Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой, и сяду на горе, возвышающейся над горами высокими, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему? Поэтому что удивительного, если может делать жизнь людей тяжкой тот, кто в своем упорстве и Богу не подчиняется? Как не отступит от истины и сохранит верность людям тот, кто утверждает в святотатственной и бесстыдной лжи, что он равен Всемогущему Богу? Как может клеветать лишь в единичных случаях тот, кто бросил вызов всей земле, потряс царей, превратил целый свет в пустыню и разрушил города, а тех, которые были в плену, не освободил? Остережемся же, чтобы он не разрушил стены нашей души, не снес укрепления нашего духа, не вознес выше звезд свой трон. Он возносит его выше звезд, когда вводит в заблуждение избранного, когда обманывает праведного, чьи дела сияют, как звезды на небе.
Так как Господь Иисус послушанием искупил род людской и восстановил справедливость, а змей неповиновением ввел грех, мы можем заключить из этого, сколь порочна гордыня, чей создатель - дьявол, которого пророк изображает говорящим: Вознесу престол мой над облаками и буду подобен Всевышнему. Итак, хотя сам он, не воздавший хвалу Господу Богу нашему, является порочнейшим в своем желании сравняться с Всевышним и стать подобным Ему, его ученик описывается апостолом как настолько нечестивый, что уже считает себя равным и подобным Богу. Ибо написано: Откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом (2 Фес. 2:3-4). Итак, учитель мнил себя подобным, этот - превосходящим. И потому Господь сказал Своим ученикам: Больше сих сотворите (Ин. 14:12), чтобы тем, у которых змей отнял больше, чем сам потерял, Христос мог даровать творить большее, чем Сам творил на земле. Ведь Он пожелал обмануть князя мира в Себе, в учениках же - торжествовать.
Изложение Псалма.
Ст. 13–17 Ты же рекл еси во уме твоем: на небо взыду, выше звезд небесных поставлю престол мой, сяду на горе высоце, на горах высоких, яже к северу: взыду выше облак, буду подобен Вышнему. Ныне же во ад снидеши, и во основания земли. Видевшии тя удивятся о тебе и рекут: сей человек раздражаяй землю, потрясаяй цари, положивый вселенную всю пусту и грады ея разсыпа, плененых не разреши
Говорит, что он постигнут был неожиданными бедствиями и очутился в нечаемо ужасном положении и едва из самого дела познал, что он был человек, подобный людям, прежде него умершим. Ибо что касается слов гордости и богоненавистного превозношения и крайней надменности; то, говорит, казалось, что ты немногим уступал высоте божественного величия; ты ожидал, что тебе будет доступно и самое небо, что твой трон будет соперничествовать с высочайшими престолами; ты безрассудно думал, что ты равен Богу и выше твари; ты воображал, что ты выше облаков и находишься выше самых звезд. Но ты обличен, неразумно помысливший так; исход дел изобличил твое безрассудство, ибо ты нисшел во ад и в основания земли. И это говорит, чтобы обозначить может быть страну, находящуюся в самом низком месте, то есть тьму кромешную. Ты же будешь чудом (предметом удивления) для тех, которые увидят это, и совершенно справедливо; ибо великие перемены, особенно совершающиеся сверх ожидания, приводят в удивление тех, которые видят их. Какое же это чудо и что будут говорить о нем? Ибо скажут: человек ли это? Пострадавшего таким образом едва назовут человеком потому, что может быть издавна привыкли бояться говорить это. Но это – тот самый человек, раздражаяй землю, потрясаяй цари, положивый вселенную всю пусту, и гради ея разсыпа. Не без основания дивились тому, что один человек приводил в волнение всю поднебесную, потрясал царями, всю обитаемую вселенную сделал пустынею и разрушал города. И сверх этого что еще иное? Плененных, находящихся в приведении у него (τούς ἐν επαγωγῆ), не разреши. Но Поелику в некоторых из списков (Священного Писания) читается: находящихся в отведении (τούς ἐν ἀπαγωγῆ), то желающему понимать таким образом скажем, что слово: отведение (ἀπαγωγῆ) означает плен Израильтян и уведение из отечества, ибо они были уведены из Иудеи в Ассирию. Но если бы в Священном Писании действительно читалось: находящихся в приведении (τούς ἐν ἐπαγωγῆ); то ты нисколько не хуже понял бы это место, разумея, что они (Иудеи) находились в приведении гнева Господня (под гневом Господа). Ибо на них наведен был гнев (Божий) за многие грехи. Навуходоносор не разреши, то есть не освободил их от бедствия. Ибо должен, подлинно должен был, непотребный представлять из себя не только гордеца, но и противника Божия, опустошителя вселенной, жестокого и беспощадного и не оказывающего никакого сострадания к тем, которые находятся в крайнем бедствии и переносят тяжкие страдания. Но эти исторические события можно (и не без достаточного основания) отнести к тому, кто сокрушил все, говорю, к виновнику зла – дракону; ибо он был истязателем и притеснителем, – а каким образом, мы уже говорили об этом прежде. Он прекратил свою деятельность и исчез – потому что Бог поразил его неисцельным ударом гнева, – и перестал как бы некий сильный дровосек посекать духовные кедры, о которых припоминает и блаженный Давид, говоря Богу всяческих: кедры Ливанстии ихже насадил еси (Пс. 103:16). Когда же он несчастный, совершенно осужденный, низошел во ад и там вринут был во пламень всепоедающий, – то на подвергшегося сему справедливо удивились лукавые и подвластные ему силы, и может быть оплакивали его, говоря: и ты пленен еси якоже и мы, и в нас вменен еси и тому подобное. Ибо по славе он был знаменит между ангелами и выдавался между высшими силами, подобно тому как денница, конечно, выдается между (другими) звездами. Но ниспал и сокрушен был возмечтавший о себе слишком высоко и дерзнувший присвоить себе честь и славу, приличную только Высочайшему Естеству. Это было достойно мощи (дерзости) его замышлений и его ума; но, как говорит Пророк, тот, кто некогда потрясал всю землю, опустошил вселенную, низшел во ад и во основания земли; ибо он уничтожил на земле истинное богопознание и совершенно истребил делателей добродетели. И плененных не разреши. Это даровал уверовавшим Господь, рекший сущим во узах: изыдите, и сущим во тьме: открыйтеся (Ис. 49:9), и тем, которые находились под гневом божественным за их дерзкое нарушение законов божественных, милосердо простивший их преступления, а тех, которые подвергались многим прегрешениям по слабости человеческой, избавивший от наказания.
Толкование на пророка Исаию.
А говорил в сердце своем: взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера
См. Токование на Ис. 14:12
Ст. 13-14 А говорил в сердце своем: взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему
Творец вселенной и врач, Бог, зная, что гордость есть причина и начало болезней, захотел уврачевать противное противным, так чтобы то, что распалось от гордости, было восстановлено смирением. Ибо гордый говорит: взойду на небо (Ис. 14:13), а Смиренный - смирилась до земли душа моя (Пс. 43:26). Тот говорит: и я буду подобен Всевышнему, а Этот - будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти (Флп. 2:6-8). Тот говорит: выше звезд Божиих вознесу престол мой, а Этот - научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем (Мф. 11:29).
Постановления киновитян.
Говоривший в сердце твоем: на небо взойду я, выше звезд Божиих вознесу престол мой, сяду на горе завета, на ребрах севера
См. Толкование на Ис. 14:12
Толкование на книгу пророка Исайи. Книга пятая.
См. Толкование на Ис. 14:12
Толкование на книгу пророка Исайи. Книга шестая.
Ст. 13-14 А говорил в сердце своем: взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему
Он не почитал хищением быть равным Богу, но уничижил себя Самого, приняв образ раба (Флп. 2:6-7). Вовсе ничего не похитил Он. Но кто похитил? Адам. А кто похитил первым? Тот самый, кто искусил Адама. Каким образом похитил дьявол? Поставлю престол мой на севере и буду подобен Всевышнему. Он присвоил себе то, чего не получил, - вот хищение. Присвоил себе дьявол то, что не получил и погубил то, что получил; и из этой же самой чаши своей гордыни предложил испить тому, кого хотел обольстить: Вкусите, - говорит, - и будете как боги (Быт. 3:5). Пожелали они похитить божественное достоинство и погубили свое блаженство. Итак, дьявол похитил и тем самым уплатил человеку. А Христос говорит: Чего я не похитил, то уплачу (Пс. 68:5). Сам Господь, приближаясь к Своим страданиям, говорит в Евангелии так: Ибо идет князь мира сего (то есть дьявол) и во Мне не имеет ничего (то есть не имеет из-за чего убить Меня), но чтобы знали все, что Я исполняю волю Отца Моего, встаньте, пойдем (Ин. 14:30-31), - и пошел на страдания, отдавать то, чего не похищал. Ибо что значит: не имеет во Мне ничего? Это значит - никакой вины. Разве потерял дьявол кого-то из своего владения? Пусть он преследует похитителей - во Мне он не нашел ничего (Пс. 17:3).
Толкование Псалмов.
Ст. 13-17 А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему». Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней. Видящие тебя всматриваются в тебя, размышляют о тебе: тот ли это человек, который колебал землю, потрясал царства, вселенную сделал пустынею и разрушал города ее, пленников своих не отпускал домой
Вот сказал Навуходоносор: Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой, и сяду на горах высоких, на краю севера. Но Исаия сказал о нем: Из-за того, что ты так вознес свое сердце, ты низвержен в ад, и все видящие тебя удивляются о тебе.
Тахвиты.
Ст. 13-14 А говорил в сердце своем: взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему
И изрек слова: Поставлю престол свой на севере и буду подобен Всевышнему. Следовательно, с полным основанием называется клеветником тот, который, творя зло, постоянно обвиняет благочестивых. Ибо Писание говорит о нем и в другом месте: И смирит клеветника, и пребудет с солнцем (Пс. 71:4). Итак, псалмопевец совершенно справедливо просит, чтобы смиренный не был отдан в распоряжение гордому, простец - коварному, готовый на самопожертвование - неблагодарному: ибо более жестоко свирепствуют в отношении тех, которых не смогли совратить с пути.
И дьявол посчитал себя великим, когда изрек: Поставлю престол свой на севере и буду подобен Всевышнему. Гордые и сегодня считают себя значительнее других. Но никто не может быть назван действительно великим, кроме одного Бога, с могуществом Которого ничто не может сравниться, Который не подвластен никакой изменчивости, но всегда пребывает во славе Своей природы.
Изъяснение Псалмов.
Ст. 13-14 А говорил в сердце своем: взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему
А говорил в сердце своем, т. е. размышлял, мечтал.
Взойду на небо. Царь вавилонский мог мечтать о таком же апофеозе, какой устраивали себе египетские фараоны и - впоследствии - некоторые из римских императоров, (ср. Дан. 4:22, 29).
…выше звезд Божиих. Древние представляли себе небо как бы потолком, по наружной стороне которого утверждены звезды, освещающие землю, а над этим потолком, в высших сферах, стоял, по их пониманию, престол Божий. Туда же, в эти недоступные взору человеческому пространства, и хотел бы вознестись вавилонский владыка.
Сяду на горе, в сонме богов, - с евр. «сяду на горе собрания» (behar moed). [В славянском переводе с греческого 70-и сказано: …на небо взыду, выше звезд небесных поставлю престол мой, сяду на горе высоце, на горах высоких, яже к северу. Прим ред.]. Почти все народы древности верили, что боги их пребывают на самых высоких горах. Так, греки и римляне смотрели на Олимп, Атлас и Иду как на местопребывание своих богов. Известно также, что и древние ассирийцы считали гору Аралу местом рождения и пребывания богов и эту гору имел ввиду царь ассирийский Тиглат-Пилезер II, который в одной из своих надписей хвалился тем, что его священническая фамилия призвана к пребывание в «доме горы стран мира (Eharsagkurkurra)». У пророка Иезекииля Бог говорит царю Тирскому: «Ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней» (Иез. 28:14). В частности, у древнейших обитателей Вавилонии, переселившихся сюда около 2500 л. до Р. Х., мы встречаем воззрения на Бога как на Единую могучую личность. Они выражаются, напр., так: Бог дал, Бог правит, Бог есть Бог. (Делич. Библия и Вавилон изд. Суворина 1906, с. 65) Там, в клинописных памятниках, за 3000 лет до Р. Х. уже встречается упоминание о Всевышнем.
Толковая Библия.
См. также Токование на Ис. 14:3