Толкование на Ис. 2:13

Свт. Василий Великий

и на все кедры Ливанские, высокие и превозносящиеся, и на все дубы Васанские

И на всяк кедр Ливанский высоких и превознесенных. Скажут: «Что за порок в кедре? За что и его высота, какую имеет по природе, подвергается взысканию? И вообще, за что слово угрожает сим Днем кедрам Ливанским?» Никто не будет спорить, что речь идет об одушевленных тварях, которые надмеваются и до безумия превозносятся. Но почему же они кедры? И почему Ливанские? Кедры суть растения, которые приносят малополезные плоды, растут весьма высоко, с течением времени непрестанно прибывают, не скоро стареются и нелегко загнивают. А Ливан был в древности горой идолослужения. Посему, чтобы указать нам на обитающие там погибельные силы, Пророк назвал кедрами Ливанскими и возношения лукавства, взимающияся на разум Божий (ср.: 2 Кор. 10, 5), о которых и Псалмопевец говорит, что стрыет Господь кедры Ливанския (Пс. 28, 5). Но можно разуметь под кедрами тщеславные нравы в людях, превозносящихся без всякой достаточной причины к надмению. Ибо и в кичении или есть какая-либо правдоподобная причина, производящая превозношение, или оно вовсе неосновательно, например иной о себе высоко думает по причине воздержания, другой – по причине целомудрия, а иной – по причине постоянного пребывания в молитвах. Худо таковый делает, думая о себе выше надлежащего, однако же его возношение имеет для себя основание. Таковый есть высокое дерево, но плодовитое. Но кто без всякого доброго дела превозносится или ради богатства, или знатного рода, или ради телесной крепости – тот кедр, гордящийся бесплодной и бесполезной жизнью. Но почему же он – кедр Ливанский? Потому что как растения, стоящие на горах, пользуются чужой высотой, так опирающиеся на богатство, или силу, или славу предков, в предлог к собственному своему превозношению употребляют нимало им не принадлежащее. Впрочем, есть и похваляемые кедры. Насытятся древа Господни, кедри Ливанстии, ихже насадил (Пс. 103, 16). И к славословию приобщаются древа плодоносна и вси кедри (Пс. 148, 9), в доказательство, что по природе ничто не лукаво и не отчуждено Богом; напротив того, каждая тварь по собственной воле или отдаляется от Бога, или приближается к Нему. Посему и на построение храма употребленные кедры привезены были с Ливана, чем история показывает, что возможно от идолослужения перейти к святыне. По сим причинам сокрушается кедр – то когда не отлучен он от Ливана, то когда, оставив древнее, делается достойным освящения. Вообще же и нравы животных, и виды растений берутся к означению различного произволения в людях.

И на всяко древо желудя Васанска. Вот упоминание о другом растении, в показание, что жизни человеческой угрожает опасность подпасть суду. Нравы жесткие и непреклонные, на все отвечающие упорством и противлением, и общее словоупотребление уподобляет дубу. Это дерево приносит и плод, но годный в пищу свиньям. Почему Пророк назвал его деревом студа, потому что Васан берется в значении студа. Посему, у кого слава плодоношения есть стыд, на тех приидет день Господа. Находим еще, что и идолослужение называется студом, как в Третьей книге Царств. Илия говорит Ахааву: и ныне посли и собери ко мне всего Израиля на гору Кармилскую, и пророки студныя, и пророков дубравных четыреста мужей, ядущих трапезу Иезавелину (ср.: 3 Цар. 18, 19). Итак, поскольку всяко древо, не творящее плода добра, посекается и во огнь вметается (ср.: Мф. 3, 10), день Господа, как страшный, угрожает и древам студа. Посему и царь Васанский называется Огом, а Ог толкуется преграда, так как студные дела преграждают нам путь ко спасению, ибо блудники, прелюбодеи, женоподобные, мужеложники и все делатели студа имеют над собою царем Ога, который производит отлучение от Бога. Господь сокрушит его для освобождения содержимых в его власти. Исповедайтеся Господеви, яко благ; поразившему цари велия, и убившему цари крепкия, Сиона и Ога (ср.: Пс. 135, 1, 17, 18, 19, 20).

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Иоанн Златоуст

и на все кедры Ливанские, высокие и превозносящиеся, и на все дубы Васанские

См. Толкование на Ис. 2:12

Свт. Кирилл Александрийский

и на всяк кедр Ливанский высоких и превознесенных, и на всяко древо желудя Васанска

См. Толкование на Ис. 2:12

Прп. Ефрем Сирин

и на все кедры Ливанские, высокие и превозносящиеся, и на все дубы Васанские

Вознесется на всяко древо желудя Васáнска

Поелику надеялись на крепость идолов и гордились ими, то пророк представляет ложных богов их под образом кедров, духов, высоких башен и всего величественного.

Толкование на книгу пророка Исаии.

Блж. Иероним Стридонский

и на все кедры Ливанские, высокие и превозносящиеся, и на все дубы Васанские

И в двадцать восьмом псалме поется: глас Господа, сокрушающаго кедры, и стрыет Господь кедры Ливанския и истнит я, яко тельца Ливанска (Пс. 28:5-6), и в тридцать шестом псалме: видах нечестиваго превозносящиеся и высящася, яко кедры Ливанские: и мимоидох и се не бе, и взыскав его, и не обртпеся место его (Пс. 36:35-36).

Знаем также, что дубы Васанские, которые Акила перевел δρύας, а Симмах: βαλάνους, производят желуди, которые хотя приносят плоды, однако они служат пищею для свиней, а не для людей. Васан есть страна в Аравии, которою управлял Ог, названный царем Васанским, и значит αισχύνη, то есть бесчестие, что если захотим перевести смешение, то последнее значение имеет более σύγχυσις, то есть Вавилон, нежели Васан.

Итак мнение Божие поднимется на всех, предающихся гордости, совершающих бесчестные дела и утопающих в грязи пороков. Если же благоразумный читатель спросит, почему в храме Господнем были поставлены кедровые деревья и в сто третьем псалме читаем по еврейскому подлиннику: «насытятся древа Господни, кедры Ливанские, которые Ты насадил: там будут гнездиться воробьи» (Пс. 103:16-17), и между прочими деревьями также кедры призываются к хвалам Господа, и при пришествии Господа, когда все леса и полевые деревья восплачут ветвями своими, написано: посажу в земле безводной кедр, и бук, и кипарис и сосну (Ис. 41:19 по LXX); а теперь пророческая речь грозит днем Господним кедрам Ливанским? — то нужно сказать на это, что из одного и того же рода людей одни возвышаются до царства, другие низводятся к наказанию, и кедры Ливанские, сокрушаемые за гордость, избираются, если они будут благоуханны и скажут с апостолом: Христово благоухание есмы (2 Кор. 2:15).

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга первая.

Лопухин А.П.

Ст. 13-16 и на все кедры Ливанские, высокие и превозносящиеся, и на все дубы Васанские, и на все высокие горы, и на все возвышающиеся холмы, и на всякую высокую башню, и на всякую крепкую стену, и на все корабли Фарсисские, и на все вожделенные украшения их

Кедры на горах Ливана росли прежде в изобилии. Их вечно зеленый наряд и ветви, распространяющиеся зонтообразно, представляются очень красивыми и величественными.

Дубы в Васане (заиорданская область) отличались своей крепостью.

Башни строили для наблюдения за приближением вражеских войск цари Озия и Иоафам; они же возводили стены Иерусалима (2 Пар 26:9; 27:3).

Корабли Фарсисские — это большие морские суда, на которых можно было ездить в Фарсис (финикийская колония в Испании) и в другие отдаленные страны (3 Цар. 9:26-28).

Украшение кораблей — дорогие вещи, которые доставлялись на кораблях в Палестину (3 Цар. 10:22). Озия, как известно (4 Цар. 14:22), завладел эланитской гаванью Чермного моря, которая потом при Ахазе опять была утрачена иудеями (4 Цар. 16:6).

Толковая Библия.