Толкование Ис. 4:1

Свт. Василий Великий

И имутся седмь жен за мужа единаго, глаголюща: «хлеб наш ясти будем и в ризы наша одеватися, точию имя твое да наречется на нас, отыми укоризну нашу»

Слово сие в буквальном смысле означает, кажется, малочисленность мужчин, вследствие войн или болезней, постигших народ по Божию гневу. Посему, чтобы не быть безчадными и неплодными, что у древних почиталось в числе проклятий, женщины не стыдятся, если и многие взяты будут за одного мужа, и, утешая мужа в трудности иметь попечение о многих женах, говорят: хлеб наш ясти будем и в ризы наша одеватися. Посему оставь необходимые заботы о содержании; имя твое полезно для нас тем, что избежим укоризны в одиночестве.

Таков смысл буквальный; а смысл иносказательный ведет мысль нашу к важнейшим исследованиям. Как бы смотрящему на что-нибудь едва видимое, где многое по неясности представляется в тени, касательно седми жен приходит мне на мысль нечто следующее. Под словом седмь нередко разумеются и настоящая жизнь, и плотский Израиль. Посему время вещей сотворенных наполняется семью возвращающимися днями, вследствие чего век, какой последует за теперешним состоянием вещей, в Писании называется осмым, и есть псалмы о осмем (см.: Пс. 6 и 11), что значит о веке, который будет после сего времени. Но во многих местах под словом седмь разумеется и иже яве Иудеи (ср.: Рим. 2, 28), и их гражданское устройство. Сказано: Даждь часть седмим и осмим (Еккл. 11, 2). Ибо и Ветхому, и Новому Завету надлежало иметь какое-либо свидетельство о своем происхождении от Бога и о взаимном между собой согласии. Итак, седмь жен - это Ветхий Завет. Имутся за мужа единаго, то есть за Господа, Который не один из многих, но единствен. Глаголюща: «хлеб наш ясти будем», то есть останемся при своей мере существования, потому что мы стень грядущих (ср.: Кол. 2, 17) и образы небесных (ср.: Евр. 8, 5). Пусть одно имя Христово наречется Ветхому Завету, чтобы снята была с него укоризна в бесполезности. Но и Синагога израильская, когда умер закон, которым она была связана, сделалась свободной и получила право вступить в брак с кем хочет, не став прелюбодейцей; почему, пришедши к Жениху-Слову и как бы прилепившись к Нему любовью, может сказать: имя Твое да наречется на нас.

Но иные говорят, что седмь жен суть семь духов, которых сей же самый Пророк исчислит несколько после, как почивающих на Том, Кто процветет от корене Иессеова: дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия, дух страха Божия (ср.: Ис. 11, 1-3). Сии-то духи, поскольку вси уклонишася и вкупе неключими быша (Пс. 13, 3), не имея на ком почить с любовью, приемлют человека Господня и совершают написанное у Пророка. Ибо дух ведения и благочестия пребывает в бездействии в те времена, когда несть разумеваяй, несть взыскаяй Бога (ср.: Пс. 13, 2), и добродетелям обращается как бы в укоризну, что нет людей, прилепившихся к ним, и сами они как бы вдовствуют по недостатку приемлющей их души. Поскольку никого не могут пленить своей красотой, но остаются в одиночестве, то сие по-видимому как бы огорчает добродетели. Но Имеющий показать на Себе в высшем совершенстве все роды добродетелей снимает с них укоризну. И поскольку видят, что и не знающие Бога заботятся о ведении, разуме, совете, крепости, премудрости и благочестии, то молят, чтобы наречено было на сих добродетелях имя Христово.

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Иоанн Златоуст

И имутся седмь жен за мужа единаго, глаголюща: «хлеб наш ясти будем и в ризы наша одеватися, точию имя твое да наречется на нас, отыми укоризну нашу»

Пророк хочет показать происшедшее от войны оскудение в людях, как народ иудейский стал малочислен. Нам, говорили (женщины), не нужно покровительство, какое свойственно женам получать от мужей, но пусть муж останется совершенно свободным от такой обязанности, ласкать и любить, только бы нам как-нибудь избавиться от имени вдовства. Это означают слова: сними с нас позор, – так как в древности вдовство считалось позорным.

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Кирилл Александрийский

И имутся седмь жен за мужа единаго, глаголюще: хлеб наш ясти будем, и в ризы наша одеватися, точию имя твое да наречется на нас, отъими укоризну нашу

Прекрасно закончив речь о женщинах Иудейских, имеющих идти в плен за роскошь и пристрастие к богатству, он старается показать, что в городах иудейских будет мало мужского населения, и что в них окажется большой недостаток в людях, некогда самых храбрых, ибо говорит, что крепцыи ваши мечем падут. Какое же знаменование того, о чем я говорил? Весьма хорошо и искусно подготовленное. Поелику Бог чрез Моисея изрек сынам Израилевым закон: да не будет в тебе неплодной или не имеющей детей: то у Иудеев считалось величайшим позором, если женщина не рождала, или кто-нибудь между мужчинами не имел детей: ибо позор неплодной и бездетной жены тотчас переносился и на них. Но этот закон имел духовный смысл; ибо Бог всяческих объявил, что духовный Израиль, то есть ум, созерцающий Бога, не будет неплоден, и бездетен, напротив будет плодороден подобно прекрасной и удобренной земле. Но Иудеи понимали это чувственно, ибо они были душевны и не имели духа. Итак, будет, говорит, в стране такой недостаток в мужчинах вследствие истребления их во время войны, что седмь, то есть много, жен имутся за мужа единаго, глаголюще: хлеб наш ясти будем, и в ризы наша одеватися, точию имя твое да наречется на нас, отъими укоризну нашу. Не видишь ли, как они боялись позора безчадия и как сильно отвращаются имени неплодной, и бездетной? Они приходят и просят не обычного и не того, что обыкновенно женщины получают от мужей; потому что, говорят, у них самих этого будет достаточно, а просят, как я сказал, об одном только – о снятии с них позора. Обрати внимание на глубину мысли. Ибо если бы приглашаемый был богат, женщины не говорили бы: будем есть свой хлеб и свою одежду носить будем. Поелику же они знают, что спасшиеся от войны и едва избежавшие (смерти) впали в крайнюю бедность и терпят великое бедствие; то совершенно ничего не спрашивают у них, а просят только об одном – чтоб стать матерями детей. Мысль историческая состоит в этом. Но некоторые придают объясняемым словам духовный смысл; только не знаю почему делают это не совсем правильно; иначе они были бы достойны всякой похвалы. Говорят, что семь жен означают семь духов, а один муж это – Христос. Потом, мало подумавши о приличии, говорят, что эти семь духов говорят так: сними позор наш: и мы будем есть свой хлеб и одеваться в свою одежду. Но лучше следовало бы сказать, что семь жен – это многие души, которые чрез веру во Христа восприняли Его самого, как хлеб и Его ищут, как одежды спасения и от Него ищут плода. Ибо подобное сказал и блаженный Давид о Христе, всех Спасителе: вселяя неплодов в дом, матерь о чадех веселящуюся (Пс. 112:9). Говорится, что и неплодная родит семь, то есть многих, поелику добродетели различны, и не одна, но многие имеющие матерями боголюбивые души.

Толкование на пророка Исаию.

Сщмч. Викторин Петавийский

И ухватятся семь женщин за одного мужчину в тот день, и скажут: «свой хлеб будем есть и свою одежду будем носить, только пусть будем называться твоим именем, - сними с нас позор»

Тот же образ предвещал Дух Святой через Исаию, как мы читаем: И ухватятся семь женщин за одного мужчину. Мужчина - Xристос, не от семени рожденный. Семь женщин, поистине, суть семь церквей, приемлющих хлеб свой и в свои туники одетые, которые просят убрать с виду их позор, чтобы лишь только называли их Его именем. Очевидно, что хлеб- Дух Святой, который питает в жизни вечной, каковую можно предобещать, очевидно, себе через верность. Туники же их, в которые желают облечься, есть слава бессмертия, о каковой говорит апостол Павел: Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие (1 Кор 15:53). И просят они позор их убрать, то есть очистить их от грехов: ибо стыд - прошлый грех, смываемый в крещении, и люди начинают после него именоваться христианами; что и значит: пусть будем называться твоим именем. Стало быть, в этих семи церквах, входящих в одну кафолическую Церковь, пребывают верные, поскольку одна в семи по свойству веры и избрания.

Схолия на Апокалипсис блаженного Иоанна.

Прп. Ефрем Сирин

И имутся седмь жен за мужа единаго, то есть когда жены лишатся мужей, которыми гордились, тогда семь жен пожелают лучше вступить в супружество с одним мужем, нежели переносить горести одиночества и вдовства в такое тяжкое время бедствий. Великое же и всеобщее бедствие Иерусалима изображает пророк, чтобы тем в большем свете представить нам блага, какие всем племенам и народам земным даны будут во дни Мессии.

Толкование на книгу пророка Исаии.

Блж. Иероним Стридонский

И ухватятся семь женщин за одного мужчину в тот день, и скажут: свой хлеб будем есть и свою одежду будем носить, только пусть будем называться твоим именем, - сними с нас позор

Когда красивейшие из жителей Иерусалима падут от меча и крепкие погибнут в сражении, и будут скорбеть и печалиться ворота его и сам он, по чрезмерной малочисленности жителей, будет пустым, то, убиении воинов, семь женщин ухватятся за одного мужчину, желая иметь семя в Сионе и близких в Иерусалиме, говоря что у них есть пища и одежда, лишь бы только им не казаться незамужними и не подвергнуться оному проклятию, какое написано: «проклята неплодная и не творящая семени во Израиле». Эту мысль выражает и Захария: в оны дни имеется десять мужей от всех племен языческих, и имутся за ризу мужа Иудеанина, глаголюще: пойдем с тобою, зане слышахом, яко Бог с вами есть (Зах. 8:23).

По причине субботы и десяти заповедей закона седмеричное и десятеричное число особенно близко Иудеям, и потому они часто употребляют его, хотя по обоюдности еврейскаго слова, так как Евреи слово saba переводят то сем, то многие, то клятва, и в этом месте оно может значит не семь, а многие. Это в смысле буквальном. В отношении же к пришествию Господа Спасителя, семь женщин, то есть, семь даров Духа Святаго, о которых ниже тот же пророк будет говорить: изыдет жезл из корене Иессеова, и цвет от корене его взыдет и почиет на Нем дух Божий, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия, и исполнит Его дух страха Божия (Ис. 11:1-3), ухватятся за Иисуса, долгое время ими желанного, потому что не могли найти никого другого, чтобы на нем почить вечным пребыванием.

Посему и Иоанн Креститель говорит в Евангелии: и пославый мя, Той мне рече: над Него же узриши Духа (Святаго) сходяща и пребывающа на Нем, Той есть (Ин. 1:30). И у Захарии читаем на одном камне семь очей, и на одном золотом подсвещнике семь светильников и семь чашек для елея, и две маслины с той и другой стороны лампады, утвержденные на твердом корне (Зах. 3:9, Зах. 4:2-3). А что благодать Святаго Духа обладает всем, это не нуждается в изъяснении; но поелику у людей она всегда терпела поношение, так как ни один из них не живет так, как требовали дары Духа Святаго, то посему они желают, чтобы на них было наречено имя Иисуса, чтобы не совершившееся в законе исполнилось в Евангелии.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга вторая.

Ориген

И возьмутся семь женщин за одного мужчину и скажут: свой хлеб будем есть и в свою одежду будем одеваться, только именем твоим пусть будем называться, сними с нас позор

Семь женщин терпят позор и обступают, с просьбой о замужестве, того, кто способен снять с них позор. Эти семь жен обещают, что они будут есть свой хлеб и одеваться в свою одежду. Они нуждаются не в его хлебе, а в его имени, которое может снять с них позор. Они не нуждаются в одежде человека, на которого притязают. У них больше одежды, чем может предоставить им [этот] человек. Их пища изысканнее той, которую может позволить себе человеческая природа. Итак, достойно выяснения, кому принадлежат эти семь жен и в чем состоит их позор. Семь жен представляют собой одну — Дух Божий (Ис. 11, 2). И эта одна есть семь. Ибо Дух Божий есть «дух мудрости и разума, дух совета и крепости, дух знания и благочестия, дух страха Господня» (Ис, 11. 2-3). Эта мудрость терпит позор от многих мудрецов, надмевающихся в себе. Этот истинный разум переносит позор от [людей], разумеющих ложно. Этот великий совет оскорбляется многими неблагими советами. Эта крепость злословится какой-то [другой], которая клянется, что она крепость, не будучи таковой. Это знание терпит позор от какого-то лжеименного знания, ворующего свое имя. Это благочестие укоряется тем, которое, называя себя благочестием, есть нечестие и наставляет нечестивцев. Этот страх терпит позор от страха, только мнящего себя таковым. Многие утверждают, что у них страх Божий, но этот страх не по разуму (ср.: Рим. 10, 2). Итак, рассмотрим, каким образом эти семь терпят позор. Посмотри на мудрость века сего, посмотри на мудрость правителей мира сего (1 Кор. 2, 6), [посмотри], как они укоряют мудрость Христа моего и оскорбляют мудрость истинного иудейства (ср.: Рим. 2, 29), соответственно которому мы духовно обрезываемся, а они отсекаются (ср.: Рим. 11, 17). Итак, уразумей, как мудрость века сего и правителей мира сего злословит [истинную] мудрость; и из-за этого разыскивается человек, который пребудет с этими семью духовными женщинами, чтобы снять их поношение. В действительности [только] один человек снимает с них позор. Кто этот человек? Иисус, Который произошел по плоти (Рим. 1, 3) от корня Иессеева, родился от семени Давида по плоти, предопределенный Сын Божий в силе по духу оправдания (ср.: Рим. 1, 3–4). Ибо жезл вышел из корня Иессеева. Жезл не есть Перворожденный всей твари (Кол. 1, 15), жезл не есть Тот, Кто в начале был Богом Словом к Богу (ср.: Ин. 1, 1); но это жезл от корня Иессеева, которого по плоти Он был потомком. Вышел жезл из корня Иессеева, и цветок взошел от корня его. Кто цветок, и кто корень? Оба относятся к одному и тому же, но есть разница в обстоятельствах. Ибо если ты грешник, то у тебя нет цветка, и ты не увидишь цветка от корня Иессеева. Но и к тебе придет жезл, как говорит ученик жезла и цветка. Вот он возвещает о жезле: «Чего вы хотите? с жезлом ли придти к вам…» (1 Кор. 4, 21). А о цветке: «…или с любовью Божией и духом кротости?». Итак, из корня Иессеева вышел жезл для того, кто подвергается наказаниям, для того, кого следует порицать, жезл для того, кто нуждается в увещевании; а цветок — для того, кто уже опытен и точно не нуждается в суровом исправлении или наказаниях, но для уже способного зацвести и приносить совершенный плод. Ибо сначала бывает цветок, а после цветка появляются пестик (virga) и плод.

Вышел жезл от корня Иессеева, и цветок взошел от корня его. И почиют (requiescent) семь жен, Дух Божий, Дух мудрости и разума почиет на Нем. Ибо Дух мудрости не почил на Моисее, Дух разума не почил на Иисусе Навине, Дух мудрости не почил на ком-либо из пророков, на Исаии, на Иеремии.

И да не побьете вы меня камнями как богохульника, в то время как я хочу прославить Господа моего Иисуса Христа, но внимательно следите за сказанным, и вы увидите, что ни на ком из пророков не почил Дух — не потому, что Он не приходил ни к кому из них, но потому, что ни на ком не почил. Он сошел на Моисея, но Моисей не поверил [Богу] после того, как Дух премудрости пришел к нему. «Послушайте же, — сказал он, — упрямые: неужели из этого камня я изведу вам воду?» (Чис. 20, 10). [Дух] сошел на всех праведников, сошел и на Исаию, но что говорит [пророк]? «У меня нечистые уста, и я живу среди народа с нечистыми устами» (Ис. 6, 5). Дух мудрости пришел после тех щипцов и огня, пришел к имевшему нечистые уста, но не почил. Воспользовавшись пророком как слугой, Он все же не почил. У Него есть препятствия (tribulatur) в том, чтобы прийти к кому-либо из людей. Ибо каждый человек грешит, и нет на земле праведника, который бы творил добро и не согрешал (ср.: Пc. 13, 3; 52, 4). Никто не свободен от нечистоты, и если не окажется одним днем жизнь его, то исчислены месяцы его (ср.: Иов. 14, 4–5 LXX). Итак, Он не почивает ни на ком. Мы и из Евангелия можем доказать, что Дух сошел на многих [людей], но не почил (requiescit) на них. Совсем незадолго до этого прочитано: «Не останется (non permanebit) Дух Мой в этих людях вовек» (Быт. 6, 3). Он не говорит «не будет», но «не останется». Одного видел Иоанн Единственного, в котором Дух остался, и был [явлен] такой знак: «На Ком ты увидишь Духа нисходящего и почивающего (manentem) на Нем, тот есть Сын Божий». Вот [например, кто-то] послужил Слову Божию, когда сошел Дух; но спустя немного [времени] он [уже] грешит, немного позже он говорит порочные слова; да я и не знаю, остался ли бы он без греха. Считаешь ли ты, что возможно грешить, когда присутствует Дух? Итак, ни на ком [другом] не остался Дух Божий, согласно написанному: «Вышел жезл из корня Иессеева, и цветок взошел от корня его, и почиет на нем Дух Божий, Дух премудрости, Дух разума, Дух совета и крепости». Поэтому Он есть Ангел великого совета; поэтому Он усилился и, усилившись, вознесся; и удивляются силы [небесные] тому, что Он возносится, и говорят о Нем: «Он — Господь сильный и могучий в сражении». Итак, я еще буду говорить о Восшедшем на небеса, или о силе Его: «И почиет на Нем дух совета и крепости»; «крепость моя и слава моя Господь, и Он явился мне во спасение». Итак, почил на Нем Дух Божий, Дух премудрости и разума, Дух совета и крепости, Дух ведения и благочестия, и исполнит Его Дух страха Божия.

Итак, [эти] женщины просят человека, на которого они притязают, и обступают его всемером. В первую очередь нам важно выяснить, когдá семь женщин возьмутся (recipiant) за одного мужчину. — Когда твердыни Иерусалима будут унижены (ср.: Ис. 3, 25), когда ларцы их будут плакать по украшениям (ср.: Ис. 3, 18–22) дочерей Сиона (ср.: Ис. 3, 16–17), когда [Иерусалим] оставлен будет один, когда будет брошен на землю (ср.: Ис. 3), тогда возьмутся (apprehendent) семь женщин за одного мужчину, говоря: «Свой хлеб будем есть и в свою одежду будем одеваться, только именем твоим пусть будем называться». Так схватят Его и поистине удержат семь жен Человека Единого, Иисуса Христа Господа нашего: в соответствии с этим истолковывается мужчина, в соответствии с этим Он родился, в соответствии с этим Он принял тело. Возьмутся семь женщин за одного мужчину, говоря: «Свой хлеб будем есть». Проходят многие мужчины, и никого из них не удерживают [эти] женщины, ни один человек не угоден им. Ведь они хватают одного мужчину не из-за недостатка в мужчинах; не из-за того, что редок мужчина, которого они возжелали, просят такого; одного Единственного разыскивают они Мужа, Которого схватили, чтобы сказать Ему: «Свой хлеб будем есть и в свою одежду будем одеваться». Есть некая пища премудрости и, сходным образом, некая пища разума и остальных духов. Какая это пища? Я не боюсь сказать, что существует иная пища помимо [той, которая есть у] этих [духов]; конечно же, моя пища — это слово (sermo) Божие, которое говорит: «Я — Хлеб живой, Который сошел с небес (Ин. 6, 51), и Я даю жизнь миру» (Ин. 6, 33). Так, Хлеб мудрости есть Сам Отец, [мы утверждаем это] на основании таких [слов]: «Мой хлеб есть [то], чтобы Я сотворил волю Пославшего Меня, чтобы Я завершил дело Его» (Ин. 6, 38). И не стоит думать, что мудрость и разум, равно как и другие духи, испытывают недостаток в чем-либо, поскольку они обладают другой пищей, так как у всякого благого даяния есть одна общая пища — природа Бога. «Свой хлеб будем есть и в свою одежду будем одеваться». Есть некое прекрасное облачение (ornatus) Премудрости (ср.: Ис. 11, 2), которым мы украшаемся. Премудрость облачена в слово (ornata est sermone). Эти женщины носят каждая свои украшения. «Только именем твоим пусть будем называться, сними с нас позор». Каково имя премудрости? — Иисус. Что значит: «Именем твоим пусть будем называться»? — «Я есть премудрость, я хочу называться Твоим Именем, чтобы я, премудрость, звалась Иисусом, как [и] разум, и совет великий, и крепость, и ведение, и благочестие, и страх Божий пусть назовутся Иисусом, чтобы имя Твое стало всем во всем (ср.: 1 Кор. 15, 28). Именем твоим пусть будем называться, сними с нас позор». И действительно Иисус снял позор. Итак, восстав, будем молить Бога, Который послал этого Человека, — и дух семи женщин на Нем почил, — чтобы этот Человек уделил нам сопричастность тем женщинам, дабы, притязая на них, мы стали мудрыми, разумевающими в Боге и людях, оснащая добродетелями души наши во Христе Иисусе, Которому слава и власть во веки веков. Аминь!

Гомилии на книгу пророка Исаии.

Лопухин А.П.

И ухватятся семь женщин за одного мужчину в тот день, и скажут: свой хлеб будем есть и свою одежду будем носить, только пусть будем называться твоим именем, - сними с нас позор

Заключение к предшествующему пророчеству об иудейских женщинах.

Семь женщин - т. е. множество женщин останутся без мужей, что в древности у иудеев считалось позорящим женщину обстоятельством.

Закон Моисея предполагал возможным одному мужчине жениться на нескольких женщинах. (Исх 21:10).

Толковая Библия.