Толкование на Ис. 6:3

Свт. Амвросий Медиоланский

И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его

Херувимы и серафимы, непрестанно вознося хвалу, говорят: Свят, Свят, Свят Господь Бог Саваоф! Не однократно говорят, дабы ты не думал о единственном лице в Божестве, не дважды говорят, дабы ты не исключал Духа, и не «святы» говорят, дабы ты не предполагал множественности, но трижды повторяют и говорят одно и то же, чтобы и в гимне ты уразумел различие лиц Троицы и единство Божества. Когда они говорят это, называют Бога.

О Святом Духе.

Свт. Иоанн Златоуст

И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его

См. Толкование на Ис. 6:2

Толкование на пророка Исаию.


Хочешь ли ты научиться, как произносят имя Его небесные силы, с каким трепетом, с каким страхом, с каким удивлением? Видел я Господа, - говорит пророк, - сидящего на престоле высоком и превознесенном… Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!

К народу антиохийскому.


Что же? О существе ли Божием они беседуют там и вопрошают друг друга? Нет, но о чем? Они прославляют, покланяются, непрестанно с великим трепетом воссылают хвалебные и таинственные песнопения; и одни говорят: Слава в вышних Богу (Лк. 2:14); серафимы взывают: Свят, Свят, Свят, и отвращают очи свои, не имея сил сносить даже снисхождения Божии.

Против аномеев.


«И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят». И воззвание их также служит для нас величайшим знаком их удивления; они не просто воспевают, но весьма громко, и не только громко, но и постоянно делают это. Тела светлые, хоть бы они были даже чрезвычайно светлыми, обыкновенно поражают нас только тогда, когда мы в первый раз обращаем на них взоры; а когда мы посмотрим на них дольше, то от привычки перестаем удивляться, так как глаза наши присматриваются к этим телам. Потому видя и царское изображение, лишь только выставленное и светло блистающее красками, мы удивляемся; но чрез один или два дня уже не удивляемся. Что я говорю о царском изображении, когда мы испытываем тоже самое и в отношении к солнечным лучам, светлее которых нет никакого тела? Таким образом привычка уничтожает удивление ко всем телам; но в отношении к славе Божией бывает не так, а совершенно напротив. Чем более те силы созерцают эту славу, тем более они изумляются и больше удивляются; потому они с того самого времени, как начали существовать, доныне созерцая эту славу, никогда не переставали восклицать с изумлением; то, что испытываем мы в течение короткого времени, когда молния проносится пред нашими глазами, это они испытывают постоянно, и непрестанно с некоторым удовольствием чувствуют удивление. Притом они не только взывают, но делают это взаимно друг к другу, что служит знаком сильнейшего изумления. Так и мы, когда гремит гром или трясется земля, не только вскакиваем и восклицаем, но и сбегаемся в домах друг к другу. Тоже делают и серафимы; потому они и взывают друг к другу: «свят, свят, свят».

Узнали ли вы это воззвание? Наше ли оно, или серафимское? И наше, и серафимское, потому что Христос разрушил средостение ограды, примирил небесное и земное, и «соделавший из обоих одно» (Еф. 2:14). Прежде эта песнь была воспеваема только на небесах; но когда Владыка благоволил сойти на землю, то принес к нам и это песнопение. Потому и этот великий первосвященник, представ пред святою трапезою, совершая словесное служение, принося бескровную жертву, не просто призывает нас к этому славословию, но наперед сказав херувимскую песнь и упомянув о серафимах, таким образом повелевает всем возносить это страшное воззвание, чтобы напоминанием о существах, поющих вместе с нами, возвысить ум наш от земли, и как бы так взывает к каждому из нас: ты поешь вместе с серафимами; стань же вместе с серафимами, распростирай крылья вместе с ними, летай вместе с ними около Царского престола.

Беседа 6-я. О Серафимах.


Восемь молчат, и четыре взывают. Чему же учит нас Писание? Тому, чтобы не всякую мысль о Боге мы высказывали, но одни мысли утверждали молчанием, другие прославляли верою и делали предметом богословствования. Что же взывают? Ту самую песнь, которую старался извратить сатана. Будь, прошу, внимателен. Херувимы не просто, как мы, говорили: свят, свят, свят, а обращались один к другому, так как написано: «и взывали они друг ко другу». «Свят», – говорят, – мы должны сказать зараз. Один говорит: «свят»; затем другой, и в третий раз – «свят». Но если мы насчитали три, не подумай, что три Бога. Что же значит: «свят, свят, свят Господь»? – Един Господь, едина вера, едино крещение. Подобно тому, как при псалмо­пении поют стихи попеременно, так и горние силы воспевают переменными хорами и воссылают славословие по способу анти­фонного пения.

Беседа о втором дне творения.

Свт. Кесарий Арелатский

И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его

Исаия тоже причисляет ко славе Троицы единого Святого Духа: Видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном… Вокруг него стояли Серафимы… И взывали они друг к другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! - и далее: И услышал я голос Господа говорящего: …пойди и скажи этому народу: слухом услышите - и не уразумеете, и очами смотреть будете - и не увидите.

Проповеди.

Свт. Кирилл Александрийский

И взываху друг ко другу и глаголаху: свят, свят, свят Господь Саваоф: исполнь вся земля славы Его

Уста серафимов полны славословий, потому что они славословят, и при том попеременно, не по причине усталости, как я думаю, а скорее, уступая честь один другому и попеременно воздавая славословие. Ибо вышнее все находится в порядке и благоустроении. Трижды же произносят Свят и заключают славословие словами: Господь Саваоф, полагая через это во едином естестве Божества Святую Троицу, потому что мы несомненно признаем здесь подразумеваемым Отца, а равным образом и Сына и Духа Святого. И никакое слово не рассекает каждого из поименованных на различные естества, но в трех ипостасях разумеется единое Божество.

Говоря, вся земля полна славы Его! - серафимы провозглашали будущее и предвозвещали тайну совершенного Христом домостроительства. Ибо прежде того, как Слово стало плотью (Ин 1:14), над поднебесною имел власть тот губительный демон, змей, отступник; воздавалось также и поклонение твари вместо Творца и Создателя (Рим. 1:25). Когда же Единородное Слово сделалось человеком, тогда славою Его наполнилась вся земля.

См. также Толкование на Ис. 6:1

Комментарий на пророка Исаию.

Свт. Кирилл Иерусалимский

И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!

Мы вспоминаем же и серафимов, которых Духом Святым видел Исаия, стоящих окрест Божия престола и двумя крылами закрывающих лицо, двумя же ноги, а двумя летающих и восклицающих: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф. И для того преданное нам от серафимов богословие это повторяем, да соделаемся причастниками песнопения вместе с премирными воинствами.

Огласительные слова для просвещаемых.

Сщмч. Дионисий Ареопагит

И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!

Сказанное же в Писании: взывал один к другому, - показывает, я думаю, что они свои умозрения боговидения щедро передают друг другу. И еще то объяснение имени серафим мы сочтем достойным памяти, что еврейский язык Писаний называет святейшие существа серафимов выразительным именем серафимов из-за того, что они в своей божественной и вечно подвижной жизни пламенны и кипящи.

О церковной иерархии.

Прп. Ефрем Сирин

Серафимы взывали: Свят, Свят, Свят… и тем изобразили нам тайну Святой Троицы.

Толкование на книгу пророка Исаии.

Блж. Иероним Стридонский

И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его

См. Толкование на Ис. 6:02

Блж. Августин

И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!

Скажите мне, что мы будем там, то есть в Царстве Небесном, делать? Спать? Ведь здесь люди, которым нечего делать, спят. Однако там не будет сна, поскольку нет там никакой усталости. Итак, если не будем мы там делать необходимые дела, не будем также и спать, то что же будем мы там делать? Никто пусть не страшится пресыщенности, никто пусть не думает, что и там будет пресыщенность. Разве быть здоровым вызывает пресыщенность? Все в этом веке надоедает, но здоровье не надоедает. А если здоровье не надоедает, неужто надоест бессмертие? Итак, какое будет у нас там дело? «Аминь» и «Аллилуйя». Ибо здесь мы делаем одно, а там будем делать другое, не скажу - день и ночь, но весь бесконечный день, подобно тому как небесные силы, серафимы, неустанно говорят: Свят, Свят, Свят, Господь Бог Саваоф.

Проповеди.

Блж. Феодорит Кирский

И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!

Серафимы, воспевая такую песнь, дают нам знать, что природа Божия едина, так как они употребляют слово Господь в единственном числе, воспевая свят три раза, указывая на Святую Троицу. Ибо Свят, Свят, Свят ясно указывает на Троицу, а Господь Саваоф относится к одной природе Божества. Воспевают же вечную Божественную природу серафимы как наполняющую не только небо, но и всю землю своей славой. Именно это совершил Господь наш и Спаситель, вочеловечившись, ведь после пришествия Господа языки получили луч богопознания.

Комментарии на пророка Исаию.

Ориген

И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!

Один еврейский учитель говорил, что под двумя шестикрылыми серафимами, которые по описанию Исаии взывали друг к другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, - следует разуметь единородного Сына Божьего и Святого Духа.

Так как начало и конец всего никто не может постигнуть, кроме Господа Иисуса Христа и Святого Духа, то, по словам этого учителя, Исаия в форме видения сказал, что есть два только серафима, которые двумя крыльями закрывают лицо Божье, двумя - ноги и двумя летают, взывая друг к другу и говоря: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнена вся земля славы Твоей! Значит, только серафимы имеют по два крыла своих на лицо Бога и на ногах Его; поэтому с дерзновением следует возвестить, что ни воинства святых ангелов, ни святые престолы, ни господства, ни начальства, ни власти не могут точно знать начало всего и конец вселенной.

О началах.


«И взывали друг к другу», — не один ко многим (alter ad plures), но друг к другу (alter ad alterum). Ибо слышать о святости (sanctitudinem) Божией, возвещаемой Спасителем, никто не может по достоинству, кроме Духа Святого; и о пребывающей [в мире] святости (sanctimoniam) Божией, возвещаемой Духом Святым, никто не может [слышать], кроме одного Спасителя. Из- за этого они взывали друг к другу и говорили: «Свят, Свят, Свят». Недостаточно им взывать «Свят» ни единожды, ни дважды, но они принимают совершенное число Троицы, чтобы явить множество святости Бога, которая есть повторяемая общность тройной святости: со святостью Отца соединяется святость Сына и Духа Святого. Ибо и освящающий и освящаемые, все — от Единого (Евр. 2:11). Освящающий есть Спаситель, Который по человеческой природе (juxta hoc quod homo est) получает святость от Бога Отца. Таким образом, они говорят: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф», — [имя же] «Саваоф» переводится (как Акила передал) «Господь воинств».

«Вся земля полна славы Его». Прежде храм был полон славы, а сейчас серафимы возвещают сущим на земле, что грядет [время], когда Христос наполнит всю землю славой Божией. Конечно, во всех, кто прославляет Бога образом своей жизни, пребывает слава Его, и тем самым вся земля полна славы Божией. Прежде славой Божией была полна не вся земля, а лишь единственный уголок земли, когда говорилось: «Известен в Иудее Бог, в Израиле великое имя Его» (Пс. 75:1). Слава Богу, Который послал Сына Своего (Ср.: Рим. 8:3), чтобы всю землю сделать полной славы Своей. Но что тебе даст, если земля будет полна славы Божией ради церквей блаженных [людей], которые повсюду, а ты не явишься причастником славы полноты Божией (Ср.: Еф. 3:19)? Так вот, и ты работай и старайся во всем, взыскуя славу Божию, дабы она поселилась и обрела место в тебе, чтобы и ты стал со всей землей, в которой пребывает слава Божия, полным славы Его. Каким образом является через каждого из нас полнота славы Божией? Если то, что я делаю, что я говорю, будет совершаться во славу Божию, то речь моя и действие становятся славой Божией. Если и выход, и вход мой бывает во славу Божию, если еда, если питье мое, если все, что я делаю, совершится во славу Божию, то и я являюсь причастником сказанного: «Полна земля славы Его».

См. также Толкование на Ис. 6:2

Гомилии на книгу пророка Исаии.

Лопухин А.П.

И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его

И взывали... По-видимому, серафимы разделены были на два лика и хора, которые поочередно возглашали хвалу Богу.

Свят, т. е. отдален от всего греховного, от всякого несовершенства. Это определение, для высшего усиления, повторяется трижды, подобно тому как у Иезекииля, напр., трижды повторяется слово: низложу (Иез. 21:27; ср. Иер. 7:4). Но кроме этого толкования троекратного повторения слова свят, имеет свои основания и другое объяснение, очень древнее, по которому серафимы здесь изобразили тайну Святой Троицы (святой Ефрем Сирии, блаженный Иероним).

Именно у пророка Исаии есть место, доказывающее веру современной ему ветхозаветной Церкви в Троичность лиц Божества. Это место - 63 гл. ст. 9 и сл., где упоминается особо о Боге, особо об Ангеле лица Его или о Сыне Божием, и особо о Духе Святом. Отсюда следует, что и в троекратном повторении слова свят Исаия мог указать на эту великую тайну. [В Славянском переводе с 70-и текст Ис. 63:9 изложен так: Не ходатай, ниже аггел, но сам Господь спасе их, зане любит их и щадит их: сам избави их и восприят их и вознесе их во вся дни века.

Как выше указывалось, исключение из Синодального перевода слов о Высшем Совете, посланником которого является Мессия, которые есть в греческом переводе 70-и и славянском изводе, приземление его (Мессии) сущности (плод земли, вместо - семя небесное), привело к забвению многих очевидных указаний на Троическую сущность Всевышнего. Прим. ред.].

Толковая Библия.

См. также Толкование на Ис. 6:1