Толкование на Ис. 7:3

Свт. Василий Великий

Ст. 3-4 И сказал Господь Исаии: выйди ты и сын твой Шеар-ясув навстречу Ахазу, к концу водопровода верхнего пруда, на дорогу к полю белильничьему, и скажи ему: наблюдай и будь спокоен; не страшись и да не унывает сердце твое от двух концов этих дымящихся головней, от разгоревшегося гнева Рецина и Сириян и сына Ремалиина

Посему думаю, что не чувственным слухом, не при сотрясении воздуха пророки внимали слову Божию; но поскольку у разумной души есть свой слух, то без всякого голоса достигало сего слуха самое означаемое. И сие бывало с ними, когда луч истинного света достигал до владычественного в них и служил к просвещению пророков. А глас сей внимали те, которые находились вне бренных чувств и приближались к исшествию из тела. Ибо когда душа бывает в созерцании Божественного, собираясь сама в себя чрез отрешение от союза с телом, тогда говорится, что она в исступлении. А когда она занята делами человеческими, или по необходимости служения телу, или потому, что не может более простираться к высшему, тогда она как бы переходит извне внутрь, в какой-то дом или в город, возвращаясь во сострастие с телом. Итак, поскольку Пророку надлежало услышать словеса Божии, то прежде всего сказано ему: изыди ты и сын твой. Подобно сему некоторым образом и то, что в книге Бытия, при первом откровении, сказано Аврааму: изыди от земли твоея, и от рода твоего, и от дому отца твоего (Быт. 12:1). Ибо совершенное исшествие есть восхождение от всего телесного, что названо землею, бегство от чувств, которым дано наименование родства, и обращение от виновной жизни, в которой предавался прежде занятиям противным, что названо домом отца. И немного после о том же Аврааме написано, что Бог изведе его вон (Быт. 15:5). Поскольку видел в нем ревность к исшествию, то Сам руководил его к совершенной деятельности, потому что не в состоянии он был совершить сего сам собой. Посему и при первом повелении, с условием, если изыдет вон, приемлет обетование наслаждаться плодами. А когда изведе его Бог, тогда научил его искать вышних, идеже есть Христос (ср. Кол. 3:1). И Моисей, когда был вне всего человеческого, упраздня ум к созерцанию словес, потче вне полка далече кущу свою (ср. Исх. 33:7). Почему и всякий, ищущий Господа, исходил в сию кущу. Поэтому наиболее удалившийся от всего человеческого да потчет кущу свою вне, чтобы жизнь его, будучи водружена и совершена, пребывала непоколебимой. Почему и теперь готовящемуся пророчествовать и возвещать веления Божии Господь повелевает изыдти, и не ему только, но и оставшемуся Иасуву, сыну его. Оказывается же, сколько можно заключить из сего места, что у него из многих оставался один сын, и слово требовало, чтобы и сын этот не отставал от нравов отцовых, но исшел вместе с отцом, куда призывал его Бог. Поскольку же Иасув толкуется обращающий, то и всем нам, желающим чрез покаяние изыдти от плотских страстей, Писание показывает, что если будем с Пророком, то возможем совершить исшествие.

Повелевается же взойти на горний путь, который у купели села белилнича. Место это известно и по истории. Ибо написано, что посла царь Ассирийск Рапсака от Лахиса на Иерусалим с силою многою, и сташа у водотечи купели вышния, на пути села белилнаго (ср. 4 Цар. 18:17). Но, может быть, слово сие заключает в себе и поучительное нечто к образованию нравов, а именно, что надобно удаляться низкого и долу лежащего, поспешать же к горнему, где достигшие туда найдут и воду очищения, и село Белильника, очищающего скверну, что полезно нам по заповеди Екклесиаста, сказавшего: Во всяко время да будут ризы твоя белы (Еккл. 9:8). Но и Беседующий с Моисеем повелевает, чтобы готовящийся слушать Бога измыл одежды. Сошед засвидетелствуй людем и очисти я днесь и утре, и да исперут ризы, и да будут готовы в день третий (Исх. 19:10-11). А кто достиг туда, тот будет иметь в готовности и одеяние брачно, чтобы не связали ему руце и нозе и из брачного чертога не ввергли во тму кромешнюю (ср. Мф. 22:2-13).

Посему говорится: «Скажи Ахазу: блюди, еже молчати». Но сие и нам полезно, чтобы всяцем хранением блюсти нам сердце свое (ср.Притч. 4: 23). Егда бо крепкий хранит свой двор бодрственно, в мире суть имения его (ср. Лк. 11:21), он и безмолвствует, удалив от себя мятеж и молву, не предаваясь страстному страху, не изнемогая душой, но вооружившись духом крепости.

Не бойся от двою древу главень дымящихся сих. Это - повеление нам не бояться эллинских правдоподобий и произносимых иномысленными хулений, то есть - двух дерев, а лучше сказать, двух главень, потерявших растительную жизненность и древесную крепость, не имеющих в себе светоносности огня, но главень дымящихся, которые очерняют и оскверняют прикоснувшихся к ним, а из глаз у приближающихся извлекают слезы. Если же хочешь узнать вред дымящихся головней, производимый их дымом, припомни, что говорит Соломон: Якоже гроздие зеленое вред зубом и дым очима, тако законопреступление творящим е (Притч. 10:26). Ибо думаю, что зеленым гроздием названа греховность дел порочных, а дымом - вред лжеименного знания, которое приводит в слитность острозрительную силу нашей души.

Егда бо, сказано, гнев ярости Моея будет, паки изцелю. То есть, после вразумительных ударов, когда увижу, что исправление достаточно, не оставлю их под тяжестью наказаний, как и врач говорит больным: «Когда сделаю сечение и прижигание, тогда пореза и струпа от прижигания не оставлю без попечения. Ибо как скоро будет достигнуто, для чего употреблялось мучительное средство, тотчас, приступив к уврачеванию остального, восстановлю здравие».

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 3-4 И сказал Господь Исаии: выйди ты и сын твой Шеар-ясув навстречу Ахазу, к концу водопровода верхнего пруда, на дорогу к полю белильничьему, и скажи ему: наблюдай и будь спокоен; не страшись и да не унывает сердце твое от двух концов этих дымящихся головней, от разгоревшегося гнева Рецина и Сириян и сына Ремалиина

Что значит: «выйди навстречу»? От страха и скорби царь не был спокоен и не мог оставаться дома, но, как обыкновенно бывает с осажденными, постоянно выходил, обозревал стены, подходил к воротам, распоряжался и исследовал, в каком положении находятся дела неприятелей. Потому Бог и говорит: «выйди навстречу». А что значит: «ты и сын твой Шеар-ясув»? «Шеар-ясув» на еврейском языке значит: «обращение» и «деятельность». Потому и Иессей, посылая Давида к братьям его, говорил: «и Иасув их возмешь», т.е. скажешь мне об их обращении и о том, что они делают (1Цар. 17:18).

Итак, здесь, мне кажется, пророку повелевается взять с собой народ, чтобы по окончании событий царь не мог оставаться неблагодарным, как бы не слышавший ничего такого от пророка. Смысл приведенных слов следующий: выйди на встречу ты и обращающиеся с тобой, оставшиеся от народа. Не удивляйся, что Бог называет народ сыном его, – и далее пророк говорит: «Вот я и дети, которых дал мне Господь» (Ис. 8:18). Действительно, святые были вместо отцов и даже превосходили всех плотских отцов своей любовью и попечением об этом народе. «Оставшимися» он называет их потому, что многие были уведены врагами. «На дорогу к полю белильничьему». И здесь мне представляется немалое затруднение, – как те, которые были заключены и осаждены и не смели выйти вон, явились за воротами города; ведь этот путь виден ныне вне стен его. Чем же разрешить это недоумение? Тем, что в древности он был огражден еще другой стеной; у этого города было две стены, как любознательные легко могут видеть из другого пророка. Итак, пророк, вышедши, ободряет упавший дух их и внушает надежду относительно будущего. Успокойся, говорит он, и не бойся; и называет царей древесными головнями, выражая как силу их, так и непрочность; потому он и присовокупляет: «дымящихся», т.е. находящихся близко к тому, чтобы погаснуть.

Толкование на пророка Исаию.


«Выйди ты и сын твой». Итак, пророк имел сына. Если же он имел сына, то имел и жену, чтобы ты знал, что брак – не зло, а прелюбодеяние – зло. Между тем, когда мы беседуем со многими и говорим: почему ты не хорошо живешь, почему не ведешь строгой жизни? – то отвечают: как я могу, если не оставлю жены, если не оставлю детей? Почему же? Разве брак служит препятствием? Жена дана тебе помощницею, а не вредительницею. Разве не имел жены пророк? И, однако, брак не был препятствием для Духа; он и жил с женою и был пророком.

Беседы на слова пророков Исаии и Иеремии.

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 3-4 И рече Господь ко Исаии: изыди во сретение Ахазу ты и оставыйся Иасув сын твой, к купели горняго пути села белильнича, и речеши ему: блюди, еже молчати, и не бойся, ниже душа твоя да изнеможет от двою древу главень дымящихся сих: егда бо гнев ярости моея будет, паки исцелю

Поистине сострадателен и милостив Господь и всем человеком хощет спастися и в разум истииы приити (1 Тим. 2:4). Он премудро все строит, облегчая каждому путь спасения. И это нам можно видеть из самих дел: ибо Ахаз был муж идолослужитель, мерзкий и скверный. Но поелику он находился в неизбежном бедствии и Милосердый видел, что он как бы упился несчастием, то немедленно указывает на возможность получить от Него спасение и обещает помощь, а именно – под условием, чтобы он престал от идолонеистового безумия, решился воздерживаться от прежних грехопадений и принял свет истинного богопознания. итак, пророк получает повеление встретить его вместе с Иасувом, имя которого значит оставление или оставленный, и который служил как бы символическим образом для Ахаза, что спасен будет остаток Иуды, пребывший верным Богу. При этом пророк принимается за образ Бога, и весьма уверительно дает обещание помощи на купели горняго пути села белильнича; потому что купель опять есть образ спасительного источника святого крещения, который ведет нас и к пути горнему и к пути мысленного белильника, то есть, очищающего нас от всякой нечистоты и избавляющего от скверн. Итак, обещание твердо, и как бы под образом частного (обещания) пророку дан мудрый прикровенный намек на обетование всеобщее и подаваемое чрез Христа. Но говорит: блюди еже молчати, и не бойся, ниже душа твоя да изнеможет от двою древу главень дымящихся сих. И повеление быть покойным и проводить время без забот, а равно и повеление освободиться от тяжких ужасов было делом призывающего, – и подлинно весьма благоразумно, – к послушанию и как бы возводящего к началам долга – почитать словеса Божии и с готовностью признавать истинным то, что изрекает Бог. Головнями же и деревами дымящимися называет составивших умысел против него, как таких, которые скоро прекратят и самое бытие свое и царствование. Ибо как дерево или головня, когда вынимается из огня, то дымится, однако скоро перестает иметь и огонь в себе: таким же, думаю, образом и человек, имеющий скоро перестать жить или делать что-нибудь, по справедливости может быть назван головнею или еще дымящимся деревом. Поелику же знал, что они были весьма устрашены и в великом унынии, так как были побеждены в сражении с Факеем, когда пало, как я сказал, сто двадцать тысяч из Иудеев в один день: то избавляет их и от этого страха и говорит: егда бо гнев ярости моея будет, паки исцелю, то есть те не пали бы, если бы не отдал их в руки врагов гнев мой. Но если бы и был, говорит, гнев мой против некоторых, то Я опять исцелю потерпевших; потому что предавший вследствие гнева, легко изъимет по свойственной Ему кротости и человеколюбию.

Толкование на пророка Исаию.

Прп. Ефрем Сирин

И сказал Господь Исаии: выйди ты и сын твой Шеар-ясув навстречу Ахазу, к концу водопровода верхнего пруда, на дорогу к полю белильничьему

См. Толкование на Ис. 7:2

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 3-9 И сказал Господь Исаии: выйди ты и оставшийся Ясув, сын твой, на встречу Ахазу, к концу водопровода верхняго пруда, на дороге к полю белильничьему, и скажи ему: смотри и будь спокоен, не бойся, и сердце твое пусть не устрашается от двух концов этих дымящихся головней, от гнева ярости Расина, и Сирии, и сына Ромелиина, потому что Сирия, Ефрем и сын Ромелиин приняли весьма злое намерение против тебя, говоря: взойдем к Иуде, и возбудим его, и отторгнем его к себе, и поставим среди его царем сына Тавеилова. Господь Бог так говорит: это намерение не состоится и не сбудется, но глава Сирии— Дамаск, и глава Дамаска — Расин; а еще шестьдесят пять лет и Ефрем перестанет быть народом. И глава Ефрема— Самария, и глава Самарии—сын Ромелиин. Если не уверуете, то не пребудете

Сын Исаии Ясув, что значит оставленный и обращающийся, во образ народа Иудейскаго имеющаго быть освобожденным от рук двух царей, получает повеление выйти вместе с родителем, и встретить Ахаза, царя Иудейскаго, на месте водопровода верхняго пруда, на дороге к полю белильничьему, где при Езекии, царе Иудейском, о чем мы будем читать впоследствии, стоял Рапсак и, по приказанию Сеннахериба, царя Ассирийскаго, поносил народ Божий (Ис. 3:6), на каковое место вышли посланные Езекиею начальники города, о которых мы читаем в книге Царств (4 Цар. 18). И повелевается, по милосердию Господа, Ахазу, хотя и нечестивому царю, чтобы он соблюдал спокойствие, и не страшился, и чтобы сердце его не ужасалось, думая, что он потерпит подобное тому, что прежде потерпел.

Двумя же концами головней, то есть, дымящихся обгорелых полен, Он называет Расина, царя Сирии, и Факея, сына Ромелиина, царя Самарии, потому что при них кончилось царство Сирии, то есть, Дамаска, и царство Самарии, то есть, десяти колен, называвшихся и другим именем — Ефремом. Ибо написано, что Феглаффелласар, царь Ассирийский, при царе Ахазе, взошел в Дамаск, и разорил его, и жителей его переселил в Пирену, а Расина умертвил (4 Дар. 16:7-9); и что Осия, сын Илы, добавил заговор против Факея, сына Ромелиина, и поразил и умертвил его, и царствовал вместо его над Израилем девять лет (4 Цар. 15:30; 17:1); и что Садманассар, царь Ассирийский, пришел, и осаждал Самарию, называющуюся ныне Севастою, три года, и, в девятый год царствования Осии, взял оную, и заключил связаннаго Осию в темницу, и переселил к Ассириянам Израильтян, и поселил их в Алаи и Аворе при реке Гозам в городах, или, как Семьдесят перевели, в горах Индийских (4 Цар. 17:3-6). Ибо хотя эти два нечестивейшее царя приняли намерение взойти к Иуде, область которого лежала в горах, и возбудить его покоящегося, и как бы спящего, и подчинить его своей власти, и поставить над ним царем сына Тавеила, что значит: добрый Бог; в обозначении этим именем или человека, или идола: однако Господь Бог так говорит: это намерение не состоится, но несколько времени только главою Сирийских городов будет Дамаск, и в самой столице Дамаске будет царствовать Расин. Далее Он говорит: у Ефрема ради Иеровоама, сына Наватова, который первый царствовал из Ефремлян, главою будет Самария, то есть, царский дом в город Самарии, и главою Самарии будет сын Ромелиин, то есть, Факей; но после шестидесяти пяти летъ царство десяти колен, то есть, народа Ефремова, перестанет существовать.

Если мы не исследуем этого с особенною тщательностью, то оно окажется несостоятельным. Ибо Осия воцарился над Самариею в четырнадцатый год царствования Ахаза, сына Иоафамова, над коленом Иудиным, и, в девятый год своего правления, был взят в плен (4 Цар. 17:1-6). Царствовал же над Иудою Ахаз шестнадцать лет (4 Цар. 16:2), и по смерти его, в седьмой год своего правления Осия был осажден, а в девятый был взят в плен, Самария была разрушена, и весь народ был переселен к Мидянам, так что, если мы захотим сложить вместе шестнадцать летъ Ахаза и семь Осии, то составится двадцать три, или, иного, двадцать четыре года; где же возьмутся те шестьдесят пять лет, о которых говорится, что в течение их царство Израильское окончится? Посему Евреи так изъясняют это место, что Амос, начавший пророчествовать при Озии, когда и Исаия начал свое пророчествование, первый пророчествовал против Израиля, говоря: Исраиль же пленен отведется от земли своей (Амос. 7:11, 17), и что надписание его пророчества есть против Самарии, и что он начал пророчествовать во дни Озии, царя Иудейского, за два года до землетрясения, которое, по их мнению, случилось в то время, когда Озия, вошедши в храм Божий, присвоил себе священство, и земля поколебалась, и пепел жертвенника рассыпался, и сам царь поражен был проказою (2 Пар. 26:16-20). Думают же они, что, когда это случилось, был двадцать пятый год царствования Озии, остальных годов которого было двадцать семь, ибо Озия царствовал пятьдесят два года (2 Пар. 26:3, 4 Цар. 15:2); после него царствовал сын его Иоафам шестнадцать лет 4 Дар. 15:33), и сын последнего Ахаз также шестнадцать лет (4 Цар. 16:2); после Ахаза царствовал Езекия, в шестой год правления которого взята была Самария (4 Цар. 18:10), и таким образом, по их мнению, составится в совокупности шестьдесят пять лет. Когда Господь предсказывал это чрез пророка, то и Ахаз и народ не поверили, что это будет. Посему присовокупляется: если не уверуете, то не пребудете, как Симмах перевел, то есть, и вы не пребудете в своем царстве, но будете отведены в плен, терпя наказания от тех, неверию которых вы подражали. Или, по LXX: не уразумеете; и смысл такой: поелику тому, что сказанное Господом сбудется, вы не верите, то не будете иметь разумения. В историческом смысле мы изъяснили это. В начатом же нами смысле иносказательном следует обратить внимание на то, что есть от мира владычествует в своих пределах и в городах своих; когда же настанет время кончины, то есть исполнится шестьдесят пять лет и когда как предметы мира сотворенные в шесть дней, так и все относящееся к пяти чувствам получит конец: тогда откроется все, в будущее исполнение чего не веруют язычники и еретики и по неверию не разумеют возмещаемого.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга третья.

Лопухин А.П.

И сказал Господь Исаии: выйди ты и сын твой Шеар-ясув навстречу Ахазу, к концу водопровода верхнего пруда, на дорогу к полю белильничьему

Ахаз, в ожидании осады Иерусалима, осматривал водопровод, снабжавший весь город водою. Этот водопровод начинался у верхнего пруда (пруд Силоамский, находившийся в верхнем пруде), очень большого, откуда вода подземным ходом была проведена по городу и стекала в другой пруд, впоследствии называвшийся прудом Езекии.

Исаия должен идти к Ахазу со своим сыном, имя которого - Шеар-Ясув (остаток спасется) - символическое: оно означало суд Божий, ожидающий Иудейское царство, от которого может сохраниться только разве небольшой остаток. Между тем имя самого Исаии (Господь спасет) указывало на возможность помилования, и царю таким образом предоставлялось выбирать, чего он хочет - суда или милости от Бога. Суд же угрожал Ахазу за то, что он, вопреки воле Божией (Пс. 145:3), возложил свою надежду не на Господа - истинного Царя Израиля, а на ассирийского властителя Тиглат-Пилезера, к которому уже послал посольство с просьбою о помощи против царей сирийского и Израильского (4 Цар. 16:7-8).

Толковая Библия.

См. также Толкование на Ис. 7:1