Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в нихже несть спасения
Опять желая сделать других людей участниками в славословии, он начинает повествовать о человеколюбии Божием, горя и пламенея любовью, обозревая всю вселенную, приглашая всех в хор свой. Действительно, и это составляет великую хвалу и величайшую славу для Бога, когда Он призывает многих быть участниками Его спасения. «Не надейтесь ни на князей, ни на сынов человеческих, в коих нет спасения». Другой переводчик (неизвестный, см. Ориг. Экз.) говорит: «на того, кто не может спасти» (τω μὴ έχοντι σωσαι). Пусть выслушают это увещание и совет те, которые надеются на человеческое покровительство, непрочное и неверное. Что значит: «в коих нет спасения»? Они, говорит, не властны в своем собственном спасении, не могут покровительствовать даже самим себе; когда придет кончина, они будут лежать безгласнее камней.
Беседы на псалмы. На псалом 145.
«Не надейтеся на князи». Добрый совет; потому что князи не всегда господствуют, но власть их временна, и не все князи чтут справедливость. А если бы и то и другое было; то надобно иметь в виду бренность естества. Ибо Пророк и присовокупляет следующее:
«На сыны человеческия, в нихже несть спасения». Смотри на природу, и не полагайся на власть; потому что «человек суете уподобися» (Пс.143:4); и: «человек яко трава дние его» (Пс.102:15).
Не надейтеся на князи (начальствующих) и на сыны человеческия, в нихже несть спасения.
Не надейтесь, советует, люди, на начальников и на смертных людей, как не имеющих силы спасти себя и помочь самим себе, по изъяснению Златоуста. А если они не могут помочь самим себе, то не гораздо ли больше не могут помочь другим? Ибо сам видишь, читатель, в сколь многих и сколь великих опасностях и смертоносных болезнях находятся начальники: и не имеют силы избавиться от сих опасностей и смерти. Да слышат сие те неизвестные христиане, которые совершенно устремили все внимание свое к великим людям, надеясь, что они помогут во время их нужды.
Почему и Иеремия говорит: Проклят тот человек, который уповает на человека и утвердит плоть мышцы своей на нем, а от Господа отступит сердце его (Иep. 17, 5). Феодорита: Хорошо это увещание; ибо начальники и не начальствуют вечно, но имеют временную власть и не все начальники дорожат правдою. Посему смотри на природу их и не полагайся на власть. Ибо человек суете уподобляется и человек таков, что как трава дни его.
Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в нихже несть спасения
Так как некоторые израильтяне в деле приостановки постройки храма слишком много придавали значения благорасположению персидских вельмож и слишком мало надеялись на Бога, то псалмопевец заявляет, что надежда на людей суетна и внушает надеяться на Бога отцов (Бог Иаковль), Который всемогущ, верно исполняет обещания (хранящего истину) и всегда и везде помогает угнетенным и безпомощным всякого рода, а следовательно, поможет и Своему угнетенному народу.
Руководственное пособие к пониманию Псалтири.