Толкование на Ис. 7:9

Свт. Василий Великий

и глава Ефрема - Самария, и глава Самарии - сын Ремалиин. Если вы не верите, то потому, что вы не удостоверены

См. Толкование на Ис. 7:5

Свт. Иоанн Златоуст

и глава Ефрема - Самария, и глава Самарии - сын Ремалиин. Если вы не верите, то потому, что вы не удостоверены

См. Толкование на Ис. 7:5

Свт. Кирилл Александрийский

глава же Ефремови Соморон, и глава Соморону сын Ромелиев: и аще не уверите, ниже имате разумети

См. Толкование на Ис. 7:8

Толкование на пророка Исаию.


Простая вера наперед полагается в нас подобно некоему основанию, а знание уже потом понемногу построяется на ней, вознося нас «в меру возраста» во Христе и «в мужа совершенного» и духовного (Еф. 4:13). Вот почему и Бог говорит в одном месте: «Вот Я ввергну в основания Сиона камень избранный, краеугольный, драгоценный» (Ис. 28:16; 1Пет. 2:6). Ведь Христос есть для нас начало и основание святости и праведности, очевидно посредством веры, а не иначе, ибо таким именно образом в нас вселяется Он.

Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга IV.

Прп. Ефрем Сирин

и глава Ефрема - Самария, и глава Самарии - сын Ремалиин. Если вы не верите, то потому, что вы не удостоверены

См. Толкование на Ис. 7:8

Прп. Руфин Аквилейский

и глава Ефрема - Самария, и глава Самарии - сын Ремалиин. Если вы не верите, то потому, что вы не удостоверены

Стало быть, чтобы представилась тебе возможность понимания, ты, прежде всего, прямо заявляешь, что веруешь: ибо никто не ходит морем и не вверяет себя текучим и бездонным стихиям, если не верит в возможность спастись. И земледелец не засыпает семена в борозды и не раскладывает плоды в землю, если не верит, что придут дожди и что наступит солнечное тепло, согревшись которым, земля производит умножение посевов плодом, так же как и будучи поддержана веянием ветров. Наконец, ничто не может в жизни быть совершено, если не предваряется доверием. Итак, что удивительного, если, обращаясь к Богу, прежде мы свидетельствуем свою веру, поскольку без нее невозможно было бы вести даже саму жизнь?

Изложение символа веры.

Блж. Иероним Стридонский

и глава Ефрема - Самария, и глава Самарии - сын Ремалиин. Если вы не верите, то потому, что вы не удостоверены

И сказал Ахаз: Не буду просить и не буду искушать Господа. Не по смирению, а по гордости он не хочет просить у Господа знамения. Ибо хотя написано во Второзаконии: Не искушайте Господа, Бога вашего (Втор. 6:16), - и хотя это свидетельство привел Спаситель против дьявола (Мф. 4), однако, получив повеление просить, он из повиновения должен был исполнить повеление, особенно когда и Гедеон и Маной просили и получили знамение… Ибо знал нечестивый царь, что если бы он попросил знамения, то получил бы его и прославился бы Господь. Поэтому как почитатель идолов, ставивший жертвенники на всех перекрестках, на горах и в тенистых рощах и вместо левитов имевший жрецов, он не хочет просить повеленного ему знамения.

Комментарии на пророка Исаию.


См. Толкование на Ис. 7:3

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга третья.

Блж. Августин

и глава Ефрема - Самария, и глава Самарии - сын Ремалиин. Если вы не верите, то потому, что вы не удостоверены

Кафолическое учение внушает, что ум христианский сперва должен питаться простой верой, и внушает это с той целью, чтобы сделать его способным к пониманию высшего и вечного.

Ведь так говорит и пророк: Если вы не уверуете, то и не поймете. И это та самая простая вера, которой мы верим, - еще до того, как стяжаем превосходнейшее познание любви Христовой и исполнимся всякой полноты Божией, - что не беспричинным было домостроительство Его смирения, по которому Он смиренно родился и пострадал; домостроительство, предсказанное за столь долгое время до этого пророками посредством пророческого рода, пророческого народа, пророческого царства.

Словами: Если не уверуете, то и не поймете, - показано, что праведность относится к вере, а понимание - к мудрости. Потому у тех, кто пламенеет врожденной любовью к ясной истине, следует не воспрещать их усердие, но приводить в порядок, чтобы человек, начав с веры и опираясь на добрые нравы, достиг того, к чему стремится.

Против Фавста-манихея.


Ты говоришь: «Мне нужно понять, чтобы поверить». А я скажу: «Веруй, чтобы понять». Пусть ответит нам пророк: Если вы не уверуете, то и не поймете.

Сокровенных и тайных вещей, относящихся к Царствию Божию, прежде всего ищут верующие, и это может сделать их понимающими. Ибо вера - это ступень к пониманию, а понимание - вознаграждение за веру. Это ясно говорит пророк всем, чересчур поспешно и несвоевременно ищущим понимания и пренебрегающим верой.

Проповеди.


Итак, делом разума является также и то, чтобы в некоторых вещах, относящихся к спасительному учению, постичь которые разумом мы пока что неспособны, но когда-нибудь станем способны, вера предшествовала разуму, поскольку благодаря ей очищается сердце и делается способным воспринять и распространить свет великого разумения. И потому разумно сказано через пророка: Если вы не уверуете, то и не поймете. Здесь несомненно различает он две эти вещи и дает нам совет прежде уверовать, чтобы затем мы смогли понять то, во что веруем. Итак, разумно повелевается, чтобы вера предшествовала разуму. Ведь если эта заповедь не является разумной, то она неразумна, но думать так недопустимо. Потому если разумно, чтобы вера предшествовала разуму в отношении чего-то великого, то есть того, что не может пока что быть им постигнуто, то несомненно некоего рода разумение, убеждающее в этом, само предшествует вере.

Послания.

Евсевий Кесарийский

и глава Ефрема - Самария, и глава Самарии - сын Ремалиин. Если вы не верите, то потому, что вы не удостоверены

Этим указывается, что не только понимание, но и вера необходима читающим, и не только вера, но и понимание. Те из обрезанных, кто не поверил во Христа Бога, даже и ныне слыша эти слова, не понимают, о Ком идет речь в пророчестве, которое подтвердило сказанное против них… Это и открывает ясно предсказанное им и о них, ибо говорит: Если не поверите, не поймете.

Доказательство в пользу Евангелия.

Лопухин А.П.

и глава Ефрема - Самария, и глава Самарии - сын Ремалиин. Если вы не верите, то потому, что вы не удостоверены

См. Толкование на Ис. 7:7