Толкование на Ис. 10:4

Свт. Василий Великий

Без Меня согнутся между узниками и падут между убитыми. При всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта

См. Толкование на Ис. 10:1

Свт. Иоанн Златоуст

Без Меня согнутся между узниками и падут между убитыми. При всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта

«Без Меня согнутся между узниками и падут между убитыми». Видишь ли, как зло обличает само себя? «Горе, – говорит, – пишущим лукавство», потому что они свое лукавство пишут. Ты, говорит, обнаружил жестокий дух, и Я, говорит, наведу на тебя и обнаружу наказания и удары, и не окончу этим: «При всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта».

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Кирилл Александрийский

еже не впасти в пленение

См. Толкование на Ис. 10:1

Ст. 4-10 И во всех сих не отвратися гнев его, но еще рука его высока. Горе Ассирием, жезл ярости моея и гнев есть в руку их. Гнев мой послю на язык беззаконен, и своих людий повелю сотворити корысти и пленение, и попрати грады и положити я в прах. Сей же не тако помысли и душею не тако возмне: но отступит ум его, и еже потребити языки не малы. И аще рекут ему: ты ли еси един князь; И речет: не взях ли страны, яже выше Вавилона и Халани, идеже столп создан, и взях Аравию и Дамаск и Самарию; якоже сия взях, и вся княжения возму

Мы увидим, что Бог, всегда заботящийся о Своей славе, сильно гневается, если видит, что кто-нибудь пренебрегает и старается ни во что ставить угодное Ему и употребляет все усилия на то, чтобы совершить самые постыдные дела. Таких он обращает, как бы насильно увлекая их к совершению того, что служит в великую пользу им. Ибо негде блаженный Давид так говорит: браздами и уздою челюсти их востягнеши, приближающихся к тебе. Многи раны грешному (Пс. 31:9-10); Он налагает наказание на согрешающих, передавая свой гнев, как бы вручая некоторый жезл в руки мужам недобрым, дабы они сделались совершителями наказания, посылаемого на нечестивых. Но случается, что те, которые избираются для этого, слишком много думают о себе в отношении к наказуемым и даже по отношению к Тому, Кто поручил им это. Ибо они не думают, что они одержали верх над теми, вследствие попущения Божия и Его определения, чтоб те потерпели такое несчастие; но воображают, что они превзошли и Того, Кто хочет тех спасти. Посему Он обращает свой гнев против них, и вполне справедливо. Так как Он гордым противится, то Он унижает их гордость, и подвергая их заслуженным ими наказаниям, пытается внушить им иное убеждение в том, что победа над наказанными не есть следствие их силы, но следствие Его веления. Это самое случилось с ассирийским царем. Ибо после того, как он взял Иудею и опустошил города ее, – он высоко возомнил о себе и вообразил, что он овладел святою землею вопреки желанию Бога, Который и управляет ею и обещался спасти ее. По этой причине и говорит, что еще не отвратися гнев а на Ассириян наведет горе. Какое же основание для этого? Ибо, говорит, жезл ярости моея дан в руки их, разумеется Мною, чтоб им нанести удары нечествовавшим против Меня; так как своих людей повелел сотворити корысти и пленение и попрати грады и положити я в прах. Ибо если бы я не удалил от них Своей спасающей руки и не лишил их Своей, всегда обыкновенно подаваемой им, помощи; то они никогда не были бы пленниками, но всегда, при Моем содействии, были бы победителями над врагами. Но сей жеАссириянин не тако помысли и душею не тако возмне, но помыслил в уме своем: сокрушит, то есть, истребит немало народов. Ибо он думал, что никто не может противостать его силам, что он без труда одолеет всех и над всеми народами будет владыкою, потому что никто не воспротивится ему. Но если бы к имеющему такую ненасытную душу и постоянное стремление к владычеству над всеми пришел кто-нибудь и сказал: ты ли есть един князь, то есть можешь ли ты один владычествовать над вселенной; то он, возвышая надменный голос, сказал бы на это: не взях ли страны, яже выше Вавилона и Халани, идеже столп создан; и взях Аравию и Дамаск и Самарию. Якоже сия взях, и вся княжения возму. Халань, где построена была древними башня, находится в последних как бы пределах востока, по ту сторону страны и земли Вавилонской. Итак, говорит, как из самых пределов восточной земли я сделал границы моего царства, взял Дамаск и Самарию, которым боги их не оказали никакой помощи, так возьму и другие, вне лежащие страны. Необходимо припомнить, что и Рабсак, передавая слова царя ассирийского, говорил находящимся на стене: сия глаголет царь ассирийский: да не прельщает вас Езекиа словесы, которые не могут избавити вас: и да не глаголет вам Езекиа, яко избавит нас Бог, и после других слов опять: еда избавиша бози язычестии, кийждо страну свою от руки царя ассирийска? где есть бог Емафов и Арфафов? и где бог града Сепфарима? еда возмогоша избавити Самарию от руки моея? Кто от богов всех языков сих, иже избави землю свою от руки моея, яко избавит Израиля от руки моея. (Ис. 36:14; 18-20)? Поэтому возвещает (Бог), что он подвергнет наказанию Ассирийца, который высоко возомнил о себе и решился посмеяться над божественным гневом. Но и нам самим следует возненавидеть страсть гордости; если же она дерзко восстанет против самой божественной славы, тогда подлинно и по справедливости горе тем, которые захотели бы так поступать.

Толкование на пророка Исаию.

Прп. Ефрем Сирин

Которые из вас не преклонятся под оковами… под убиеными падут. Вы уподобитесь скованным, которые ничего не в состоянии делать, уподобитесь убитым, в которых нет дыхания жизни; так будете презренны в глазах Ассириян.

Толкование на книгу пророка Исаии.

Блж. Иероним Стридонский

Без Меня согнутся между узниками и падут между убитыми. При всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта

См. Толкование на Ис. 10:1

Лопухин А.П.

Без Меня согнутся между узниками и падут между убитыми. При всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта

Без Меня. Без помощи Божией, лишившись ее по своим грехам, им ничего более не остается как смиренно склониться под тяжестью колодок среди узников или подставить шею свою под меч врага. Однако и этим не ограничится Судия в наказании Израиля.

Толковая Библия.